Виноват ли Чубайс?


Текст | Елена ВОЛКОВА

Правительство решило отложить на полгода очередной этап реформы РАО «ЕЭС России», в частности рассмотрение вопроса о приватизации создаваемых в рамках реформы монополии оптовых генерирующих компаний. Однако многие эксперты считают, что одной из причин сбоя в подаче электроэнергии в Москве являются именно низкие темпы реформы РАО «ЕЭС России».

Реформа призвана снизить нагрузку на устаревшие фонды всей отрасли, в том числе «Мосэнерго» и сетевых компаний, разделить генерирующие активы, отделить их от сетевой части, вывести генерирующие компании на рынок и привлечь инвесторов. Глава представительства агентства Standard & Poor’s в России и СНГ Алексей Новиков утверждает: «Ни один инвестор не пойдет, пока реформа не приобретет явных очертаний, не будет завершена».

Нужно много денег

Энергетики давно предупреждали о том, что в отрасли существует кризис инвестиций и что степень изношенности основных фондов запредельная.

Сегодня недофинансированы как магистральные, так и распределительные сети. Если взглянуть на инвестиционную программу, которая формируется за счет энерготарифов, то дефицит средств станет очевидным. Реформа предполагает, что генерирующие активы будут развиваться за счет частных инвестиций, а модернизация сетевой инфраструктуры будет происходить за счет средств от энерготарифов. Но пока вопрос с реформой и с приватизацией не решен, половина средств от энерготарифов идет на строительство генерирующих сетей. И инвестиционные ресурсы, которые могут быть использованы на развитие сетевой инфраструктуры, отвлекаются на генерацию. Модернизация сетевой инфраструктуры требует примерно таких же инвестиционных затрат, что и генерация; минимальный объем инвестиций в отрасль должен составлять $6—7 млрд в год. Сама отрасль способна тратить на эти цели не более $3 млрд.

Инвестиции в электроэнергетику осуществляются в основном благодаря программам РАО «ЕЭС» и Росэнерго-атома. Если реформа РАО состоится, то из 21 производственной компании, которые предполагается сформировать в процессе реструктуризации, три или четыре могут оказаться подконтрольными иностранным инвесторам. Пока же зарубежные компании выходить на российский энергетический рынок не решаются: уровень рисков в отрасли слишком высок.

Иностранные инвесторы появятся только тогда, когда власти установят четкие правила игры. Инвесторы должны знать, на каких условиях будет функционировать рынок электроэнергии. И именно реформу электроэнергетики иностранные инвесторы рассматривают как лакмусовую бумажку для проверки подхода российского правительства к экономической реформе. Однако правительство до сих пор не определилось с тем, каким образом проводить приватизацию генерирующих активов.

Проблему могли бы решить частные инвестиции. Правда, приход частного инвестора в сетевые мощности вряд ли реален, поскольку сетевая инфраструктура будет на 100% государственной. Здесь возможны только государственные инвестиции либо вариант «Транснефти», когда появляются специальные надбавки к тарифам для энергогенерирующих компаний под строительство новых линий электропередачи.

Однако частные инвесторы могут вкладывать средства в генерирующие мощности. Реформа РАО «ЕЭС» предполагает, что в будущем в качестве средств оплаты на аукционах по продаже акций генерирующих компаний станут использоваться не только денежные средства, но и акции самого РАО. Частные инвесторы, желающие вложить средства в генерирующие мощности, уже приобрели пакеты акций РАО «ЕЭС», планируя в дальнейшем обменять их на акции создаваемых оптово-генерирующих компаний. А пакеты акций АО-энерго инвесторы могли бы обменять на акции территориальных генерирующих компаний, в которые должны войти станции меньшей мощности. Однако правительство до сих пор не обозначило условия продажи энергоактивов, и акции частных инвесторов оказались невостребованными.

Вероятно, правительство боится совершить ошибку в ходе реализации реформы РАО «ЕЭС» и именно поэтому в который раз откладывает проведение ее очередного этапа. По словам президента Института энергетической политики Владимира Милова, «правительство никогда не имело желания расставаться с рычагом влияния на тарифы. В последнее время оно также очень не хочет расставаться с генерирующими мощностями. В итоге нежелание отказаться от генерации и либерализовать цены приводит к тому, что с реформой будут тянуть и дальше».

Изношенность

Еще одна проблема, приведшая к энергетическому кризису, — изношенность оборудования, которая постоянно растет. Начиная с 2000 года, ежегодный объем вводимых в эксплуатацию новых генерирующих мощностей не превышал 1 тыс. МВт, тогда как аналогичный среднегодовой показатель за период с 1981 по 1990 год составлял 5 тыс. МВт, а, например, в Китае в 1999—2001 годах был свыше 17 тыс. МВт.

Чем больше ветшает отрасль, тем больше средств на ее поддержание требуется. Даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России износ основных производственных фондов составляет, по разным оценкам, от 50 до 70% и приближается к значениям, при которых ремонт оборудования обходится дороже его замены.

На фоне снижения показателей российской электроэнергетики требования к ней в современных условиях, напротив, возросли: те характеристики энергоэффективности, что еще 20—30 лет назад вполне отвечали стандартам, сегодня безнадежно устарели.

Наглядный пример — ситуация с генерирующими мощностями. В прошлом году общая установленная мощность электростанций РАО «ЕЭС» достигла 156,4 тыс. МВт. Еще 22,2 тыс. МВт обеспечивали АЭС, входящие в Росэнергоатом. При этом потребности населения и промышленности составили около 140 тыс. МВт. Однако электростанции распределены по территории России крайне неравномерно. Поэтому в одних регионах наблюдается переизбыток энергии, а в других электростанции с трудом удовлетворяют растущий спрос. По мнению Владимира Милова, сегодня проблем с генерацией нет лишь в трех энергетических зонах России: в Сибири, на Кольском полуострове и в Поволжье. В других местах ситуация с энергоснабжением с каждым годом ухудшается. Кроме того, регионам требуется хотя бы 15-процентный резерв мощностей на случай непредвиденных ситуаций. В СССР резервирование энергосистемы составляло всего 12—13%, в то время как в США резерв мощностей доходил до 40%. Правда, сверхлишняя генерация не смогла помочь Соединенным Штатам избежать каскадных аварий и веерных отключений.

Если говорить о недавнем энергокризисе, то Москва и близлежащие области сегодня являются энергодефицитными регионами, хотя еще два года назад здесь наблюдался избыток энергии. По данным «Мосэнерго», потребление электроэнергии в Москве и Московской области ежегодно увеличивается на 4—6% и сейчас составляет 15 тыс. МВт. Для того чтобы поддерживать установленные мощности в равновесии, их необходимо увеличивать на 5% в год. Между тем строительство 1 МВт установленной мощности в среднем обходится в $600 тыс. Таким образом, ежегодно только на генерацию в Москве нужно тратить до $420 млн. А на сети еще больше: 1 км. линии энергопередачи мощностью 500 кВт стоит $760 тыс. У «Мосэнерго» таких денег нет. Более того, из-за постоянного урезания правительством инвестиционных программ РАО «ЕЭС» за последние 20 лет в Московском регионе не было построено ни одной электростанции.

Энергокризис рано или поздно должен был случиться. Многие специалисты, работающие в энергетике и других отраслях, говорили, что 2004—2005 годы — критический период с точки зрения запаса прочности энергетики. Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Стабилизировать ситуацию можно только путем реформирования РАО «ЕЭС». Однако реформа в очередной раз застопорилась.

Автор — независимый экономический обозреватель

Сергей Моложавый, генеральный директор ФГУП «ВО ”Технопромэкспорт”»:

«Случившееся (авария. — Ред.) свидетельствует о том, что с реформой энергетики мы действительно опоздали. Начинать ее надо было раньше, когда запас прочности у системы был больше. Отрасли срочно требуются крупные инвестиции, и реальным решением проблемы может быть только ускорение реформы».

Михаил Одинцов, председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям:

«Реформу РАО «ЕЭС России» обязательно надо продолжать. Если мы свернем с пути реформ, то можем просто погубить отрасль».

Крупнейшие аварии в мировой электроэнергетике

2001 год. В результате аварии на электростанции в штате Уттар-Прадеш без электричества остались более 200 млн жителей севера Индии.

2001 год. От 30 млн до 50 млн жителей Нигерии жили без электричества в течение нескольких дней в результате аварии энергосистемы на востоке страны.

2002 год. В столице Аргентины Буэнос-Айресе произошла авария на линии высокого напряжения. Без электричества остались около 2 млн человек.

2003 год. Весь Алжир (население — 32 млн человек) на несколько часов лишился электричества в результате аварии на центральной электростанции.

2003 год. Самый масштабный энергокризис в истории Северной Америки. Массовыми отключениями электроэнергии были охвачены крупнейшие города в штатах Нью-Йорк, Огайо, Мичиган, Пенсильвания, Коннектикут, Нью-Джерси, а также канадские города Торонто и Оттава. В некоторых штатах было введено чрезвычайное положение. В общей сложности отключились 263 электростанции, в том числе десять АЭС. Без электроснабжения остались 50 млн человек на территории около 24 тыс. кв. км. Энергоснабжение Нью-Йорка восстановлено за 24 часа. Через 44 часа электричество подано всем потребителям. Сумма нанесенного США финансового ущерба составила порядка
$6 млрд.

2003 год. Шторм оборвал линии электропередачи, что повлекло отключение электроэнергии на юге Швеции и востоке Дании. Без света остались 5 млн человек.

2003 год. На территории Италии было нарушено электроснабжение. Без света на 18 часов остались 57 млн человек. Причиной послужило замыкание в линии
электропередачи Швейцарии, что привело к цепному отключению систем энергоснабжения Италии. Ущерб оценен в 300 млн евро.

2003 год. В результате жары на центральной электростанции Чили произошла авария. Без электричества четыре часа оставались 600 тыс. жителей Сантьяго.

2003 год. Авария на Ингурской ГЭС (возможно, в результате диверсионной акции) привела к отключению электроснабжения на всей территории Грузии с последующим отключением подачи воды, остановкой работы метрополитена и других систем жизнеобеспечения.

2003 год. На всей территории Никарагуа три часа отсутствовало электричество. Погасли светофоры, на улицах возник хаос. Многие районы остались
без воды.

2004 год. В результате аварии на электростанции на два часа без света остались 6 млн жителей Афин и южной части страны.

2004 год. Система электроснабжения Иордании (население — 5,8 млн человек) была полностью парализована в течение трех часов.