У гидро-энергетики — большие перспективы


Дмитрий Александров

В начале сентября в Самарской области прошло III Всероссийское совещание гидроэнергетиков, в котором приняли участие председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, полномочный представитель президента РФ в Приволжском
федеральном округе Сергей
Кириенко.

Совещание проходило в год 50-летнего юбилея Жигулевской ГЭС — первой из числа крупнейших гидроэлектростанций России. Жигулевская ГЭС стала основой для формирования Единой энергетической системы страны и подтвердила высокую эффективность и важную роль гидроэлектростанций в электроэнергетике и экономике страны. Всероссийские совещания гидроэнергетиков уже стали традиционными. I Всероссийское совещание, состоявшееся в 1996 году, обсудило состояние гидроэнергетического комплекса России, сложившееся в период экономического кризиса и застоя в освоении гидроэнергетического потенциала страны. На совещании была отмечена ведущая роль гидроэлектростанций в сохранении надежного энергоснабжения отраслей экономики и в улучшении экономической ситуации. Совещание выработало рекомендации по мерам, необходимым для сохранения и развития гидроэнергетики в составе энергетического комплекса России.

На II Всероссийском совещании гидроэнергетиков, проведенном в 2001 году, обсуждались задачи, стоявшие перед российской гидроэнергетикой в начале XXI века. Совещание нацелило гидроэнергетиков России на повышение эффективности и качества работы ГЭС, поддержало инициативы РАО «ЕЭС России» по реформированию предприятий гидроэнергетики, наметило пути решения проблем финансирования реконструкции, технического перевооружения и развития гидроэнергетики.

Большая часть решений этого совещания выполнена или находится в стадии выполнения. Создано и начало функционировать ОАО «ГидроОГК», на большинстве АО — ГЭС сформированы и реализуются программы технического перевооружения, разрабатывается прогноз развития гидроэнергетики на долгосрочный
период.

Однако ряд важных рекомендаций
II Всероссийского совещания не был реализован. Не принята федеральная программа строительства новых гидроэлектростанций. Не создан инвестиционный механизм, обеспечивающий не только достройку ГЭС, но и дальнейшее развитие гидроэнергетики России, что сдерживает достройку Богучанской ГЭС, вывод на проектные показатели Чебоксарской и Нижнекамской ГЭС, проектирование и начало строительства новых гидроэлектро-станций.

На III Всероссийском совещании гидроэнергетиков, помимо этих нерешенных задач, рассматривались: государственная политика развития гидроэнергетики в составе электроэнергетического и водохозяйственного комплексов России, концепция развития гидроэнергетики в условиях энергореформы и либерализации рынка электроэнергии и мощности. В его работе приняли участие 217 представителей
98 предприятий и организаций электроэнергетической отрасли России и стран СНГ, представители РАО «ЕЭС России», Государственной думы, Минпромэнерго и Минприроды России, администраций регионов России, Российской академии наук, Международной энергетической академии, Российской инженерной академии, Академии проблем водохозяйственных наук, строительных и монтажных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, высших учебных заведений.

Приветствие совещанию направил председатель Правительства РФ Михаил Фрадков. В нем, в частности, говорилось: «В настоящее время гидроэнергетика представляет собой высокотехнологичную и высокоразвитую часть электроэнергетического комплекса России, обеспечивает производство значительных объемов электрической энергии, необходимой для хозяйственной деятельности организаций и жизнеобеспечения населения Российской Федерации.

Гидроэнергетические мощности вносят ощутимый вклад в обеспечение системной надежности и в конечном итоге надежной работы всей Единой электроэнергетической системы страны.

Большие надежды государство возлагает на Федеральную гидрогенерирующую компанию (открытое акционерное общество „ГидроОГК“), формируемую в рамках реформирования электроэнергетики страны. Эти надежды связаны не только с обеспечением эффективной организации работы действующих гидроэлектростанций в составе ОАО „ГидроОГК“, но и с дальнейшим освоением гидроэнергетического потенциала России».

Вел совещание председатель правления ОАО «ГидроОГК» Вячеслав Синюгин.
С докладами, сообщениями и предложениями выступило более 100 человек.
Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс в своем выступлении выделил основные объекты гидроэнергетики, которым будет уделено основное внимание: «Первое — Бурейская ГЭС, мы не бросим этот проект вне зависимости от процесса реформирования РАО „ЕЭС России“. Второе — Богучанская ГЭС, уникальный объект, по которому долгое время не было реального решения. После трудных и долгих переговоров с нашим партнером — компанией „Русский алюминий“ — мы в ноябре должны довести этот проект до юридически обязывающего документа, что означает разворачивание работ на Богучанской ГЭС в начале следующего года. Третье — Сангтугинская ГЭС, первый наш опыт выхода за рубеж. Осенью мы планируем провести со Всемирным банком совещание по оценке финансирования данного проекта, и в апреле 2009 года мы планируем эту ГЭС полностью ввести в строй».

Анатолий Борисович подчеркнул, что одним из приоритетных направлений в развитии гидроэнергетического комплекса России в обозримом будущем станет завершение строительства Богучанской ГЭС. Председатель правления РАО, комментируя работу над проектом достройки Богучанской ГЭС и строительства поблизости алюминиевого завода, подчеркнул: «Речь идет о создании территориально-промышленного комплекса… Если удастся договориться с нашими партнерами, речь пойдет о комплексном освоении Сибири, поскольку данный проект будет включать в себя также строительство автомобильной и железной дорог, предприятий по переработке леса и других объектов».

А. Чубайс напомнил, что принципиальная договоренность о совместном финансировании проекта «Богучанская ГЭС — завод» с «Русалом» достигнута, но переговоры по «экономике проекта» еще не закончены: «Я сказал о том, что в ноябре мы поставим точку. Это означает, что в ноябре я смогу ответственно сказать, что мы приняли решение и будем строить. Или не смогли принять решение — тогда другие сценарии».

«Сегодняшнее совещание, на котором была поставлена задача резко активизировать все то, что связано с техническим перевооружением и модернизацией в гидроэнергетике, — очень важное событие, которое будет иметь реальное влияние на развитие событий в этой отрасли», — заметил глава РАО «ЕЭС».
Большое значение имело участие в работе совещания министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко. Виктор Борисович так обозначил свое видение проблем энергокомплекса: «На базе Закона об энергетике и ряда других нормативно-правовых актов Правительство РФ ведет работу по последовательному преобразованию отрасли в состояние, которое позволит решать принципиальные задачи, стоящие перед российской властью и российской экономикой. Этот процесс идет успешно. Число убыточных АО-энерго сокращается, уровень оплаты электроэнергии с учетом выплаты задолженности превышает 100%». Несмотря на проблемы, существующие в отрасли, по мнению министра, в основном обеспечивается стабильное функционирование электроэнергетики, преобразования в отрасли проводятся на фоне сохранения надежности поставок электроэнергии.

«Главная цель реформы заключается в обеспечении устойчивости экономики, социальной сферы, повышения эффективности производства и потребления электроэнергии и обеспечении надежного и бесперебойного энергоснабжения, — заметил министр. — Одной из основных задач и, по сути, содержанием реформирования отрасли является разделение на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. К естественно-монопольным видам принято относить передачу, распределение и диспетчеризацию электроэнергии, к конкурентным — ее производство и сбыт, а также ремонтные и сервисные виды деятельности. В результате преобразования ожидается, что в конкурентных секторах электроэнергетики произойдет либерализация цен и увеличение доли негосударственного сектора, а в естественно-монопольных — увеличение доли государственного контроля, централизация управления и консолидация активов». «Крупнейшими генерирующими предприятиями в электроэнергетике являются „Гидро-ОГК“ и „Росэнергоатом“», — подчеркнул министр.
(В первой из этих компаний Христенко занимает пост председателя совета директоров.) Потому значение гидрогенерации в российской электроэнергетике, по словам Виктора Христенко, трудно пере-оценить.

Этот тезис высказывали практически все выступавшие. По итогам обсуждения совещание отметило, что:

«1. В период реформирования электроэнергетики и создания конкурентного рынка электроэнергии и мощности роль уникальных маневренных мощностей ГЭС в обеспечении надежности функционирования Единой энергетической системы существенно повышается.

2. Стабильно увеличивается производство электроэнергии на ГЭС, введены в эксплуатацию Бурейская, Гергебильская, Светлинская (Вилюйская-3) ГЭС, ряд малых ГЭС, расширяется инвестиционная программа по строительству ГЭС, близка к разрешению проблема финансирования достройки Богучанской ГЭС, на многих ГЭС реализуются долгосрочные программы технического перевооружения.

3. Рост потребления электроэнергии сопровождается разуплотнением суточного графика нагрузок, что требует ускорения развития маневренных мощностей в первую очередь в европейской части страны. Однако утвержденная Правительством РФ в 2003 году „Энергетическая стратегия России на период до 2020 года“ ориентирована на последовательное снижение доли гидроэнергетики в структуре электроэнергетического комплекса и не предусматривает развития ГАЭС.

4. В основном сложились организационные формы для эффективного функционирования и развития российской гидроэнергетики с участием государства как главного акционера, созданы некоммерческое партнерство «Гидроэнергетика России» и Единая оптовая гидрогенерирующая компания (ОАО „ГидроОГК“). На эти организации ныне опирается решение проблем, связанных с развитием гидроэнергетики, строительством новых гидроэлектростанций, а также с продвижением законопроектов и государственных нормативных правовых актов в интересах развития гидроэнергетики.

5. Не выработан механизм сбалансирования интересов электроэнергетического и водохозяйственного комплексов при регулировании режимов работы гидроэлектростанций. Ограничения, налагаемые исходя из требований неэнергетических водопользователей и экологических условий, ограничивают участие гидроэлектростанций в регулировании нагрузки электроэнергетических систем, в том числе при предупреждении и ликвидации аварийных ситуаций.

6. Работа над стратегией и прогнозом развития гидроэнергетики России, имеющая целью обосновать эффективность повышения использования гидроэнергетического потенциала России, находится в начальной стадии.

7. Требует пересмотра устаревшая оценка экономического гидроэнергетического потенциала России с учетом объективного формирования социально-экономической направленности развития гидроэнергетики для создания на базе электроэнергии ГЭС и водных ресурсов водохранилищ эффективной региональной экономики и комфортных условий проживания населения.

8. Развитие гидроэнергетики требует адекватного развития научно-проектного и строительного комплексов.

9. Реализация программ технического перевооружения и нового строительства ограничивается возможностями поставок современного оборудования отечественными предприятиями.

10. Отсутствуют правила (порядок) разработки ТЭО и обоснования инвестиций для строительства и эксплуатации водохранилищ и нижних бьефов ГЭС в условиях рыночной экономики. Большинство используемых документов разработаны в 70—80-е годы.

11. При решении технических, экономических, экологических и правовых проблем в области гидроэнергетики недостаточно используются возможности, предоставляемые активным международным сотрудничеством.

12. Отсутствует правовая база по использованию механизмов Киотского протокола».

Оценивая современное состояние и перспективы развития гидроэнергетики,
III Всероссийское совещание гидроэнергетиков решило:

«1. Рекомендовать НП „Гидроэнергетика России“, ОАО „ГидроОГК“, ОАО ТГК-1, РАО „ЕЭС России“, ОАО „Иркутскэнерго“, ОАО „Татэнерго“ организовать работу по решению ключевых проблем гидроэнергетики России:
t повышение надежности, безопасности и эффективности эксплуатации оборудования и гидротехнических сооружений;
t ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих ГЭС с целью преодоления тенденции старения оборудования, повышения мощности, производительности, надежности, безопасности, экономичности и снижения эксплуатационных затрат;
t ускорение достройки и начала строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС;
t создание инвестиционного механизма, предусматривающего использование как рыночных инструментов, так и мер государственной поддержки, в том числе Киотского протокола, инвестиционной составляющей в тарифе ГЭС и т. д., обеспечивающего реализацию программ ремонта, технического перевооружения, достройки ГЭС и строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС;
t формирование нормативно-правовой базы и механизмов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и привлечение средств частных инвесторов в разработку и реализацию программ по их развитию;
t разработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гидроэнергетики согласно требованиям ФЗ „О техническом регулировании“;
t формирование рынка электроэнергии, мощности и системных услуг с учетом специфики услуг, оказываемых ГАЭС;
t осуществление мероприятий, обеспечивающих возможность прямых экспортных поставок электроэнергии (мощности) и услуг ГЭС;
t совершенствование системы обучения, подготовки, повышения квалификации персонала и обмена опытом;
t укрепление и развитие материальной базы и кадрового потенциала НПК гидроэнергетического профиля;
t формирование позитивного имиджа гидроэнергетики как возобновляемого и экологически чистого источника энергии;
t разработка и формирование системы долгосрочных отношений с основными поставщиками оборудования, подрядными организациями.

2. Рекомендовать НП „Гидроэнергетика России“ ускорить разработку концепции и прогноза развития гидроэнергетики на период до 2020 года и на перспективу до 2050 года. На основании этих разработок внести предложения по пересмотру соответствующих положений Энергетической стратегии России при подготовке ее новой редакции.

3. Рекомендовать НП „Гидроэнергетика России“, ОАО „ГидроОГК“, ОАО ТГК-1, РАО „ЕЭС России“, ОАО „Иркутскэнерго“, ОАО „Татэнерго“ разработать и согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов предложения по эффективному взаимодействию гидроэнергетических компаний и системы государственного управления водохозяйственным комплексом по вопросам:
t подготовка методических указаний по разработке правил использования водных ресурсов водохранилищ;
t проектирование, строительство и эксплуатация водохранилищ общего пользования для целей гидроэнергетики, находящихся в федеральной собственности;
t обеспечение безопасности гидротехнических сооружений различных форм собственности, в том числе на пограничных и трансграничных реках;
t обоснование ставок платежей за пользование водными ресурсами;
t создание рыночных механизмов предоставления водных объектов в пользование коммерческим водопользователям.

4. Рекомендовать НП „Гидроэнергетика России“, ОАО „ГидроОГК“, ОАО ТГК-1, РАО „ЕЭС России“, ОАО „Иркутскэнерго“, ОАО „Татэнерго“ совместно с Федеральным агентством водных ресурсов организовать разработку комплекса мероприятий по обеспечению безаварийного пропуска через створы гидроэнергетических узлов максимальных расходов паводков и половодий, предусматривающего:
t обеспечение надежной работы всех водопропускных гидротехнических сооружений, участвующих в пропуске максимальных расходов воды, независимо от их принадлежности;
t освобождение от застройки территорий, определенных проектом гидроузлов или специальными расчетами, как затопляемых при пропуске максимальных расчетных расходов воды;
t расчистку русел рек.
Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о реализации данного комплекса мероприятий.

5. Рекомендовать ОАО „ГидроОГК“, РАО „ЕЭС России“ ускорить разработку, принятие и организацию реализации инвестиционной программы, предусматривающей строительство ГЭС и ГАЭС, обеспечивающей сохранение и увеличение их доли в энергобалансе страны и создание стратегического возобновляемого резерва по производству электроэнергии, повышение системной надежности.
При разработке технико-экономических обоснований строительства ГЭС предусматривать возможность комплексного использования и развития прилегающих территорий, а также передачи электроэнергии на дальние расстояния для реализации внутри страны и на экспорт.

6. Рекомендовать НП „Гидроэнергетика России“ подготовить предложения по расширению участия представителей российской гидроэнергетики в международном сотрудничестве и обмене опытом.

7. Принять обращение в поддержку инициативы РНК СИГБ о проведении в 2007 году в г. Санкт-Петербурге 75-го Исполкома СИГБ».
Вячеслав Синюгин назвал прошедшее совещание «раскрывшим гигантский потенциал отечественной гидроэнергетики». «Вместе с тем, — отметил глава Федеральной
гидрогенерирующей компании, — в ходе дискуссий, круглых столов и обмена опытом был выявлен ряд существующих проблем, решать которые нужно незамедлительно. Пристальное внимание государства к масштабным задачам, которые ставит перед собой „ГидроОГК“, поможет разрешить
многие вопросы».