Никого в России не будите


Текст | Екатерина ЖИЛЯКОВА

Центр окончательно запутался с муниципальной реформой. Весь сентябрь в Кремле перетягивали канат: откладывать или нет? Какая группа внутри Администрации президента победит к моменту выхода журнала — неизвестно.

Напомним, что в июле Госдума приняла в первом чтении так называемую поправку Михаила Гришанкова о переносе срока завершения реформы местного самоуправления с 2006 года на 2009-й. По слухам, поправку продавили «силовики» из Администрации президента (и примкнувший к ним «великий и ужасный» Владислав Сурков). Эта группа, считающая, как выразился один из сотрудников администрации, «самоуправление блажью», боится повторения ситуации с монетизацией накануне выборов-2008.

Однако члены либерального крыла команды Владимира Путина не ударили в грязь лицом и придумали блистательный обходной маневр. С благословения Игоря Шувалова, Сергея Самойлова и Дмитрия Козака (а по отдельным сведениям, и самого президента) ко второму чтению были подготовлены поправки, дезавуирующие первоначальный смысл проекта Гришанкова. «Поправки на поправки» предлагают не готовым к реформе субъектам РФ передать часть полномочий новых, то есть заведомо слабых и безденежных, поселений более опытным районам — до
2009 года. И все. Такой вариант позволяет и овцам уцелеть (не останавливать маховик реформы), и волкам насытиться
(в случае протестов «прикрыться»
2009 годом и предложить «зайти за деньгами для местных бюджетов» после президентских выборов).

Еще в начале сентября в Госдуме, Минрегионе, Минэкономразвития и Минфине говорили об этом либеральном варианте как о решенном вопросе. Однако накануне второго чтения руководство президентской администрации в категоричной форме потребовало вернуть проекту первоначальный смысл. К моменту сдачи номера в печать перетягивание каната достигло кульминации: делегат от либералов якобы специально вылетел в Вашингтон, чтобы склонить на свою сторону Владимира Путина, не дожидаясь конца его визита в США; а тем временем «силовики» вызывали «на ковер» думских единороссов…

Что интересно: метания на Старой площади — зеркальное отражение разброда среди самих муниципалов. Накануне второго чтения проекта Гришанкова Конгресс муниципальных образований России (КМО РФ) попросил местных глав оценить поправки. И муниципальное сообщество в своих ответах предстало эдаким Тяни-Толкаем. Для мэров крупных (и богатых) городов перенос реформы оказался почти подобен смерти. С ними согласились недавно созданные поселения, получающие самостоятельность, в том числе собственные средства. Зато муниципальные районы — однозначно за отсрочку. Еще бы: в случае переноса у них еще три года останется не только больше полномочий, но и больше денег. За также высказались малые и средние города — в отличие от богатых областных столиц и промышленных центров они еще долго будут зависеть от региональных фондов выравнивания.

Но самое интересное, что разные оценки — это сигнал: бушующие на муниципальном пространстве проблемы готовы вот-вот прорваться наружу. В лазейку, которую им любезно открыл сам Кремль.

Призрак монетизации

Трагикомичность ситуации в том, что Кремль, похоже, так громко заклинал призрака монетизации не возвращаться, что в результате его же и накликал. После всех этих манипуляций муниципальное сообщество оказалось на грани раскола.

Муниципалы изначально не собирались встречать реформу хлебом-солью. Оно и понятно: достаточные средства в местных бюджетах появятся в лучшем случае лет через пять — семь. Но автору реформы Дмитрию Козаку за несколько лет ее обсуждения удалось сублимировать недовольство мэров в энергию строительства новой системы (как говорится, раньше сядешь — раньше выйдешь).

И вот теперь, через два года после того, как 131-й закон был принят, Кремль со всего размаху наступил на полузабытую больную мозоль. Неожиданно муниципальное сообщество затрещало по швам, готовое заново дискутировать по проклятому вопросу: нужна ли реформа? Главы разных типов муниципальных образований ведь не только по-разному оценивают поправку Гришанкова, у них, по крайней мере в ближайшем будущем, довольно разные интересы. Например, как заявила на одном из совещаний президент КМО РФ Элеонора Шереметьева, «города-миллионники против грядущего снижения порога отрицательного трансферта, так как именно они попадают под этот механизм. А малые и средние города — за, потому что изъятые у миллионников средства придут к ним». Получается замкнутый круг: богатые готовы самоотверженно богатеть и дальше, бедные же полагают, что надо делиться.

До сих пор муниципалам удавалось преодолевать противоречия между этими скорее узкопрофессиональными, чем государственными, интересами: когда карабкаешься по финансовому склону реформы, разумнее помогать соседу по альпинистской связке. Первый звонок прозвенел год назад, когда экс-президент КМО РФ Олег Сысуев сложил свои полномочия в связи с переходом в Альфа-банк. Тогда «партия областных столиц» (Союз российских городов, или СРГ) и «партия малых муниципалитетов» (Ассоциация малых и средних городов России) практически начали войну за конгресс — с черным «пиаром», проплаченными статьями, увольнением идеологических противников и т. п.

В борьбе за руководство в конгрессе, по мнению ряда наблюдателей, сыграл роль еще один принцип: плох тот мэр большого города, который не мечтает о федеральной политической карьере. КМО РФ, объединяющий несколько сот городов и десятки межрегиональных и внутрирегиональных ассоциаций муниципалитетов, — лакомый кусок на любых федеральных выборах. Не один муниципальный лидер за семь лет существования конгресса строил планы выгодной «продажи» этого ресурса.

Однако в 2004 году, заметим в первый год реформы, компромисс был достигнут благодаря участию в переговорах именно федеральных чиновников, в том числе из Администрации президента. Конгресс возглавила Элеонора Шереметьева из Ассоциации малых и средних городов, зато новый аппарат сформировали представители городов-миллионников. В течение следующего года конгресс кидался из одной крайности в другую с переменным успехом.

Огни больших городов

На разрыв муниципальный Тяни-Толкай решился пару месяцев назад, почувствовав сомнения центра в необходимости реформы. А ведь еще год назад Администрация президента демонстрировала волю, заставляя нескольких ушлых губернаторов отменить перекосы в реализации 131-го закона (например, когда городские округа создавались на базе сельских районов). Теперь же, на фоне раздрая в президентской команде, амбиции, едва не сгубившие конгресс в 2004 году, распустились как почки по весне.

То от имени Администрации президента, КМО РФ и нескольких министерств никому не известный штаб созывает муниципальный съезд аж в Президент-отеле, на который демонстративно не приходит никто из заявленных высоких выступающих (зато мэры платят немеренные оргсборы)… То каждая из «партий» проводит собственный мониторинг среди мэров… То в конгрессе появляется два исполнительных директора… То наиболее уважаемая среди муниципалов газета отдает полномера под подметное письмо против «партии малых городов», после чего в адрес «партии городов-миллионников» летят обвинения: некоторые из ее представителей хотят захватить КМО дабы на выборах-2008 сыграть против Кремля…

Дошло до того, что руководство конгресса решило натурально разрубить этот гордиев узел. В конце сентября в Подмосковье был учрежден Координационный совет, который должен стать базой для создания совершенно нового общероссийского объединения региональных муниципальных советов, то есть в перспективе прийти на смену конгрессу. Сопредседателями Координационного совета стали губернатор Орловской области Егор Строев и нынешний президент КМО РФ Элеонора Шереметьева.

Похоже, демонстрация ослабления воли центра в доведении реформы «до победного конца» привела к тому, что вдобавок к серьезным проблемам открылся ящик Пандоры с проблемами, не самыми существенными для МСУ. По идее сегодня, после того как были нарезаны границы для 24 тыс. муниципальных образований, выбраны их органы власти, нужно наступление в совершенно ином направлении.

Сельским поселениям, за счет которых произошло увеличение количества муниципалитетов, нужна помощь в формировании бюджетов. И вроде бы Минфин составил свои рекомендации, однако перенос реформы на 2009 год «рушит федеральный бюджет-2006», как сказал «БОССу» представитель этого ведомства. Для новых муниципалитетов нужно подготовить кадры, и вроде бы Минрегион выбил деньги на такое переобучение, но чему учить — непонятно.
И вроде бы тот же Минрегион нашел средства на программу информационной поддержки реформы — надо же объяснить гражданам ее задачи. А что объяснять: дорогие граждане, ждать осталось три месяца и три года? И вроде бы правительство наконец написало проект постановления о разграничении собственности между уровнями власти, отсутствие которого стопорит реформу уже полгода. Но если 131-й закон отложат, то и постановления не надо. И вот уже предполагается, что органы власти до 2009 года будут исполнять собственные полномочия с помощью «чужой» собственности…
Другими словами, «зависает» множество проблем, которые нужно было решить еще вчера, чтобы создать нормальные условия жизни в городах и весях. Как раз если эти проблемы не решать, люди могут выйти на улицы. А если к ним добавить муниципальных глав, которых сначала ввергли в реформу, потом оставили в «интересном положении», но с разбуженными амбициями… На что они будут готовы пойти ради того, чтобы переизбраться на новый срок?
Вот уж действительно, не буди лихо, пока оно тихо…

Автор — главный редактор
научно-методического журнала
«Муниципальная власть»