Все под страхнадзором


Текст | Арсений Александров

В конце сентября коллегия Минфина, посвященная итогам работы Федеральной службы страхового надзора (ФССН), одобрила предложение об организации регулярного рассмотрения результатов обобщения правоприменительной практики страхового надзора в целях совершенствования страхового законодательства. Кроме того, коллегия поддержала предложение ФССН о создании автоматизированной информационной системы (АИС) ФССН в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002—2010».

B апреле 2004 года постановлением Правительства РФ были определены статус и функции Федеральной службы страхового надзора: в настоящий момент она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов РФ. Среди ее основных функций — принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий отечественных страховых компаний; выдача и отзыв квалификационных аттестатов; ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела. Но, пожалуй, главные задачи, которые сейчас активно решает ФССН, — это осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства путем проведения проверок их деятельности, а также контроль за своевременным поступлением сведений о прекращении деятельности страховых компаний, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии.
На заседании коллегии руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев отметил, что на 1 июля 2005 года в России работали 1208 страховых организаций, 1323 страховых брокера и более 100 тыс. страховых агентов. За 2004 год страховая премия страховых компаний составила 471,6 млрд руб. (2,81% от ВВП), а за первое полугодие 2005 года — 263,4 млрд руб. Размер страховых выплат составил соответственно 291,7 млрд руб. и 146 млрд руб. В течение последних лет планомерно увеличивается уставный капитал страховых компаний. Если в июле 2003 года было 1168 компаний с уставным капиталом меньше 30 млн руб., то в июле 2004 года их количество сократилось до 940, а в июле 2005 года — до 449. В свою очередь, количество компаний с уставным капиталом от 30 млн до 120 млн руб. возросло с 184 до 326 и 459 соответственно. Количество компаний с уставным капиталом от 120 млн до 500 млн руб. также выросло — с 60 в июле 2003 года, до 119 в июле 2004 года и 228 в июле 2005-го. Увеличилось и количество компаний с уставным капиталом от 500 млн руб. — с 30 до 50 и 71 соответственно.

ФССН и Минфин практически полностью согласовали проект правил размещения собственных средств страховщиков. Об этом также сообщил Илья Ломакин-Румянцев: «Проект приказа Минфина согласован по всем принципиальным вопросам, кроме запятых и окончаний». По его словам, приказ вступит в действие с 1 января 2007 года, то есть через полгода после вступления в силу новых требований к размещению страховых резервов, утвержденных августовским приказом Минфина. Как отметил глава службы, страховые компании в течение этого полугодия смогут реструктурировать свои инвестиционные портфели.

Принятие этих двух документов, по мнению Ильи Ломакина-Румянцева, означает «революцию на страховом рынке» и переход от финансовых пирамид к реальному обеспечению обязательств. «Пока многие страховщики покрывают вчерашние обязательства сегодняшними взносами, что, по сути, является финансовой пирамидой, — сказал он, — мы стараемся перейти к тому, что обязательства будут закрываться сегодняшними активами».

Руководитель ФССН считает, что для более эффективного выполнения надзором своих функций необходимо наличие современной информационной системы, регламентация деятельности службы (четкое определение прав и обязанностей работников Росстрахнадзора в рамках осуществления надзорных действий), а также освоение новых технологий. Именно поэтому следует как можно скорее заняться созданием и внедрением автоматизированной информационной системы ФССН. Во время обсуждения перспектив развития страхового рынка в России члены коллегии единодушно пришли к выводу о нецелесообразности открытия в России филиалов иностранных страховых компаний. Дело в том, что без присвоения им статуса российского юридического лица функции контроля и надзора за страхованием, а также валютного регулирования в отношении них невозможно будет осуществлять. Что в свою очередь негативно скажется на защите прав и интересов российских потребителей страховых услуг.