В Европу — по дну моря


Леонтий Букштейн

В сентябре немецкие компании BASF и E.ON подписали с «Газпромом» принципиальное соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), трасса которого пройдет по дну Балтийского моря.
В соответствии с этим соглашением партнеры намереваются создать сов-
местное германо-российское предприятие North European Gas Pipeline Company, в уставном капитале которого «Газпрому» будет принадлежать 51%, а двум немецким компаниям — по 24,5%.

Президент РФ В. Путин и канцлер ФРГ
Г. Шредер, выступая на церемонии по случаю подписания соглашения, подчеркнули стратегическую значимость этого проекта для развития германо-российских связей в энергетике. Сегодня Германия — крупнейший экспортный рынок «Газпрома». СЕГ позволит «Газпрому» — мировому лидеру в области газодобычи — создать дополнительный маршрут для поставок газа на этот неуклонно растущий рынок, а также укрепить свои позиции и репутацию надежного поставщика в странах Западной Европы. Через СЕГ Германия окажется напрямую соединена с гигантскими месторождениями природного газа России. Это будет способствовать удовлетворению ее потребностей в импорте газа, повысит надежность ее газоснабжения. Благодаря интеграции СЕГ в трубопроводные системы немецких предприятий VINGAZ и E.ON RUHRGAZ компании E.ON и BASF получат дополнительные объемы топлива. Тем самым каждая из них оптимизирует структуру своих закупок в условиях обостряющейся конкуренции на международном рынке.

Особого внимания заслуживают сама процедура подписания контракта и речи, ее сопровождавшие. Как это часто бывает в последнее время, президент России использовал момент для того, чтобы, действуя по присказке «Сыну говорю, а ты, невестка, слушай», донести до сопредельных и натужно-дружественных стран свои мысли по поводу их некоторых необдуманных действий, не идущих на пользу России. Не называя поименно польских политиков, не замедливших покритиковать еще не родившийся проект за его «экологическую опасность», он дал ответ на уже имевшие место разговоры о стремлении России поучить непокорных. Путин, в частности, сказал: «Хочу подчеркнуть, что мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел в Европе. Мы с огромным уважением относимся к экономическим интересам и к геополитическому положению стран — транзитеров российского газа. Полагаем, что они должны играть достойную геополитическую роль в Европе. Но мы оставляем за собой право защищать наши интересы». Он разъяснил для непонятливых, что, строя новые трубопроводы, Россия «хочет избежать политических, экологических и других рисков и в конечном счете снизить цену энергоносителей, которые покупает Запад». «Чем меньше транзитных стран, через которые мы поставляем газ, тем ниже цена на российский газ», — констатировал Владимир Путин.

Здесь можно сделать паузу и слегка улыбнуться: специалисты знают, от чего в основном зависит конечная, отпускная цена газа — это затраты на разведку, добычу и транспортировку. А так называемые транзитные страны хотя и были бы не против, но вряд ли могут сколько-нибудь значительно повлиять на ценовые броски. Это прерогатива игроков мирового рынка и ценовых лагов, которые имеют тенденцию к временно2му ходу в Европе от полугода.

Другой же фигурант газового транзита в сторону Европы по пространствам бывшего СССР, Украина, в пылу борьбы с последствиями «оранжевой революции», похоже, просто не заметил происшедшего. А ведь правительственные чиновники прежнего, уже отправленного в отставку правительства сделали немало для того, чтобы сначала спровоцировать на местном рынке бензиновый кризис, а затем завести в тупик переговоры по российскому газу, его подземным хранилищам и ценам за транзит. Новому и будущим кабинетам министров дружественной страны придется регулярно отчеркивать время, оставшееся до 2010 года, когда начнется заполнение нового газопровода, и изрядно поломать голову над тем, что делать с зарытыми в землю Украины километрами дорогостоящих труб некогда славного советского газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

СЕГ стал нашим достойным ответом
и на трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, которому многие аналитики опрометчиво приписывали роль «отбойника» интересов России на нефтяном и газовом рынках.

Северо-Европейский газопровод соединит российское и германское побережье Балтийского моря. Морской участок трассы будет начинаться в районе г. Выборга. В качестве места его выхода на сушу предварительно называется район
г. Грайфсвальд. Маршрут прохождения трубопровода через акваторию Балтийского моря будет уточнен по результатам технико-экономического анализа. Уже проведены соответствующие предварительные исследования структуры морского дна. Протяженность газопровода превысит 1,2 тыс. км. Ввод СЕГ в эксплуатацию намечен на 2010 год, причем на первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью около 27,5 млрд куб. м природного газа в год. Проект предусматривает сооружение второй нитки газопровода и увеличение его пропускной способности в два раза — до 55 млрд куб. м в год. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении, превысят 4 млрд евро.

Подписанием данного соглашения компании BASF и E.ON продолжили выполнение заключенных с «Газпромом» двусторонних меморандумов о взаимопонимании. В ближайшие месяцы предполагается заключить детальные контракты на предмет реализации проекта СЕГ. При этом «Газпром» начнет строительство наземного участка газопровода уже нынешней осенью.