МАКС: на крутом взлете


Текст | Леонтий БУКШТЕЙН

Международный авиакосмический салон МАКС за 13 лет превратился в событие мирового масштаба. Теперь это выставка авиационной техники и ее демонстрация одновременно. И место встречи профессионалов из разных стран — за столами переговоров и в дискуссионных залах.

Текст | Леонтий БУКШТЕЙН

B своем приветствии организаторам, участникам и гостям VII Международного авиакосмического салона президент России Владимир Путин отметил: «Приветствую организаторов, участников и гостей VІІ Международного авиационно-космического салона МАКС-2005. За время своей работы он приобрел высокий авторитет среди отечественных и зарубежных специалистов, стал признанной площадкой для делового общения и заключения взаимовыгодных контрактов. Это закономерно, ведь Россия с ее колоссальным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом — надежный и достойный партнер для реализации самых амбициозных и перспективных проектов, в том числе в авиационно-космической сфере». Во время посещения авиасалона президент осмотрел экспозицию и понаблюдал за работой в воздухе российских и зарубежных асов.

Говоря о значении авиасалона, премьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул: «Миссия салона — продемонстрировать последние достижения нашей страны в таких областях, как авиация и космонавтика, высокие технологии, инновационные программы и проекты, авиационная безопасность».

В приветствии от имени Правительства Москвы мэр Юрий Лужков особо выделил роль столицы в развитии авиационно-космического комплекса страны: Москва добилась весомых результатов в авиационно-космической науке и производстве. Здесь сосредоточены научные центры, экспериментальные и испытательные комплексы аэрокосмической отрасли. Разработаны и реализуются меры, направленные на развитие авиапромышленности до 2015 года, возрождение нашей страны как одного из ведущих центров мирового авиастроения. VII Международный авиакосмический салон призван стать важным шагом на пути к этой цели, способствовать прогрессу отечественной авиационно-космической техники.

Губернатор Московской области Борис Громов, говоря о роли Подмосковья в развитии отрасли, сказал: «Уникальность Подмосковья заключается еще и в том, что на нашей земле сконцентрирована значительная часть предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса страны. МАКС — это не что-то раз и навсегда застывшее. Он видоизменяется, приобретает новые черты, при этом сохраняя все лучшее, передовое, по достоинству оцененное и участниками салона, и его посетителями».

О том, каким стал МАКС в этом году, мы беседуем с генеральным директором ОАО «Авиасалон» Игорем Новиковым.

— Игорь Константинович, все заметили, что нынешний МАКС особенный.

— Нас радует состав зарубежных участников: он растет год от года. На этот раз мы приняли более 650 фирм из 40 стран. Наряду с постоянными участниками авиасалона — основными производителями авиационной техники — в наши ряды влилось Европейское космическое агентство, которое имело единую экспозицию с Росавиакосмосом. Такое было впервые, это одно из свидетельств интеграции России в Европу. В нынешнем году мы заключили соглашение с компанией Tom Calman — оператором, размещающим американские экспозиции на всех мировых выставках, и американская сторона расширила свои «владения» на авиасалоне. Только теперь мы увидели другую машину — тяжелый бомбардировщик В-1В.

К нашему удовлетворению к нам вернулась компания «Великая китайская стена». Участвовала также крупнейшая индийская государственная корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL), за что мне хотелось бы поблагодарить руководство Минпромэнерго, которое поспособствовало привлечению этой компании. Она единственная в мире имеет самолет СУ-37МКИ. Из европейских стран у нас впервые выставлялась Финляндия. И, естественно, широко была представлена Россия, радует, что отечественные предприятия поднимаются, растут числом, выходят на производство довольно сложной техники. Многие из них именно у нас, на
МАКСе, находят деловых партнеров, с которыми начинают работать по кооперации. Особенность российской экспозиции заключалась в том, что наряду с фирмами «Сухой», «МиГ» и «Иркут» серьезно были представлены Российский аэроприборостроительный альянс, концерн «Алмаз-Антей». Увидели посетители авиасалона и полноразмерный макет нового пилотируемого космического многоразового корабля «Клипер», к окончательной доработке которого, как предполагается, подключится и Украина. Зарубежные фирмы были объединены в национальные павильоны: Германии, Франции, США и др.

— На прошлом МАКСе вы говорили о намерении перестроить, достроить корпуса и павильоны. Удалось?

— Два года тому назад совместно с Мосгражданпроектом мы разработали план развития нашего выставочного комплекса, который вобрал все лучшее, что есть в мировой практике создания авиакосмических салонов. Но строить его мы начнем тогда, когда выйдем на уровень проведения ежегодно двух, трех, четырех выставок. К МАКС-2005 мы построили
29 новых шале: 20 одноэтажных, остальные двухэтажные. Завсегдатаи наверняка не узнали территорию авиасалона, расположенную в очень удобном месте, напротив взлетно-посадочной полосы. Мы надеемся со временем получить поддержку правительства и Администрации президента РФ по созданию здесь выставочного комплекса военно-технического сотрудничества. Пока же мы начали снос ангаров арочного типа — и как устаревших по конструкции, и как не удовлетворяющих нас по удобству для работы. Мы подняли первый павильон, созданный по технологии, применяемой на выставке в Фарнборо. Это считается мировым стандартом. Будут и другие такие же павильоны. Вы знаете, что первые три дня отводились для бизнес-посетителей, последние три — фактически для зрителей авиашоу, демонстрационных полетов. И тем и другим были созданы комфортные условия: бизнес-зона на 2 тыс. мест в самом лучшем месте с трибунами, ресторанами, бытовыми удобствами.

— За два года вы наверняка повидали мировые центры, где обычно представляется авиакосмическая техника. Какие выводы вы сделали?

— Мы изучили все основные выставки и выводы сделали такие. На мой взгляд, сегодня лидируют в мире два центра европейского выставочного авиакосмического бизнеса: это Ле-Бурже и Фарнборо. Еще есть азиатские центры, такие как Сингапур, Дубаи. Они также прекрасно организованы, оформлены, профессионально управляются и дают экспонентам массу возможностей развивать свой бизнес, заключать сделки. Есть и региональные выставки в Австралии, Чили, Бразилии, Индии, другие выставки, но наша входит в пятерку-шестерку крупнейших в мире среди двух десятков самых престижных.

Положение МАКСа будет зависеть от поддержки правительства: чем серьезнее окажется политическая поддержка государства, тем выше мы поднимем рейтинг российского авиасалона. Мы хотим и можем довести авиасалон до уровня национальной программы. Все предпосылки к этому есть. Например, в следующем году по инициативе Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству мы будем проводить здесь выставку военной техники, совмещенную с фестивалем пилотажных групп.

— Обычно на МАКСе сильна так называемая деловая программа…

— Да, естественно. Трех залов для пресс-конференций, которые мы обычно предоставляли, теперь уже не хватает. Развиваемся дальше, инвестируем значительные средства в строительство новых объектов на территории авиасалона.

— Затраты существенные. А как они покрываются?

— Наша программа финансируется акционерным обществом, сюда же мы направляем прибыль, полученную от мероприятий. И, конечно, привлекаем кредиты. Надо понимать, что строительство нового выставочного комплекса тоже будет стоить немало. Его ориентировочная стоимость — около 1,5 млрд руб.

— Авиасалон получает поддержку отечественного бизнеса?

— Конечно. В этом году мы имеем пять крупнейших партнеров и спонсоров: Внешторгбанк, Сбербанк, фирма «Сухой», «Алмаз-Антей» и Рособоронэкспорт. Они серьезно подкрепили нас ресурсами.

— Зрители остались довольны демонстрационными полетами?

— Думаю, что да. Мы установили четыре больших видеоэкрана, на которых демонстрировалась программа полетов, рекламные ролики участников. Впервые все действо на авиасалоне транслировалось напрямую в Интернете на нашем сайте.

— Как отлетали участники демонстрационных полетов и известные пилотажные группы?

— Скажу уверенно: наша летная программа лучшая в мире. Ни на одном салоне, даже самом престижном, участники и зрители ничего подобного не видят. Например, СУ и МИГи шли единым строем и вместе выполняли фигуры высшего пилотажа. Это российские зрители и гости авиасалона из-за рубежа наблюдали впервые. Ежедневно летная программа длилась пять-шесть часов, все ведущие российские фирмы и ряд зарубежных компаний представили свои самолеты. Были интересные программы, когда в небе одновременно работали и военные, и гражданские самолеты фирм Туполева, Сухого, Микояна. Зрители были в восторге. Даже те, что хорошо знают наши пилотажные группы «Витязи» и «Стрижи», а также группу «Русь». И, как обычно, на высоте оказались французские гости из группы Patrouille de France и итальянские летчики из Frecce Tricolori со своей новой программой.

— Авиасалон «прописан» в Московской области и традиционно отдает дань уважения Подмосковью.

— Да, это так. Губернатор Московской области Б.В. Громов подписал первые документы, касающиеся МАКСа, и все эти годы мы ощущаем его поддержку. Например, все трассы, по которым проезжали участники, гости и зрители МАКСа, были отремонтированы. Поработала область и с решением транспортных проблем.

— А Москва?

— Впервые в этом году Москва представляла свою деловую программу на протяжении всех шести дней. Учитывая тот факт, что мы работали в год 60-летия Победы, прошли встречи с ветеранами, молодежью и студентами.

— Что после МАКСа? Сложили крылья и на отдых?

— Это только первые два-три дня.
И тут же дальше за работу. Заявки на шале поступили уже в ходе проведения наших мероприятий: все поняли, насколько это удобно и полезно — иметь свое шале. На горизонте — выставки до конца года в Малайзии, Корее, Дубаи, и мы уже полным ходом готовимся к ним. Наши экспоненты туда едут, едем и мы со своими буклетами, информационными материалами.

Словом, МАКС окончен, МАКС продолжается.