Николай МАКСЮТА:остаюсь сторонником социальной направленности реформ
Беседу вел Дмитрий Александров
Николай Максюта занимает пост губернатора Волгоградской области третий срок подряд. Избиравшийся в середине 90-х при поддержке левой оппозиции, сегодня он работает в полном согласии с федеральной властью. Волгоградский губернатор не изменял своим принципам — изменился курс федеральной власти: социальная политика стала в нем важнейшим элементом.
«Восемь лет работы губернатором позволили накопить опыт» — Николай Кириллович, в рамках ротации президиума Госсовета вы назначены членом президиума. Какими вы видите задачи, стоящие перед этим органом и свою роль в их осуществлении?
— Одним из самых важных и сложных вопросов управления страной, на мой взгляд, является искусство взаимодействия различных ветвей власти, а также делового и социального партнерства власти, бизнеса и гражданского общества.
Здесь нужно учитывать и соизмерять очень много управленческих тонкостей, без чего нельзя решить судьбоносные задачи. Во-первых, это необходимость повышения исполнительной дисциплины и ответственности при осуществлении согласованных действий. Во-вторых, содействие и помощь со стороны государственной власти в развитии местного самоуправления, исключающие ущемление его самостоятельности. В-третьих, формирование такой системы распределения налогов и межбюджетных отношений, которая стимулировала бы экономическую и социальную активность на местах. В-четвертых, принятие только таких государственных решений, которые имели бы полное финансовое обеспечение, но не за счет бюджета нижестоящего уровня власти и т. д. и т. п.
Восемь лет работы на посту главы администрации области позволили мне накопить значительный опыт в решении подобных проблем, и я надеюсь его эффективно использовать, работая членом президиума.
— Как вы оцениваете систему назначения губернаторов, введенную год назад? Помогает ли она делать губернаторов и президентов республик большими государственниками и меньшими сепаратистами, уменьшает ли зависимость от местных кланов?
— Пока прошло мало времени для того, чтобы правильно оценить эффективность назначения губернаторов. Вместе с тем я полагаю, что такая система окажется эффективна, если в ее основу будут положены прежде всего принципы реализации профессиональной концепции, а не политических амбиций.
Думаю, что президент здесь на правильном пути, так как высокий профессионализм в управлении, включающий умение грамотно и бесконфликтно выстраивать человеческие отношения, как правило, не совместим с сепаратизмом и клановыми интересами.
— Как вы оцениваете предложенные президентом национальные проекты? Чего, на ваш взгляд, не хватает в списке этих проектов? Прав ли, по-вашему, глава государства, «забыв» промышленную политику?
— Определение национальных проектов считаю своевременным, тем более что они гарантированно обеспечены ресурсами стабилизационного фонда. Существенная прибавка в оплате труда работников социальной сферы является хорошим подспорьем в мотивации их важной работы.
Беспокоит другое. Механизм реализации поставленных президентом задач, закладываемый Правительством России, имеет определенные изъяны: материальное вознаграждение предоставляется одним группам и не предоставляется другим. Из-за этого существует угроза появления психологического дискомфорта и неудовлетворенности среди работников социальных учреждений, так как отсутствует комплексный и справедливый подход в материальной оценке вклада каждого работника в фактически совместной деятельности.
Я считаю, что президент выдвижением национальных проектов установил приоритеты в развитии социально ориентированных отношений. Но это не значит, что он в данном случае «забыл» промышленную политику, развитию которой в стране уделяется серьезное внимание.
«Для удвоения ВВП должна быть принята конкретная программа»
— Волгоградская область прежде всего промышленный регион. Как развивается волгоградская промышленность, какие механизмы использует областная администрация для ускорения роста? Что должна сделать для удвоения ВВП федеральная власть?
— Волгоградская область располагает высокоразвитым многоотраслевым экономическим комплексом, позволяющим всесторонне обеспечить устойчивое развитие региона. Здесь функционирует один из крупнейших агропромышленных комплексов России, мощная система научных и образовательных заведений, многоканальная система транспортного обслуживания.
Безусловно, промышленность как ведущая отрасль экономики обеспечивает значительную долю в общем объеме валового регионального продукта, ежегодно наращивая свой потенциал. Ее первостепенной задачей является увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, и в целом эта задача успешно решается.
Промышленная политика в Волгоградской области осуществляется по следующим направлениям: реформирование региональных налоговой и кредитной систем, создание условий для направления доходов в инвестирование собственного производства, рациональное размещение производств с учетом их социальной и экологической направленности, адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями, совершенствование нормативно-правовой базы и проведение эффективной инвестиционной политики.
Особое место на протяжении последних четырех лет отводится практике заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, отраслевыми профсоюзами и предприятиями. Такие соглашения стали действенным инструментом частно-государственного партнерства в реализации социальных проектов. С их помощью решаются вопросы увеличения уровня среднемесячной заработной платы, выплаты дополнительных пособий детям, повышения сборов в консолидированный бюджет и другие социальные проекты.
Выполняя свои партнерские обязательства, областная администрация берет на себя организацию деловых переговоров с крупными потенциальными инвесторами, проведение выставок-ярмарок, целевой подготовки и переподготовки кадров, семинаров по обмену опытом и научно-практических конференций, конкурсов проектов промышленного развития, размещает государственные заказы, обеспечивает активную работу своих представителей в советах директоров предприятий.
Роль неформальных координаторов партнерских отношений выполняют совет руководителей предприятий и научно-технический совет, созданные при главе администрации области.
Теперь то, что касается удвоения ВВП. Для реализации этой задачи должна быть принята конкретная программа действий. Складывается впечатление, что в правительстве по этому поводу ведется много разговоров, в том числе публичных препирательств на тему «реально — не реально», но они носят поверхностный характер и не способствуют мобилизации общества на решение поставленной задачи.
Конечно, необходимо прежде всего создать стабильную макроэкономическую среду, поддерживающую высокую инвестиционную привлекательность нашей экономики, и не только в сырьевой отрасли. Нужна согласованная политика продвижения отечественной продукции на международном рынке.
При этом надо ставить вопрос о достижении не только количественных, но и качественных показателей. Речь идет о существенном повышении уровня заработной платы в структуре ВВП, стимулирующем рост производительности труда.
— Какова ситуация в оборонном комплексе области? Что, на ваш, профессионального судостроителя, взгляд, должно сделать государство, чтобы возродить оборонный комплекс и отечественное высокотехнологичное производство вообще? Как на этом направлении могли бы быть использованы средства стабилизационного фонда?
— Работа на предприятиях оборонного комплекса постепенно налаживается. На мой взгляд, в целях его радикального возрождения, технологического перевооружения нужен стабильный федеральный заказ. При этом не на словах, а на деле обеспеченный финансами, которые должны выделяться без задержек. Следует прекратить позорную практику, когда региональная власть убеждает федеральную в необходимости поддержки предприятий оборонного комплекса и развития целевой стратегии государства, касающейся таких предприятий, расположенных на территории области. Для этого целесообразно использование средств стабилизационного фонда, но под серьезным контролем со стороны государственного заказчика эффективности производства, с точки зрения внедрения высоких конкурентоспособных технологий.
— Областная администрация стремится активно поддерживать сельскохозяйственных товаропроизводителей. Речь идет о системном протекционизме или о точечном влиянии областных структур?
— Действительно, областная администрация оказывает существенную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям. Вместе с тем в последние годы эта политика претерпела серьезные качественные изменения.
Речь идет о системной государственной поддержке сельского социально-экономического комплекса и многоотраслевого сельскохозяйственного производства. Причем ее размеры дифференцированы в зависимости от эффективности деятельности.
Скажем, сельхозпроизводители, в производственной структуре которых животноводство занимает не менее 30%, получают из бюджета области 100-процентное возмещение ставки рефинансирования за уплаченные проценты по использованным кредитам. Такое же возмещение из бюджета сельхозпроизводители получают, если они направили кредитные средства на развитие социальной инфраструктуры территории, на которой работают, а также на поддержку и организацию работы подшефных учебно-опытных хозяйств образовательных учреждений.
Ведь три года назад мы закрепили за каждой сельской общеобразовательной школой не менее 100 га пахотной земли. Практика прошедших лет показала, что такой ответственный шаг, направленный на соединение обучения молодежи с производительным трудом, стал важным подспорьем в решении проблемы воспроизводства профессиональных кадров для сельского социально-экономического комплекса. К этому можно добавить, что за счет бюджета области осуществляется поддержка целевой подготовки сельских кадров в высших учебных заведениях и их закрепление на местах распределения.
— Какова политика областной администрации в сфере поддержки малого и среднего бизнеса?
— Ранее я уже говорил о сложившейся в регионе системе государственной поддержки хозяйствующих субъектов, внедрении форм делового партнерства власти и бизнеса. Это касается также предприятий малого и среднего бизнеса, предпринимателей без образования юридического лица, включая фермерские хозяйства.
Работает областной совет по развитию предпринимательства, существуют консультативные советы в каждом муниципальном образовании. Их деятельность скоординирована в рамках реализации областной целевой программы. Ежегодно в областном бюджете закладываются средства на поддержку предпринимательской деятельности. В последние три года серьезных масштабов достигла государственная поддержка личных подсобных хозяйств населения, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по их комплексному обслуживанию, садоводческих товариществ.
На территории области, практически во всех районах, восстановлена и получила значительное развитие разветвленная сеть потребительской кооперации. Регион занимает лидирующее положение в России по созданию и эффективности использования кредитных кооперативов, опыт работы которых распространяется по всей стране. В последнее время Управление по развитию предпринимательства администрации области взяло активный курс на интенсивное внедрение в систему управления малым и средним бизнесом современных информационных технологий.
— Расскажите, пожалуйста, о бюджетно-финансовой политике областной администрации. Какую роль в ней играет областной облигационный заем?
— В последние четыре года в экономике области наблюдается устойчивый рост. Значительно повысилась роль бюджета как инструмента экономической политики. Полученные в результате роста экономики ресурсы направляются на решение главной задачи — повышение жизненного уровня населения.
Особенностью бюджетной политики в текущем году стала практическая реализация масштабной реформы межбюджетных отношений. С этой целью были внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями государственной власти и местным самоуправлением.
На будущий год формируется новый порядок межбюджетных отношений в условиях начала действия федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривает двухуровневую систему бюджетов муниципальных образований. Расчеты показывают, что для реализации этого закона региону требуется значительная финансовая поддержка из федерального бюджета.
Важнейшей задачей бюджетной политики является обеспечение макроэкономической устойчивости в регионе и постепенное снижение инфляции.
Кроме того, необходимо добиться сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, безусловного выполнения расходных обязательств областного и местных бюджетов, повышения эффективности бюджетных расходов.
Первостепенное внимание уделяется обеспечению безусловной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, а также реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Заложенные параметры бюджета свидетельствуют о его социальной направленности.
Важное место в бюджетной политике отводится региональным займам как одной из самых мощных составляющих рынка ценных бумаг. В настоящее время для выпуска региональных облигаций складываются достаточно благоприятные условия. Развитие инвестиционной политики с использованием заемных средств позволяет расширять возможности финансирования крупных проектов, не оказывая негативного воздействия на другие статьи расходов областного бюджета.
К сожалению, на практике нам нередко приходится использовать заемные средства для выполнения текущих расходных обязательств из-за неравномерного поступления доходов и задержек с финансированием из федерального бюджета.
— Какую роль в развитии региона вы отводите Волгоградскому международному форуму «Инвестиции в Россию»? Как расширится с его помощью межрегиональное и международное сотрудничество в области?
— Прошедший в конце сентября в Волгограде международный экономический форум «Инвестиции в Россию», на мой взгляд, подвел важный итог, позволил «сверить часы» кропотливой совместной работы администрации области с бизнес-сообществом, проводившейся в течение последних лет в тех формах, которые я уже отмечал. Результаты работы форума показали, что солидные деловые круги хорошо разобрались в экономическом потенциале региона и готовы продолжить совместную деятельность по реализации на территории области крупных экономических проектов. Участники форума отметили эффективность проводимой инвестиционной политики, это заметно по ежегодному росту объемов инвестиций из всех источников финансирования. К примеру, только в агропромышленный комплекс пришло около 100 новых инвесторов, многие из которых создали мощные вертикально-интегрированные холдинги, эффективно используя почти 1,5 млн га пашни.
Бизнесменов привлекает то, что в регионе принят курс на программно-целевой метод управления экономическими процессами. Волгоградская область одна из первых среди регионов России разработала и утвердила в правительстве долгосрочную программу социально-экономического развития на период до 2010 года, и она реализуется уже два года. Программа позволила всем заинтересованным лицам четко увидеть слабые места в экономике области и сделать все возможное для устранения проблем, а также выбрать наиболее эффективные и перспективные направления деятельности.
На форуме было представлено более 100 инвестиционных проектов и предложений на общую сумму свыше 150 млрд руб. В то же время в ходе работы секций форума наша наука показала всем его участникам, что помимо выставленных проектов есть значительное количество уже новых разработок, ждущих своего инвестора. Поэтому, полагаю, что второй экономический форум, который не за горами, позволит нам еще более повысить размеры спроса и предложения в сфере инвестиционной деятельности.
«Отрабатываем технологию низовой демократии прямого действия» — В октябре состоятся выборы в органы местного самоуправления (беседа проходила в начале октября. — Ред.). Какие задачи ставит перед собой областная администрация при формировании МСУ? Согласно последним поправкам в Закон об общих принципах организации МСУ регионы будут сами определять темпы реформы. Каков волгоградский сценарий муниципальной реформы? Основой муниципальной политики станут округа, на которые разбита область?
— Эффективность местного самоуправления зависит от сбалансированности использования в управлении территориями прямой и представительной демократии. Поэтому наш сценарий муниципальной реформы направлен не только на выборы и работу органов местного самоуправления, но и на организацию деятельности на территориях активных структур гражданского общества. Они не являются структурными подразделениями органов местного самоуправления, а взаимодействуют с властью и бизнесом на основе социального партнерства. Такая форма организации граждан в решении самых насущных и доступных по сложности исполнения вопросов местного значения носит название «социальный капитал».
В связи с этим в регионе перестраиваются принципы муниципального управления и вместо двухуровневой системы (муниципальный район — поселение) вводится трехуровневая (муниципальный район — поселение — территориальное общественное самоуправление).
Отрабатывая технологию низовой демократии прямого действия, создания местной инфраструктуры гражданского общества, мы особое внимание уделяем подбору и подготовке актива сообществ, а также поддержке такой социальной активности за счет бюджетных средств. С этой целью у нас буквально на конвейер поставлена профессиональная диагностика кадров и их обучение в действии на рабочих местах, включая сопровождающее консультирование.
Роль профессиональных организаторов этой деятельности выполняют Управление по работе с территориями и команды специалистов, возглавляемые в каждом региональном округе моими полномочными представителями. Еще в 2001 году мы провели радикальное преобразование территориальной системы управления в структуре аппарата главы администрации области, началось внедрение инновационных методов развития местного самоуправления и самоорганизации граждан по месту жительства.
В организационном плане это позволило нам сделать значительный шаг вперед, так что ни о каком снижении темпов реформы на территории области не может быть и речи.
— Каковы основные направления социальной политики областного правительства? Недавно в Волгограде прошла конференция ООН по противодействию распространения ВИЧ. Что вы считаете необходимым сделать на уровне региона и государства в целом для борьбы с этой чумой не только XX, но и XXI века?
— Социальная ориентированность — принципиальная стратегическая линия деятельности администрации области, и здесь достигнуто много позитивных результатов.
Целью проводимой социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Для ее реализации поставлено немало задач, назову лишь основные из них: повышение уровня здоровья и безопасности населения, уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, развитие трудовых ресурсов и рост занятости населения. На качестве решения поставленных задач, безусловно, сказывается недостаток бюджетных средств.
Что касается противодействия распространению ВИЧ, то коротко скажу следующее. Это не только медицинская, но и социальная проблема. Решить ее можно лишь на основе комплексного подхода: воспитание в семье и школе, обеспечение занятости, борьба с наркоманией, профилактическая работа, подготовка для этой работы соответствующих специалистов и многое другое.
Нужны серьезные программы совместных действий всех уровней власти и гражданского общества. В регионе мы такую работу уже проводим. Первые результаты системной работы по противодействию распространению ВИЧ на примере г. Волжского весьма обнадеживают.
— Недавно президент собирал глав регионов ЮФО, говорил с ними о проблемах коррупции и клановости. Как вы оцениваете эту встречу и анализ ситуации, данный главой государства?
— Полностью разделяю взгляд президента на ситуацию, связанную с состоянием коррупции в обществе. Я считаю, что решение этой проблемы нельзя рассматривать локально. Например, сквозь призму улучшения работы правоохранительных и контролирующих органов. Речь должна идти о внедрении системных методов искоренения коррупции, учитывающих отраслевые и территориальные аспекты.
Надо выработать методику противодействия лоббистским течениям в работе законодателей, устранения бюрократии в деятельности многочисленных государственных и муниципальных учреждений.
Важной альтернативой коррупции, всевластия чиновничества и криминала должны стать прорастающие в основании политической пирамиды сквозь пассивность и заискивание перед государством структуры гражданского общества.
— В этом году отмечалось 60-летие Победы, в которой Сталинградская битва сыграла одну из важнейших ролей. Что было сделано для того, чтобы достойно встретить этот юбилей и, главное, позаботиться о ветеранах Великой Отечественной войны?
— Я считаю, что вся страна достойно отметила 60-летие Победы. Была проделана огромная организационная работа, чтобы этот праздник прошел на высоком уровне. Несмотря на то что на героической Сталинградской земле уже накоплен огромный опыт по проведению таких мероприятий, в ходе подготовки к празднованию удалось найти много новых ярких решений, которые запали глубоко в душу каждому волгоградцу. Праздник еще раз показал, что нынешнее поколение является достойным продолжателем этого великого подвига нашего народа во всех своих делах, помыслах, надеждах и свершениях.
Реализуя девиз областного смотра «Сельский салют Победе», труженики земли Волгоградской добились в юбилейном году высоких производственных показателей, оказывали безвозмездную помощь ветеранам, ремонтировали памятники.
По всей области прошла патриотическая Вахта памяти, эстафета патриотических трудовых дел, старт которой был дан на Мамаевом кургане. В учебных заведениях, музеях славы повсеместно проводились открытые уроки патриотического воспитания.
Особой заботой и вниманием окружены ветераны войны, им оказывалась дополнительная материальная поддержка, через органы социальной защиты бесплатно выделялись автомобили «Ока», устанавливалась система телефонной связи, улучшались жилищно-бытовые условия.
Несмотря на то что официальное празднование завершилось, работа в регионе по патриотическому воспитанию, шефству над ветеранами продолжается. В области началась подготовка к празднованию 65-летия победы в Сталинградской битве.
«До идеалов пока далеко» — Пришлось ли вам менять свой стиль управления, переходя с производства в политическую сферу?
— Безусловно, надо было видоизменять стиль управления, так как управление на производстве и в политической сфере — это большая разница. Для того чтобы адаптироваться к новым для меня политическим условиям, пришлось много над собой работать, чтобы со временем выработать приемлемый стиль руководства, освоить много новых знаний, умений и навыков.
— Вы работаете губернатором уже третий срок. Видите ли для себя четвертый? Вообще, каким видите свое, опытного политика и управленца, будущее?
— Меньше года прошло, как я был избран на третий срок. Впереди очень много дел, я полон творческих замыслов, накоплен богатый опыт управления, есть долгосрочные программы действий, со временем сформировалась совместимая профессиональная команда, умеющая мыслить традиционно и инновационно, сложилось четкое взаимопонимание по всей вертикали власти…
Поэтому думаю пока о будущем своего региона, земли Волгоградской, — как успеть сделать все полезное, что задумал, а вот о своем будущем думать пока некогда.
— Вам всегда были близки идеи социальной направленности реформ, активного участия государства в поднятии экономики. Воплощаются ли в жизнь ваши идеалы в государственной политике и чувствуете ли вы себя способным помочь этому?
— До идеалов пока далеко, к тому же со временем и с накоплением опыта они претерпели определенные изменения. Я остаюсь сторонником социальной направленности реформ, но вот способы их воплощения сегодня я вижу иными, чем это представлял когда-то. Уверенность в своих силах и способностях меня никогда не покидает.