Золотые голоса России


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Известно, что музыканты — народ особый, творческий. А управлять творческим коллективом непросто, особенно если это коллектив вокальный (человеческий голос ведь самый сложный инструмент). Здесь, пожалуй, как нигде большое значение имеет личность руководителя — творца, помимо всего прочего наделенного и харизмой, заставляющей исполнителей поверить в него и его идеи, имеющего сильно выраженные волевые качества и бесконечно преданного своему делу. Не случайно в наше довольно жестокое для искусства время успеха добиваются творческие команды, во главе которых стоят неординарные и яркие личности.

Один из таких лидеров — Геннадий Дмитряк, замечательный дирижер, великолепный хормейстер, руководитель двух блестящих хоровых коллективов: Государственной академической хоровой капеллы России
им. А.А. Юрлова и капеллы «Московский Кремль».

За плечами Геннадия Александровича два высших образования: хоровой факультет Института им. Гнесиных (плюс аспирантура этого вуза) и Московская консерватория им. Чайковского (специальность «Симфоническое и оперное дирижирование»). А кроме того, годы, проведенные на Кубе, где маэстро создал свой первый коллектив – Камерный оркестр Высшего института искусств – и осуществил свои первые оперные и балетные постановки в качестве дирижера в Национальном театре оперы и балета им. Гарсия Лорки. Работа в прославленных театрах и творческих коллективах: в Московском камерном хоре, Государственном хоре СССР, Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Создание в 1991 году еще одного музыкального коллектива — капеллы «Московский Кремль». И, наконец, относительно недавнее назначение руководителем капеллы им. А.А. Юрлова. Кроме того, Геннадий Дмитряк был удостоен чести стать главным хормейстером сводных хоров, выступавших на Красной площади в дни празднования 60-летия Победы и 60-летия Парада Победы.

В жизни каждого человека большую роль играет Божий промысел. В жизни Художника его влияние еще заметнее. Александр Александрович Юрлов — великий музыкант, легенда российского хорового искусства. Именно ему мир обязан тем, что после долгих лет забвения он вновь узнал русскую духовную музыку. А еще Юрлов — учитель Геннадия Дмитряка. И возглавить коллектив, которым руководил мастер, — величайшее счастье и величайшая ответственность для его ученика.

Мало будет сказать, что Геннадий Александрович бесконечно предан своему делу: он истинный подвижник русского хорового пения, сумевший найти в своих исполнителях единомышленников. Это видно по тому, как истово артисты работают на репетициях, как внимательно следят за дирижером на концертах, с полунамека понимая его жесты, с каким блеском в глазах они говорят об идеях маэстро, как переживают, если им кажется, что неправильно выполнили его указания…

Возглавляемые Дмитряком капеллы — желанные гости на всех крупнейших музыкальных фестивалях, частые участники официальных событий, их знают и любят за рубежом. Капелла «Московский Кремль», начинавшаяся как камерный хор при Музее Московского Кремля, еще очень молода. Но по сути она преемница традиции хорового пения, существовавшей в Московском кремле, более подробно об этой традиции речь пойдет далее. В репертуаре коллектива — церковная музыка и богатый светский репертуар, связанный с российской историей, народные песни, западноевропейская музыка. А еще — первое исполнение и запись официальной версии нового гимна Российской Федерации.

Всемирно известная капелла им. А. А. Юрлова — один из крупнейших и старейших российских хоров, в прошлом году отметивший 85-летие. Кажется, за месяцы руководства капеллой маэстро удалось решить очень сложную задачу: вдохнуть в коллектив второе дыхание, не разрушив при этом устоявшихся традиций, заложенных Александром Юрловым и святых для всех исполнителей и самого маэстро. Сегодня цель Дмитряка — придать симфоническое звучание вокальному пению, сделать так, чтобы хор звучал насыщенно, блистал многообразием тембральных красок инструментального оркестра, но в то же время сохранял свою самобытность. И это находит понимание у артистов.

Кроме того, Геннадий Александрович вынашивает много творческих замыслов, связанных с обеими капеллами. И один из них, возможно самый сокровенный, — проведение в старинных русских городах фестиваля «Кремли России».

Золото под ногами

Что греха таить, иногда мы не знаем, вернее, забываем, каким богатством обладаем. А ведь одно из главных отечественных культурных сокровищ — русское хоровое пение, им восторгаются на Западе, но по-
рой незаслуженно забывают на
родине.

Оно пришло в Киевскую Русь из Византии вместе с христианством. Долгое время на Руси центрами государственной, духовной и культурной жизни были кремли, и долгое время хоровое пение являлось их неотъемлемой частью. Постепенно главным культурным центром страны стал Московский кремль. Здесь сосредоточивались лучшие творческие силы, создавались музыкальные традиции, служившие эталоном для всего государства. Мало кто знает, что еще в XIV веке в Кремле появились первые профессиональные хоры – патриаршие и государевы певчие дьяки. В их обязанности входило не только пение во время богослужений, но и участие в пышных светских торжествах. Русские государи очень любили церковное пение, нередко и сами пели вместе с хором или же сочиняли для церковных песнопений тексты и распевы. Постепенно пение кремлевских хоров наряду со сказочной архитектурой царских теремов, дворцов, храмов стало неотъемлемой частью образа России.

Тем временем русская хоровая школа развивалась: появились и другие профессиональные хоры, было создано немало музыкальных учреждений, поддерживающих традиции русского хорового пения, из стен которых вышло немало прославленных композиторов, хормейстеров, исполнителей.

Но наступил роковой 1917 год, ставший трагическим и для русского хорового пения. Отечественное хоровое искусство продолжило свое развитие и в советские годы, но было оно уже другим, насильственно лишенным главной своей составляющей — духовности. На десятки лет русская церковная музыка была вычеркнута из репертуаров отечественных хоровых коллективов. В кремлях зазвучали иные мелодии. Традиция оказалась прерванной.

Перестройка принесла с собой возрождение широкого интереса к русской церковной музыке. Вновь в хоровом исполнении открыто зазвучали духовные произведения Рахманинова, Бортнянского, Чеснокова, Гречанинова. Но, как часто бывает в таких случаях, не обошлось без перегибов: уровень работы многих хоровых коллективов оставлял желать лучшего, что не замедлило сказаться на качестве исполнения духовных песнопений, вспыхнувший было к ним интерес начал угасать. К тому же новую силу набрало российское симфоническое искусство, появились талантливые дирижеры, сплотившие вокруг себя великолепные оркестры.
И внимание публики обратилось в первую очередь к ним. А с другой стороны, стало ощущаться все большее давление поп-культуры.

Однако русское хоровое пение — наша национальная гордость — не должно погибнуть. И не может, пока есть коллективы, объединяющие талантливых исполнителей, свято блюдущих традиции этого искусства. Несомненно, к таким коллективам относятся капелла им. А.А. Юрлова и капелла «Московский Кремль».

Популяризации хорового пения должен способствовать и организованный Геннадием Дмитряком фестиваль «Кремли России». Это программа по ознакомлению общества с кремлевскими музыкальными сокровищами. Она призвана донести до жителей не только столицы, но и небольших провинциальных городов лучшие образцы церковной музыки, что значительно обогатит знания людей об истории российских кремлей и их роли в становлении и развитии нашего государства.

Город царевича Димитрия

Давно задуманный маэстро фестиваль стартовал в начале нынешнего лета. В нем приняли участие артисты и капеллы им. А.А. Юрлова, и капеллы «Московский Кремль». Дебют «Кремлей России» состоялся 7 июня в старинном Угличе. Выбор этого небольшого, тихого русского города неслучаен. Углич – город-легенда, за свою долгую жизнь бывший свидетелем многих исторических событий. Сердце города — Угличский кремль, одно из самых красивых мест России: расположенный на возвышении он буквально утопает в зелени, с севера территорию кремля омывает наша «главная» река, Волга, с востока и запада — Каменный ручей и река Щелковка.

Однако тех, кто приезжает в Угличский кремль, привлекает не только его величественная архитектура и живописное расположение, прежде всего велико историческое и культурное значение этого музея-заповедника. Для ценителей русской старины это место свято, ведь оно неразрывно связано и с самыми славными и с самыми страшными страницами отечественной истории. Несомненно, все помнят, что именно в Угличе прошли последние годы жизни царевича Димитрия, сына Ивана Грозного и Марии Нагой, последнего из династии Рюриковичей. Его трагическая гибель 15 мая 1591 года потрясла не только жителей Углича, но и всю страну и во многом имела для нее роковые последствия. На месте гибели мальчика, канонизированного в первой половине XVII века, сейчас стоит каменная церковь царевича Димитрия «на крови», построенная в 1692 году.

Несмотря на то что Угличский кремль привлекает множество туристов как из России, так и из-за рубежа, это место совершенно чуждо суеты. Оно спокойное, величественное и чрезвычайно одухотворенное. Его атмосфера идеально подходит для исполнения лучших образцов российского духовного хорового пения.

Успех!

День пути на комфортабельном теплоходе «Бородино», напряженные репетиции на палубе, волнение перед премьерой, творческие споры на фоне умиротворяющей волжской природы — и вот артисты уже в Угличе. Жители города встретили своих гостей чрезвычайно тепло. До генеральной репетиции и концерта исполнители сумели немного познакомиться с городом и проникнуться атмосферой кремля, совершив по нему экскурсию.

Местом проведения концерта был выбран Спасо-Преображенский собор кремля. Вечером здесь был аншлаг, но благодаря умелой организации места хватило всем желающим. Посетила концерт и мэр Углича Элеонора Шереметьева.

И вот под сводами собора зазвучали божественные звуки русской духовной музыки. Программа концерта полностью соответствовала замыслу фестиваля. Произведения, которые исполнялись в тот вечер, смогли дать слушателям исчерпывающее представление о русском хоровом пении и его традициях. Это были духовные песнопения великих русских композиторов XIX—XX веков. С блеском были исполнены авторские сочинения песнопений Всенощного бдения и Божественной литургии Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, Александра Гречанинова, Георгия Свиридова. Объявляя каждое новое произведение, Геннадий Дмитряк проводил краткий экскурс в историю русского духовного песнопения, рассказывая об особенностях его развития и творческом пути того или иного композитора. В перерывах между выступлениями зрители слушали стихи поэта Валентины Беляевой в исполнении автора.

Согласитесь, церковная музыка — это нечто особое, исполнять и даже слушать ее надо не так, как светскую. Да и звучит она уместнее в соборе, нежели в обычном зале, поскольку написана прежде всего для Бога. Сама архитектура русских православных храмов способствует тому, чтобы человеческие голоса звучали в них более естественно, более живо. Такая акустика оказывает очень сильное воздействие на публику. И потому состоявшееся в Спасо-Преображенском соборе действо трудно назвать концертом в обычном понимании этого слова, скорее, это была некая мистерия, объединяющая исполнителей и зрителей общей духовной идеей и любовью к хоровой музыке. Время, отведенное на концерт, пролетело незаметно. Угличане долго не хотели отпускать полюбившихся им исполнителей. Расстаться с артистами они согласились только после того, как взяли с маэстро обещание непременно еще раз приехать в Углич со своим коллективом.

Едем дальше

Второй концерт в рамках фестиваля «Кремли России» состоялся 17 июня в Рязани. На этот раз местом его поведения стала Рязанская областная филармония, где был дан концерт для работников рязанской системы здравоохранения, отмечавших в тот день профессиональный праздник. Более светский формат мероприятия наложил свой отпечаток и на репертуар. Но так или иначе, все исполненные в тот день вещи были связаны с историей России и Московского кремля как символа государственной власти.

Выступление началось с полонеза «Гром победы» Осипа Козловского, в прежние времена часто звучавшего на торжественных церемониях и имевшего статус неофициального гимна страны. Затем последовали кантата Чайковского «Москва», впервые исполненная на обеде в честь коронации Александра III в Грановитой палате Кремля, фрагменты из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, русская народная песня «В темном лесе», произведения Свиридова, Гречанинова, Прокофьева.

По окончании концерта артисты пошли поклониться древнейшей части города — Рязанскому кремлю, стройный архитектурный ансамбль которого величественно возвышается над окружающими постройками.

Первый опыт проведения турне «Кремли России» показал несомненную необходимость фестиваля. По концертам, прошедшим в Угличе и Рязани, видно, что интерес наших соотечественников к хоровому искусству велик. И сколько еще есть старинных русских городов, где можно было бы провести этот фестиваль: Псков, Ярославль, Коломна, Великий Новгород, Нижний Новгород, Ростов Великий!..

Турне капелл по этим городам будет большим подарком для их жителей. Кроме того, Геннадий Дмитряк хочет продолжить еще одну традицию, заложенную его учителем Александром Юрловым: в тех городах, где есть кремль, проводить совместные выступления с местными хоровыми коллективами.

В полезности нового фестиваля сомневаться не приходится, ведь в наше время хоровое искусство вполне может стать объединяющим фактором в деле создания национальной идеи. Той, которой сейчас нам так не хватает.

Фотоочерк Романа Гончарова