Бюджет заблуждений и безответственности


Текст | Оксана ДМИТРИЕВА

В бюджете-2006 ошибочны и экономическая философия, и финансовая техника.

Гедеральный бюджет на 2006 год спрогнозирован с ошибкой по доходам минимум в 1 трлн руб. Доходы приняты в размере 5046 млрд руб., что всего на 1,5% выше, чем ожидаемая оценка исполнения бюджета текущего года. Следовательно, повторяется ситуация с бюджетом-2005: в этом году фактические расходы превысят плановые на 50%. В результате профицит бюджета за первое полугодие составил 10% от ВВП, а ожидаемая оценка по году — 7% от ВВП.
Подобный размер профицита — явление, не встречающееся ни в мировой практике, ни в экономической теории. Изъятие из экономики страны через профицит 7—10% ВВП — это мощнейший тормоз экономического роста. Расчеты показывают, что использование только половины поступлений в Стабилизационный фонд за 2005 год внутри страны способно было бы обеспечить от 3,3 до 3,5% экономического роста.

В России нарастают явления стагфляции, а именно падение темпов экономического роста на фоне продолжающейся инфляции. Кроме того, изъятие средств налогоплательщиков и иммобилизация их в Стабилизационном фонде создают мощное препятствие движению капиталов между отраслями, не позволяя осуществлять структурную перестройку ни либеральным, рыночным способом, ни централизованным через государственное перераспределение. Таким образом, происходит консервация отсталой структуры экономики и повышение доли добывающих отраслей в ВВП, промышленном производстве и доходах бюджета.
Федеральный бюджет вопреки утверждениям не обеспечивает роста расходов в ВВП. Наоборот, расходы расширенного правительства на 2006 год заложены в размере 31,1%, что меньше плана на 2005 и 2004 годы и фактического уровня 2003 года.

В 2006 году намечается дальнейшая концентрация налогов в федеральном бюджете с выходом на рекордный уровень — 65% от доходов консолидированного бюджета.

Доля социальных расходов в проекте бюджета на 2006 год меньше, чем в утвержденном бюджете на 2005 год. Индексация заработной платы федеральных бюджетников запланирована на уровне 15% (8% с 1 марта и 6,8% с 1 сентября) и не компенсирует темпов инфляции. Не лучше обстоит дело и с расходами Пенсионного фонда. На 2006 год намечена индексация базовой части пенсии на 6%, а страховой — на 6,3%, что ведет к дальнейшему снижению уровня пенсий по отношению к средней заработной плате.

Для финансирования социальных расходов, которые были определены президентом (без учета жилищного строительства), необходимо от 90 млрд руб. до 300 млрд руб. В настоящий момент в бюджете на них выделено 2 млрд руб. Поэтому для выполнения предложений президента, безусловно, потребуется его корректировка.

Представленный проект бюджета будет способствовать торможению экономического роста, консервации наиболее острых социальных проблем. Он не является ни бюджетом развития, ни бюджетом социальных приоритетов, по сути своей это бюджет экономических заблуждений и политической безответственности.
Автор – экономист,
депутат Государственной думы