Перенесли закон через майдан


Текст | Екатерина ЖИЛЯКОВА

Эпопея со сроками муниципальной реформы закончилась их переносом. В конце сентября президент подписал поправку о том, что субъекты Федерации реализуют новый закон о местном самоуправлении по мере готовности. Кто готов — с 2006 года, кто не готов (читай: не хочет) — ждет до 2009-го. Фокус в том, что центр сделал все возможное, чтобы регионы не захотели вводить у себя местное самоуправление.

В ходе тяжелых и продолжительных боев между кремлевскими либералами и «силовиками» победила дружба. Правда, с фигами во всех карманах. Либералы отсекли от «поправок Гришанкова» совсем уж авторитарные наросты и ограничились урезанным набором полномочий для новых поселений. Серьезные функции до 2009 года будут исполнять муниципальные районы, которым государство доверяет больше, чем новым местным депутатам и главам. Зато «силовики» добились того, чтобы список временно изымаемых у поселений полномочий определяли сами субъекты Федерации (либералы настаивали на едином списке для всей страны).

Поправки стали нежданным «подарком» для более чем 150 тыс. депутатов в 13 тыс. новых поселений. Пока в Госдуме и Кремле переносили реформу через виртуальный майдан-2008, по всей стране прошли выборы в городские и поселковые советы. Следующие три года основательно потратившиеся на свои кампании поселенческие депутаты и главы могут спокойно заниматься вывозом мусора, читать книжки по муниципальному управлению и пить валидол (или водку). Последнее — когда поймут, что местные бюджеты «кормить» никто не обещал. Точнее, когда это поймут жители и придут помахать вилами под окнами сельсовета.

Абсурд ситуации в том, что поправку об отсрочке внесли, когда в Москве подсчитали деньги в муниципальных бюджетах и прослезились. Что сделал бы логично мыслящий хозяин? Перераспределил бы налоги между уровнями власти, ускорил кадастровую оценку земли, чтобы она наконец заработала как источник дохода, разработал долгожданный список имущества для передачи с регионального на муниципальный уровень и обратно. Вместо этого законодатели «посадили» новые сельсоветы на смету: налоги пойдут в районы, где будет исполняться максимальное число полномочий, а поселениям выдадут смету с жестким списком расходов на уборку мусора.

Это совсем не то будущее, которое рисовал муниципалам президент Владимир Путин на единственной встрече с ними осенью 2003 года, накануне принятия закона. Тогда он сказал, что реформа нужна в том числе и для того, чтобы создать на территориях условия для расцвета малого и среднего бизнеса. Чтобы бизнес, в свою очередь, платил налоги в местные бюджеты, а муниципальные власти тратили их на развитие территории.

Самое смешное, что пресловутое «создание условий для социально-экономического развития территории муниципального образования», скорее всего, останется в перечне полномочий, закрепленных за поселениями. Глупо даже тратить время на то, чтобы передавать районам эту задачу, более чем абстрактную в условиях «полного отсутствия присутствия» денег. Так что, похоже, единственный способ для муниципалов бороться за свои финансовые права — это упирать на то, что поправка противоречит установкам президента.

Однако поправка об отсрочке заставляет вспомнить другие слова, которые неоднократно говорил Дмитрий Козак: на местах очень много скрытых источников доходов. Правда, до сих пор ни один мэр не показал автору этих строк ни одной подобной «тумбочки, где деньги лежат». (Разве что вспоминали экономию от оптимизации расходов, в самом лучшем случае способную принести в бюджет 10% дополнительно.)

Авторы 131-го закона настаивают, как правило, на том, что должна измениться идеология управления местной экономикой. Муниципалам необходимо переосмыслить отношение к земле, чтобы начать использовать ее для получения доходов. Местным администрациям надо освободиться от многочисленного муниципального имущества: аптек, магазинов, рынков и т.п. То есть из не слишком расторопных бизнесменов превратиться в администраторов, «дирижеров», создающих хорошие условия для работы коммерческих предприятий. Однако, как уже отмечалось, земля не то что не получила кадастровую оценку стоимости, — она до сих пор в принципе не перераспределена между уровнями власти. Что касается собственности, то мэры собираются насмерть стоять, чтобы не упустить из своих рук ни одно из МУПов. И их можно понять, учитывая, насколько «тепличные» условия создает государство для развития местного самоуправления.

Вероятных объяснений и соответственно вариантов будущего у этого замкнутого круга немного. Возможно, как говорят в кулуарах Госдумы, «наверху» все еще сомневаются, нужно ли нам местное самоуправление («Ты не понимаешь, речь идет о том, быть ли местному самоуправлению вообще», — жаловался автору депутат, побывавший на инструктаже в Администрации президента). В таком случае, оставив муниципалитеты без полномочий, денег и собственности, федеральная власть действительно очень скоро убедится в том, что муниципалы работать не умеют («Что-то вы, батенька, совсем плохой стали», — сказал доктор, отпиливая пациенту здоровую ногу). Тогда нам нужно готовиться и к отмене 131-го закона, и к продлению вертикали власти как минимум до районного уровня, и к назначению мэров в столицах субъектов Федерации.

Если же центр не столь лицемерен, то, может быть, поставив муниципалитеты в заведомо жесткие условия, он хочет просто проверить, есть ли на местах дополнительные ресурсы, которые мэрам придется выкачивать воленс-ноленс. Не исключено, что этот подход сработает и несколько глав проявят чудеса изобретательности, выдавая идеи, привлекающие инвесторов. Как, например, поступил никому раньше не известный город Мышкин, который создал музей мыши и вызвал на дуэль село Кошкино, тем самым проложив к себе незарастающую туристскую тропу. Или как село Мстера, где, после того как расписные шкатулки перестали приносить доход из-за огромного количества конкурентов, глава Валентина Сысоева убедила администрацию Ивановской области в необходимости возродить заброшенную было добычу торфа. Но вряд ли стоит ждать повсеместного фонтана идей…

Как ни странно, в этих условиях единственный путь для сохранения местного самоуправления — скорейшая реализация 131-го закона. Чтобы, во-первых, в 2009 году у мэров и глав сельсоветов были серьезные аргументы для оправдания перед федеральной властью. Мол, мы сделали все так, как вы хотели. Может, вы хотели неправильно? Во-вторых, столь разветвленная система местных органов власти, которая должна быть создана по новому закону, на определенном этапе может превратиться в самоорганизующуюся систему. Если сегодня несколько сот мэров крупных городов способны вызвать у федералов серьезную головную боль, то новые главы сельсоветов, политесу не обученные, могут и башмаками по разным трибунам постучать. Мало не покажется. (Вот он, майдан, созданный своими же, федеральными, руками!)

Это понимают самые дальновидные губернаторы, от политической воли которых сегодня зависит будущее народовластия. Таких губернаторов, кстати, не так уж мало. По оценкам Минрегионразвития, лишь 18 субъектов Федерации действительно будут ждать 2009 года. Остальные готовы реализовывать закон со следующего года. И среди тех, кто выдерживает сроки переходных положений, не только богатые регионы (как, скажем, почти вся ассоциация «Сибирское соглашение», члены которой на недавнем выездном заседании Комитета Госдумы по МСУ заявили, что перенос губителен). Например, дотационные Псковская и Ульяновская области, уже упоминавшийся в публикациях «БОССа» Ставропольский край, перешедший на новые принципы досрочно, с 2005 года, — эти и многие другие субъекты Федерации понимают: реформа — не прихоть, а необходимое условие развития. Жаль только, что не переболевшая воспалением централизации федеральная власть по привычке уповает на костыли властной вертикали…