Новая бюджетная мысль


Текст | Елена ВОЛКОВА

Правительство одобрило основные параметры федерального бюджета на 2006 год с профицитом в размере 404,9 млрд руб., или 1,8% ВВП. Бюджет планировался, исходя из цены на нефть $34 за баррель.

По мнению экспертов, бюджет 2006 года выглядит вполне реалистичным. Однако глава Минфина Алексей Кудрин открыто признал, что жесткой бюджетной политике, когда государственные расходы снижались хотя бы по отношению к ВВП, пришел конец.

По его словам, в приоритетные статьи расходов бюджета превратятся социальные вопросы: увеличение зарплат бюджетникам, денежного довольствия военнослужащим, рост пенсий. Причем все это — в темпе, опережающем инфляцию. Кроме того, важнейшими задачами бюджета остаются инвестиции в инфраструктуру, бюджетная помощь субъектам Федерации, оборона и борьба с терроризмом.

Доходы федерального бюджета в 2006 году прогнозируются в размере 4093,9 млрд руб., или 17,8% ВВП. Расходы бюджета составят 3689 млрд руб., или 16% ВВП. Непроцентные расходы запланированы в объеме 3462,2 млрд руб., или 15,1% ВВП. Профицит бюджета составит 404,9 млрд руб., или 1,8% ВВП. Средства профицита федерального бюджета планируется в полном объеме направлять в стабилизационный фонд. Основные параметры бюджета рассчитаны, исходя из уровня инфляции 7—8%, среднегодового курса рубля на уровне 27,2 руб.
за $1 и курса доллара к евро на уровне $1,33 за евро.

Один пиджак, два кармана

Вице-премьер Александр Жуков заявил, что в настоящее время существуют две противоположные точки зрения относительно бюджетной политики. Первая предполагает максимальное снижение расходов государства, в том числе федерального бюджета, и уменьшение налогов в надежде на самостоятельное урегулирование всех вопросов (включая социальные) бизнесом и экономикой. Другая точка зрения — использование государственных ресурсов, госвложений и инвестиций, для решения насущных проблем, в частности и в социальной сфере. По словам Жукова, бюджет-2006 сбалансирован между этими двумя крайними точками зрения.

В повестке дня остается борьба с инфляцией. Однако антиинфляционные меры, намеченные правительством, озадачивают. Противостоять росту цен планируется с помощью укрепления рубля. То есть Центральный банк не будет выкупать с рынка значительную часть валютной выручки, а позволит ей давить на рубль, искусственно его укрепляя. В результате импортная продукция на внутреннем рынке в рублевом эквиваленте подешевеет и спрос на нее возрастет в ущерб отечественной.

«За последние четыре года в реальном выражении — то есть с учетом номинального курса и инфляции — рубль к доллару укрепился на 40%, тем самым мы на 40% снизили внешние торговые барьеры», — сказал Алексей Кудрин. Министр считает, что темпы укрепления рубля нужно снижать и настаивает на более высоком прогнозе инфляции ценой укрепления российской валюты. «Мы достигнем целей по инфляции, однако можем разменять их на дополнительное укрепление рубля», — отметил он. Но правительство не разделяет мнение главы Минфина.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, под предлогом борьбы с инфляцией планируется изымать избыточные, по мнению правительства, деньги при помощи стабилизационного фонда. Кроме того, укрепление рубля должно сократить скупку долларов Центробанком и ограничить рост денежного предложения. С другой стороны, кабинет министров намерен сознательно наращивать расходы через рост социальных расходов и государственных инвестиций, причем не только в номинальном выражении, но и в доле от ВВП. Таким образом, выкачивая деньги из одной области экономики, власти готовы тут же вбросить их в другую. В итоге прогнозы правительства по инфляции на текущий и на следующий годы выглядят нереально.

По оценке генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрея Белоусова, «наша инфляция — не монетарная. Монетарный фактор, возможно, будет расти, но есть колоссальные возможности по сдерживанию инфляции. В I квартале этого года мы пожинали плоды роста тарифов на услуги ЖКХ, роста цен на газ и непрозрачности всей этой сферы. Монополисты могут обосновать любые тарифы и все равно показать убыток».

Белоусов убежден, что ситуация изменилась если бы правительство боролось с инфляцией немонетарными методами. Власти необходимо обеспечить прозрачность сектора ЖКХ, разобраться с монополизмом на региональных рынках нефтепродуктов, уделить внимание ценообразованию естественных монополий, особенно ценам на газ. Также с инфляцией можно бороться путем улучшения инвестиционного климата и стимулирования роста производства.

Вокруг НДС

Премьер-министр Михаил Фрадков предложил со следующего года снизить НДС с 18 до 13%. По расчетам аппарата правительства, это ускорит темпы экономического роста на 1,5—2,0% ВВП в год, а 316 млрд руб., которые бюджет потеряет от снижения НДС, кабинет министров предлагает взять в стабилизационном фонде.

Деньги там есть. По прогнозам правительства, уже в этом году объем поступлений в фонд составит 919,7 млрд руб., а в 2006 году — 686,1 млрд руб. Кстати, при подготовке бюджета 2006 года в части использования средств от высоких цен на нефть правительство впервые решилось на изменение правил в сторону уменьшения стабилизационного фонда и увеличения расходов бюджета. Поэтому специалисты называют бюджет будущего года экспериментальным.

Однако Алексей Кудрин убежден, что деньгами из общенародной копилки нельзя латать дыры выпадающих доходов бюджета. «Деньги, потраченные из стабилизационного фонда, укрепляют рубль, делают нашу экономику еще менее конкурентоспособной», — считает министр.

Кроме того, Минфин резко выступает против снижения НДС. По мнению главы ведомства, в федеральном бюджете 2006 года уже недостаточно средств. «В 2006 году для выполнения уже принятых обязательств и индексации отдельных статей расходов в соответствии с инфляцией недостаток средств бюджета с учетом финансирования дефицита Пенсионного фонда составляет более 500 млрд руб., или 2,2% ВВП», — говорит Кудрин. По оценке министерства, снижение ставки до 13% приведет к увеличению темпов роста ВВП на 0,28 процентных пункта при поддержании уровня расходов бюджета. В условиях сокращения расходов бюджета на сумму выпадающих доходов эффект от снижения ставки НДС будет либо нулевым, либо отрицательным в размере до 0,1 процентного пункта ВВП.

«Реализация данной меры значительно повышает риски в проведении бюджетной политики в среднесрочной перспективе: возрастает зависимость бюджета от цен на нефть, бюджетная система становится неустойчивой даже при умеренных ценах на нефть. Возникнет необходимость расширения госзаимствований и перехода к бюджетному дефициту. Кроме того, снижение ставки НДС повышает ценовую конкурентоспособность импорта», — считает Кудрин.

Министр убежден, что с размером ставки налога на добавленную стоимость «надо обращаться аккуратно». По его словам, НДС остается одним из основных источников доходов федерального бюджета, наименее зависимым от цены на нефть.

Эксперты разделяют озабоченность министра. Примерно половина не обеспеченных доходами расходов — это финансирование дефицита Пенсионного фонда, а остальное — расходы на повышение зарплат бюджетникам, военным и выплаты бывшим льготникам. Напомним, что только в текущем году из-за монетизации льгот дополнительные расходы казны составят 200—300 млрд руб.

А по мнению экономиста компании «Тройка-Диалог» Евгения Гавриленкова, ожидать, что бюджет будет бездефицитным, вообще не приходится: «Мы слишком быстро увеличивали расходы, особенно в этом году».

Дефицит профицита

В ближайшие годы, уверено правительство, профицит федерального бюджета сохранится. Однако он будет уменьшаться за счет того, что часть доходов, ранее направлявшихся в стабилизационный фонд, начнет поступать в федеральный бюджет и расходоваться в рамках его статей.

По словам Кудрина, с учетом цен на нефть и намеченной налоговой политики доходы бюджета снизятся с 20,4% ВВП в текущем году до 17,8% ВВП в 2006 году. Доля зарплат в расходах бюджета уже в этом году достигнет 22,1%. Кроме того, правительство намерено ежегодно увеличивать объем финансовой помощи регионам. Таким образом, по оценке Минфина, выпадающие доходы федерального бюджета в 2006 году составят 113 млрд руб., в 2007 году — 140 млрд руб.

Предполагается, что в 2006 году профицит бюджета снизится до 1,8% ВВП, в 2007 году — до 1,2% ВВП. В 2008 году доходы бюджета снова возрастут, поскольку, как считает Кудрин, «налоговая база несколько восстановится». Напомним, что на 2006—2007 годы запланированы меры по ускорению возврата НДС по капитальным вложениям и по экспорту, в результате чего бюджет потеряет большой объем доходов. «В 2008 году мы пройдем пик возврата по НДС», — заявил министр.

Нефть всему голова

Правительство представило два варианта перспективного финансового плана развития страны на ближайшие три года: ожидаемый, предполагающий темпы роста ВВП 5,9—6,2% в год, и базовый, с темпами роста 4,5—4,6% в год. Выбор сценария подскажут, скорее всего, цены на нефть. Ожидаемый сценарий рассчитан на основе цены $34 за баррель в будущем году, $33 за баррель в 2007 году и $33,5 — в 2008 году. По базовому сценарию экономика будет развиваться при цене на нефть $28 за баррель в 2006—2007 годах и $28,5 — в 2008 году. Напомним, что за последние десять лет, включая 2004 год, цена на нефть была в среднем $22 за баррель. На 2005 год цена на нефть прогнозируется в размере $39 за баррель.

Согласно базовому сценарию, доходы федерального бюджета в 2006—2008 годах составят 16,5, 16 и 16,4% ВВП соответственно. По ожидаемому варианту доходы в 2006 году прогнозируются в объеме 17,8% ВВП (4,09 трлн руб.), в 2007 году — 16,9% ВВП (4,4 трлн руб.) и в 2008 году — 17,1% ВВП (5,02 трлн руб.). Всего доходов без учета отчислений в стабилизационный фонд в 2006—2008 годах планируется в объеме 3,69 трлн руб. (16% ВВП), 4,1 трлн руб. (15,7% ВВП) и 4,7 трлн руб. (15,9% ВВП) соответственно.

В 2006—2008 годах предусматривается общий объем расходов федерального бюджета в условиях базового варианта на уровне 16,6, 15,8 и 16,2% ВВП соответственно. Расходы федерального бюджета по ожидаемому варианту составят в 2006 году 3,7 трлн руб. (16% ВВП), в 2007 году — 4,1 трлн руб. (15,7% ВВП), в 2008 году — 4,68 трлн руб. (16% ВВП).

При реализации базового варианта инфляция составит 7—7,5% в 2006 году, 6—6,5% — в 2007 году и 4—5% — в 2008 году. При ожидаемом варианте цены вырастут в 2006 году на 7—8%, в 2007 году — на 6—7%, в 2008 году — на 4—5,5%. Правда, большинство экспертов считают такой прогноз по инфляции явно заниженным.

Согласно базовому варианту, профицит федерального бюджета планируется в размере 0,5% ВВП в 2006 году, 0,2% ВВП — в 2007 году, 0,3% ВВП — в 2008 году. При реализации ожидаемого варианта в 2006 году профицит бюджета составит 1,8% ВВП, в 2007 и 2008 годах — по 1,2% ВВП. По обоим вариантам бюджеты всех трех лет прогнозируются с профицитом, поскольку, по расчетам Минфина, точка бездефицитности бюджета находится примерно на отметке $27 за баррель. А таких цен в ближайшие годы не будет. Правительство также считает наиболее вероятным, что дальнейшее экономическое развитие страны пойдет по ожидаемому варианту.