Ответный удар, или Рекламная пауза


Текст | Екатерина ЖИЛЯКОВА

Путаницу, которая может возникнуть из-за переноса сроков муниципальной реформы, решили устранить во втором чтении. «Группа Козака» подготовила «поправки на поправки», дезавуирующие весь смысл отсрочки.

В прошлом номере «БОСС» писал о неразберихе, которая может начаться из-за того, что Госдума приняла в первом чтении законопроект Михаила Гришанкова, отодвигающий завершение реформы МСУ на срок до «после президентских выборов», то есть до 2009 года. Однако, как нам стало известно, авторы реформы собираются нанести ответный удар и разработали «поправки на поправки». Директор Департамента территориального развития МЭРТ Виталий Шипов подтвердил «БОССу»: главное, что останется от идеи переноса ко второму чтению, — возможность поэтапной передачи полномочий (и средств на них) на уровень новых, по определению слабых, поселений.

Другими словами, «гора» переноса может закончиться рождением мыши. Что подтверждает предположение об отнюдь не функциональных с точки зрения МСУ причинах отсрочки. Об этом же говорит выплеснувшаяся наружу нынешним летом подковерная борьба вокруг реформы. Помощник президента Игорь Шувалов, возглавляющий межведомственную комиссию по вопросам федерализма и МСУ, в программном интервью «Российской газете» однозначно осудил Госдуму: «Депутаты своей последней инициативой дали сигнал, что про реформу местного самоуправления можно на время забыть. Это неправильный сигнал. Это слишком серьезное политическое решение — оставить муниципалитеты с нулевыми полномочиями».

Интервью Шувалова, курирующего МСУ, примечательно прежде всего потому, что заклейменные им депутаты не скрывали, что голосуют за отсрочку по просьбе Кремля.

Таким образом, оценка Игоря Шувалова подтверждает слухи о расколе внутри команды Владимира Путина. По нашим данным, против реформы, как мы и писали в прошлом номере, выступают Дмитрий Медведев, Юрий Сечин и Владислав Сурков. «За» — Шувалов, Дмитрий Козак, Сергей Самойлов. Кстати, летом на одном из закрытых брифингов Дмитрия Козака спросили в лоб: правда ли, что перенос затевался с единственной целью — опорочить в глазах президента автора «нереализуемого» 131-го закона, то есть собственно Козака? Говорят, на полномочного представителя президента в ЮФО вопрос произвел эффект красной тряпки. Похоже, предположение попало в точку, хотя разъяренный Дмитрий Анатольевич и попросил, чтобы журналисты оценивали ситуацию не столь плоско.

Итак, номинально оставив конечный срок в виде 2009 года, авторы «поправок на поправки» дезавуировали все возможные серьезные последствия. Например, Михаил Гришанков предлагал, чтобы сроки вступления в реформу определяли сами субъекты РФ. Однако председатель думского Комитета по вопросам МСУ ,Владимир Мокрый категорически против того, чтобы отдавать этот вопрос на откуп регионам, и провел свое мнение в официальном решении комитета.

Теперь вопросы местного значения и переданные госполномочия, которые поселения пока могут не исполнять, будут прописаны в федеральном законе. Гришанков и примкнувший к нему Геннадий Гудков были готовы пойти на отмену выборов новых органов местной власти, но Центризбирком России в специальном письме успокоил территории: выборам быть и точка. Лоббисты идеи переноса собирались посадить новые поселения на жесткую смету — Минфин рассматривает проект так называемого агентского соглашения о временном исполнении обязательств и порядке перераспределения средств.

Эта «работа над ошибками» вряд ли будет отклонена: подавляющее большинство субъектов РФ выступают против отсрочки, которая, по их мнению, создаст лишнюю неразбериху. Другое дело, что отсрочка узаконит действия тех субъектов и тех федеральных ведомств, которые до сих пор реформу просто игнорировали. Президент Конгресса муниципальных образований Элеонора Шереметьева так и говорит: переносом воспользуются нерасторопные регионы. Да и сам центр теперь может оттягивать решение серьезных вопросов до 2009 года. Например, уже набившее оскомину разграничение собственности.

Правительство все никак не выпустит подзаконные акты, содержащие порядок и перечень объектов, подлежащих передаче от поселения в муниципальный район (и обратно), от субъекта РФ в муниципалитеты. Оно и понятно: речь идет о процессе, сравнимом с приватизацией начала 90-х. К тому же, пока правительство думает, все больше муниципалов собираются обращаться в суд: не хотим, говорят они, передавать бесплатно, пусть у нас район (область) все выкупает.

Законодатели не могут обойти проблему собственности в поправках. Но здесь еще ясности нет. Тот же Игорь Шувалов не видит ничего страшного, если один уровень пока, до 2009 года, будет использовать имущество другого уровня. Однако ответственный за эту сферу Минрегионразвития предлагает другое решение. По словам представителя ведомства Сергея Мирошникова, разделение объектов должно проводиться или региональным законом, или специальной комиссией, в которую войдут представители всех уровней власти.

В общем, похоже, что центр, не сумев найти решение проблем, возникающих в связи с реформой, посчитал нужным на всякий случай взять «рекламную паузу». И во время нее бесконечно долго откладывать решение важных для МСУ вопросов. К тому же главный из них — отсутствие денег у большинства новых муниципалитетов. Ни от передачи их полномочий на районный уровень, ни от переноса реформы денег не прибавится. Решения вопроса с собственностью тоже нет. Зато у федеральных законодателей есть два года на то, чтобы рассказать избирателям, почему ничего не получается.