После МВА


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Два года напряженного труда не пропали даром: ваши интеллектуальные, физические и финансовые затраты окупились. Теперь вы счастливый обладатель диплома МВА. У вас прибавилось знаний, которые очень помогают в работе, полезных во всех отношениях знакомств и, конечно, статусности. Но чего-то мучительно не хватает: неужели опять тянет за парту? Что ж, тогда стоит подумать о продолжении бизнес-образования.

Cовременный рынок образовательных услуг предлагает несколько вариантов для выпускников программы МВА, желающих продолжить свое образование и быть в курсе новых веяний в практике менеджмента. Если вам импонирует фундаментальное образование, но при этом вы вовсе не собираетесь оставлять практическую работу в бизнесе и посвящать себя научной и педагогической карьере, тогда все пути ведут к программе DBA (Doctor of Business Administration), после обучения по которой вы получите степень доктора делового администрирования.

Только для VIPов

Программа DBA появилась относительно недавно и считается старшей (не по возрасту, конечно) сестрой МВА, следующей ступенькой в бизнес-образовании успешного управленца. Ее отличие в сочетании академичности с практической направленностью. Большое внимание уделяется профессиональной аналитической и исследовательской работе, однако все проекты слушателей имеют прикладное значение. Правда, по окончании программы выпускник должен написать и защитить серьезную диссертационную работу, весьма напоминающую традиционную докторскую, но базируется этот аналитический проект на его практическом опыте. В идеале после обучения по программе DBA человек, поднаторевший в теории и осмысливший через ее призму свой опыт работы, должен прийти к новому уровню понимания бизнеса и управления и начать мыслить глобально.
Целевой аудиторией данной программы являются первые лица крупных компаний, руководители высшего звена, собственники бизнеса, амбициозные менеджеры, нацеленные на головокружительную профессиональную карьеру, а также независимые бизнес-консультанты с приличным послужным списком. В принципе абитуриенту не обязательно обладать дипломом МВА (здесь все зависит от требований конкретной бизнес-школы), однако соискатели с этой степенью при поступлении имеют определенное преимущество. Еще одно условие — внушительный и успешный опыт работы в бизнесе, желательно на руководящей позиции. Так, слушатель программы DBA Высшей школы корпоративного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ВШКУ) — это сложившийся бизнесмен, который хорошо зарекомендовал себя либо как руководитель, либо как бизнес-аналитик, консультант высокого класса, имеющий профессиональное высшее образование и опыт работы не менее семи лет. Преференции при поступлении имеют не только мастера делового администрирования, но и специалисты с ученой степенью кандидата экономических наук.

Специфика целевой аудитории сказывается и на процессе обучения. Как правило, хорошая программа DBA гибко реагирует на индивидуальные потребности слушателей (это касается и составления планов обучения, закрепления за слушателем педагогов-консультантов, выбора тем исследовательских работ и диссертационного проекта и пр.). Учитывая занятость студентов, обучение обычно ведется по очной и очно-заочной формам (при этом хорошая бизнес-школа обязательно пойдет навстречу своему слушателю, если он в процессе учебы захочет поменять форму обучения). Кроме того, будущему «доктору» предстоит осилить большой объем самостоятельной работы.

Естественно, программа, предназначенная для «сливок» бизнес-сообщества, предполагает, что и преподавать ее должны лучшие из лучших специалистов, блестяще осведомленные не только в теории, но и в практике бизнеса. Это требование, кстати, является одной из основных объективных причин, почему программы DBA сегодня довольно мало распространены в России. Не все отечественные бизнес-школы могут позволить себе привлекать к преподаванию звезд менеджмента, да и высококлассных преподавателей бизнес-дисциплин у нас пока очень немного — слишком мало времени прошло с тех пор, как в нашей стране вообще появилось такое понятие, как бизнес-образование.

Жесткий отбор слушателей программы и высокие требования к ним обусловливают тот факт, что на курсе учится значительно меньше человек, чем на МВА и даже EMBA. Выше и возраст студентов — как правило, это те, кому за 30. Продолжительность обучения на DBA варьируется от двух до четырех лет (а иногда и больше — это тоже зависит от бизнес-школы). И, наконец, придется потратить значительно большую сумму, DBA — одна из самых дорогих программ в мире бизнес-образования.

Особенности обучения

От студента DBA требуется склонность к исследовательской работе и умение мыслить системно. При поступлении в западные бизнес-школы, помимо других испытаний (обязательного интервью, а иногда и письменного эссе), соискатель, как правило, должен пройти тест на логико-математическое мышление GMAT и предоставить результаты TOEFL или IELTS, поскольку без свободного английского — никуда.

Однако трудности поступления — это еще цветочки, ягодки же — сам процесс обучения, выпускнику ли МВА этого не знать. На полностью дистанционное обучение ни в российской, ни в западной бизнес-школе рассчитывать не приходится. Несмотря на занятость, студенты должны какое-то время проводить в учебных аудиториях, где им постараются дать максимум необходимой информации. Может случиться так, что бизнес-школа будет настаивать на том, чтобы слушатель программы DBA, получавший МВА-образование в другой бизнес-школе, прошел отдельные курсы местной программы МВА. Это, в частности, практикуется в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School, HBS, США), предлагающей одну из самых авторитетных американских DBA-программ. Также индивидуальный план занятий может предусматривать изучение студентом ряда специальных дисциплин (либо тех, где у него есть пробелы в образовании, либо тех, углубленное знание которых понадобится для диссертации).

В любом случае, слушателей программы знакомят с современными методами исследования, необходимыми для написания аналитических работ. Стоит отметить, что в западных бизнес-школах методам анализа в прикладных исследованиях и методологии написания исследовательских проектов уделяется значительно больше внимания, чем в российских. В некоторых учебных заведениях студенты в процессе обучения должны пройти своеобразные тренировки перед докторской — подготовить несколько серьезных исследований в форме статей, пригодных для публикации в научных и профессиональных журналах.

Много времени придется потратить и на самостоятельную работу в промежутках между учебными модулями. Это штудирование специальной литературы, составление аналитических обзоров, рефератов и т. д. Кроме того, слушателю в процессе обучения рекомендуется постоянно общаться со своими консультантами.

Как правило, DBA-программа предполагает углубленное изучение стратегического менеджмента и его новейших методов, теории и практики лидерства, актуальных проблем современного бизнеса, особенностей международного бизнеса, управления инновациями, финансового менеджмента, использования IT-технологий и пр. Словом, всех дисциплин, доскональное знание которых должно помочь выпускнику системно оценивать перспективы компании. В зависимости от специализации программы к ним могут быть добавлены и другие дисциплины. Сегодня западные бизнес-школы предлагают много дифференцированных DBA-программ. Например, в Гарвардской бизнес-школе имеются следующие направления: DBA-Бухгалтерский учет и финансовый контроль, DBA-Маркетинг, DBA-Политика и менеджмент, DBA-Технологии и управление операциями.

DBA по-нашему

На Западе программа DBA сейчас чрезвычайно популярна, но она есть далеко не во всех странах. Лучше всего DBA представлена в Великобритании, США, Австралии. Российские же школы, предлагающие DBA, можно пересчитать по пальцам. Причин здесь несколько, и прежде всего это молодость бизнес-образования: не все отечественные бизнес-школы дошли до такого уровня своего развития и осмысления предыдущего опыта работы по другим программам, который позволяет им ввести качественную программу DBA. Поэтому рассчитывать на то, что, получив в одной отечественной бизнес-школе диплом МВА, можно через какое-то время поступить там же на программу DBA, стоит далеко не во всех случаях.
Кроме того, отечественная DBA в силу своего очень юного возраста переживает типичную болезнь роста: российского стандарта на эту программу пока нет. И потому выбирать бизнес-школу, где вы надеетесь стать доктором делового администрирования, нужно особенно осторожно. На что следует обратить внимание? Во-первых, на репутацию школы: чем выше она котируется, тем лучше. Если школа существует довольно долго, заслужила хорошие отзывы и ввела у себя программу DBA (пусть даже не так давно), то это говорит само за себя — рисковать своим добрым именем такое учебное заведение не будет. Хорошо бы сразу выяснить, какой документ вы получите после обучения по программе — государственный диплом о дополнительном высшем образовании, где написано, что вы прошли программу DBA, или же диплом иностранного партнера данного учебного заведения (в последнем случае надо навести дополнительные справки о зарубежной школе, совместно с которой реализуется программа DBA).
Во-вторых, следует по максимуму узнать о программе, по которой вам предстоит учиться, ее особенностях, методическом материале и преподавательском составе. Хорошая бизнес-школа должна удовлетворить вашу любознательность, поможет и «сарафанное радио» — рассказы тех, кто уже стал или готовится стать здесь доктором делового администрирования. Если учебное заведение заявляет, что при составлении своей программы оно учитывало опыт иностранных программ, будьте дотошны: узнайте их названия и наведите справки.
В-третьих, обратите внимание на то, какие требования предъявляет бизнес-школа к абитуриентам данной программы и какие тесты нужно пройти, чтобы поступить на нее. Чем жестче критерии отбора, тем лучше. Значит, эта школа заботится о том, чтобы на ее программу DBA не попадали случайные люди. И хотя сегодня DBA в России только начинает свою жизнь, а поэтому во многих бизнес-школах набор на нее носит несколько формальный характер, чересчур мягкие условия поступления на программу для избранных все-таки неприемлемы.
И, в-четвертых, не пытайтесь экономить. Слишком низкая плата за обучение по программе DBA должна насторожить. Высококлассные преподаватели, их время и усилия, затраченные на ваше обучение, стоят дорого, учебные материалы тоже не самый дешевый продукт. Так, курс DBA в Высшей школе корпоративного управления стоит 24 тыс. у. е. за три года. Для сравнения: четыре года обучения на DBA в Школе менеджмента университета Брэдфорд (Bradford University School of Management, Великобритания) обойдется в 27,3 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме того, некоторые российские бизнес-школы включают в свои DBA-программы стажировки слушателей на предприятиях за рубежом. Это стоит отдельных денег, причем суммы разнятся в зависимости от продолжительности пребывания за границей и условий проживания. Так что будьте готовы к новым затратам. И в любом случае помните: программа DBA подразумевает, что учатся на ней люди состоявшиеся и состоятельные. Хотите быть одним из них? Извольте соответствовать.

Ходите в школу!

Если же вы пока не готовы посвятить еще несколько лет своей жизни обучению по программе DBA, тогда советуем выбрать краткосрочные курсы и тренинги, с помощью которых вы сможете обновить полученные во время обучения по программе МВА знания и приобрести навыки использования передовых методов и инструментов управления. Сейчас рынок бизнес-образования предлагает немало таких программ, но особо пристальное внимание российским выпускникам МВА стоит обратить на мероприятия, проводимые их бизнес-школами. Пожалуй, больше всего повезло тем, кто учился на МВА в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства РФ (ИБДА). С начала 2005 года ИБДА ввел у себя специальную программу-тренинг для выпускников бизнес-школ, руководителей с экономическим или управленческим образованием «Новое в практике менеджмента». В основе ее лежит концепция непрерывного образования и понимание того, что современный руководитель сталкивается с необходимостью постоянного обновления знаний и испытывает потребность поделиться проблемами и управленческими наработками с равными себе по опыту и положению людьми.

Новое в практике менеджмента — это не только тренинг, но и дискуссионная площадка для обмена передовым опытом и обсуждения практических вопросов и проблем менеджмента современной компании, а также установление и расширение деловых контактов и связей между выпускниками программ разных лет. Три мастер-класса тренинга ИБДА рассматривают проблематику управления тремя основными функциональными сферами менеджмента компании: маркетингом, финансами, кадрами. Четвертый мастер-класс посвящен общим задачам управления компанией на стратегическом уровне. Занятия проводятся по преимуществу в интерактивной форме (case studies, деловые игры, тренинги и т. п.). Теория дается в объеме, минимально необходимом для осмысления практического инструментария.

Интересные мероприятия устраивает для своих членов и Ассоциация выпускников и слушателей Высшей школы корпоративного управления. Так, в мае 2005 года в г. Бад-Гарцбург (Германия) ею был проведен выездной семинар «Теория и практика делегирования полномочий и ответственности», в котором приняли участие выпускники, слушатели и преподаватели школы. Не менее интересные программы организует и Клуб выпускников Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, как правило, это дискуссионные заседания по актуальным вопросам экономики и управления. В 2004—2005 годах среди тем этих заседаний были «Современная Россия: экономика и политика», «Лидерство и пассионарность в бизнесе», «Бизнес с открытыми глазами в эпоху Интернета», «Что мешает российским компаниям найти свои внеконкурентные преимущества?» и др. Так что не теряйте связи с учебным заведением, давшим вам бизнес-образование. И учитесь на здоровье!