Равняемся на Америку и Европу



Текст | Елена ВОЛКОВА

Впервые в новейшей истории России мы стали свидетелями фактического банкротства крупнейшей компании страны. Но мировая история знает немало банкротств, причем более крупных компаний, чем ЮКОС.

Крах Enron

В октябре 2001 года техасская энергетическая компания Enron в квартальной отчетности была вынуждена объявить об убытках на сумму $638 млн, а также об уменьшении собственного капитала корпорации на $1,2 млрд. Убытки списали на офшорные махинации CFO Эндрю Фастоу, которого немедленно уволили.

Но ситуация продолжала ухудшаться. В ноябре Enron пришлось опять пересмотреть свою отчетность. Прибыль за последние пять лет сократилась еще на $586 млн, а долги увеличились на $2,5 млрд. Акции корпорации, в начале года державшиеся на уровне примерно $80 за штуку, моментально рухнули до уровня ниже $1.

В декабре Enron объявила о своем банкротстве. Одновременно в компании начали уничтожать бухгалтерские и аудиторские документы.

Министерство юстиции США незамедлительно возбудило уголовное дело для выяснения состава преступления в действиях руководства компании. Параллельно с Минюстом собственные расследования обстоятельств банкротства Enron вели сразу четыре комитета конгресса США, Федеральная комиссия по контролю над операциями с ценными бумагами и Министерство труда.

Выявленные долги корпорации нарастали с каждым днем: если в середине ноября они составляли $13,1 млрд, то в начале декабря уже $31 млрд.

Расследования показали, что руководство корпорации разработало сложнейшую схему сокрытия от акционеров и инвесторов истинного положения дел в финансах компании.
В ней участвовало несколько тысяч юридических лиц, преимущественно офшорных компаний, причем все они существовали на законных основаниях. Более 3 тыс. подставных фирм разбросала Enron по миру!

Принцип схемы был довольно прост. С одной стороны, сделки с электроэнергией, проводимые через дочерние компании, позволяли завышать ее себестоимость, а следовательно, и продажную цену электричества. С другой стороны, на офшоры оформлялись убытки и долги компании, которые она не хотела афишировать. Такая схема давала возможность значительно улучшить финансовые показатели корпорации, ее акции росли в цене.

При этом Enron не являлась крупным налогоплательщиком. Как известно, балансовая прибыль и прибыль для целей налогообложения — несколько разные вещи. Цифры для акционеров и налоговых органов резко отличались. Налоговикам долги и расходы предоставлялись в полном объеме, поэтому для них корпорация была совершенно убыточной и налог на прибыль не платила вообще. Более того, она получала из казны большие налоговые возмещения. Так, за период с 1996 по 2000 год — $380 млн в общей сложности.

Согласно финансовым отчетам, валовый доход компании за 1996—2000 годы вырос с $13,3 млрд до $100,8 млрд. Среднегодовые темпы роста за этот период составляли 57%.

Аферы такого масштаба невозможны без сговора с аудиторами, контролирующими отчетность компании. Аудитором Enron многие годы была всемирно известная аудиторская и бухгалтерская фирма Arthur Andersen. Ее сотрудники не только участвовали в разработке схем деятельности корпорации. В преддверии катастрофы они уничтожили огромное количество документации Enron. На этом основании большое жюри признало Arthur Andersen виновной в препятствовании правосудию, после чего одна из ведущих аудиторских фирм мира фактически прекратила существование.

В скандале оказались замешаны и несколько крупнейших американских, а также зарубежных банков, в том числе Citigroup и J.P. Morgan Chase. Они обвинялись в том, что помогали Enron вводить в заблуждение инвесторов: банкиры предоставляли ей под видом предоплаты кредиты на пополнение оборотных средств, а корпорация затем тайно возвращала кредиты на офшорные счета, контролируемые банками. Enron хотела скрыть от инвесторов свое бедственное положение с оборотными средствами, а банкиры — получить необычайно высокий процент по кредиту (7% годовых вместо 3%).

Интересно, что по отдельности каждая операция Enron была законной или почти законной. Но вечно лукавить невозможно. Долги накапливались и росли, скрывать их становилось все сложнее.

От манипулирования финансовой отчетностью пострадали рядовые акционеры и персонал компании: увольнять пришлось более 4 тыс. сотрудников в США и более 1 тыс. — в Европе. Объявленная рыночная цена потерь Enron составила $75 млрд. Но общая цена личных убытков инвесторов оказалась намного выше: $2,5 трлн. Одни только пенсионные фонды Америки потеряли на своих инвестициях в Enron $1,5 млрд. Сгорели пенсии государственных служащих, учителей, полицейских и пожарных.

Будучи компанией такого масштаба, Enron не могла оставаться в стороне от политики. Известны ее широкие связи в политических кругах, особенно в Республиканской партии. Так, президент корпорации Кеннет Лей считался личным другом Джорджа Буша-младшего. Enron была главным спонсором нынешнего президента США. Согласно подсчетам, она пожертвовала Бушу в общей сложности $623 тыс. начиная с 1993 года, когда тот собирал деньги еще на первую свою губернаторскую гонку. В руководство Enron входили многие высокопоставленные сотрудники Белого дома. Корпорация финансировала почти половину палаты представителей конгресса США и примерно трех из каждых четырех сенаторов.

Деньги щедро раздавались и на предвыборные нужды различных партий. На эти цели, по оценкам экспертов, только в период с 1989 по 2001 год ушло около $6 млн. Но особенно компания отличала республиканцев: на их долю приходилось 73% всех пожертвований.

Поэтому неудивительно, что Enron получила беспрецедентную долю в государственных поставках электроэнергии и большие налоговые льготы. Кроме того, за ней оставалось решающее слово при выборе лиц, ответственных за регулирование энергетического рынка. Компания имела возможность манипулировать ценами на электричество в масштабах всей страны. Так что банкротство Enron стало крупным событием в финансовых кругах Америки.

WorldCom

Но и его затмило банкротство американской телекоммуникационной корпорации WorldCom. О нем объявили летом 2002 года. WorldCom, авуары которой насчитывали более $100 млрд, была вдвое больше Enron. Это банкротство стало крупнейшим не только в истории США, но и в мировой истории.

WorldCom, вторая по величине компания в Америке, занималась предоставлением телефонных, компьютерных и интернет-услуг. В ней работало около 60 тыс. человек, филиалы корпорации располагались в 65 странах мира.

В мае 2001 года ею был взят кредит на сумму $2,5 млрд. После чего руководство компании призналось в искажении финансовой отчетности на сумму $4 млрд. Рынок ценных бумаг ответил на эту новость снижением котировок акций WorldCom на 70%. Вслед за акциями отреагировали и другие секторы на всех рынках мира: индекс Nikkei упал на 4%, Nasdaq — на 3%, снизились европейские индексы. После того как акции WorldCom резко покатились вниз, долг компании кредиторам составил $32 млрд.

Кредитовали WorldCom крупнейшие банки Уолл-стрит. Например, банк
J.P. Morgan Chase. Банкиры ожидали известия о банкротстве. Не дожидаясь этого события, кредиторы WorldCom подали иск против компании, фактически обвинив ее в мошенничестве. Среди них были такие крупные банки, как Deutsche Bank и ABM Amro. Всего же список истцов насчитывал 25 банков.

Причина проблем в WorldCom проста: предприятие, демонстрирующее стабильный рост, оказалось физически не в состоянии обеспечить заявленный инвесторам рост доходов. Спасти его могла только правка финансовой отчетности, чем в то время грешили десятки, если не сотни участников рынка. Именно это и произошло. Но махинации всплыли наружу.

Пытаясь как-то исправить ситуацию, WorldCom уволила своего финансового директора Скотта Салливана. Причина увольнения — хищение $4 млрд. Пропажа обнаружилась в результате внутренней проверки, устроенной руководством компании. Вместе с ним ушел старший вице-президент Дэвид Мейерс, выполнявший роль управляющего корпорацией.

В ходе расследования Скотту Салливану предъявили дополнительные официальные обвинения в мошенничестве с ценными бумагами и сокрытии расходов компании на сумму $7,68 млрд. Кроме того, нашлись семь новых обвинений.

Те же семь пунктов обвинения, каждый из которых предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок от пяти до десяти лет и штраф в размере от $250 тыс. до $1 млн, были выдвинуты против Бафорда Йетса, занимавшего пост главного бухгалтера.

После непрекращающихся убытков и скандала, связанного с мошенничеством руководства в бухгалтерской отчетности, WorldCom объявила о банкротстве. Благодаря процедуре банкротства корпорация надеялась удержаться на плаву. По американским законам обанкротившейся компании предоставляется защита от кредиторов и льготные кредиты на реструктуризацию.

Однако обнаруженная недостача была столь велика, что после ее учета (это необходимо, чтобы дать инвесторам и регулирующим государственным органам корректную информацию о финансовом состоянии компании) WorldCom оказалась в невосполнимом убытке.

Parmalat

В конце 2003 года к грани банкротства подошла известная итальянская компания по производству молока и молочных продуктов Parmalat. На тот момент она имела филиалы в 30 странах и насчитывала 36 тыс. работников.

Первые признаки скандала появились в начале декабря 2003 года, когда компания, чья ликвидность оценивалась в 4,2 млрд евро, отложила погашение долговых обязательств на сумму 150 млн евро.

В результате расследования обнаружилась недостача, почти равная размеру ликвидности Parmalat, — около 4 млрд евро. Выяснилось, что фальшивые документы на эту сумму были представлены одной из ее дочерних компаний — офшорной фирмой Bonlat, зарегистрированной на Каймановых островах. Затем всплыли и другие махинации со счетами компании и ее многочисленных дочерних предприятий. Выходило, что финансовые документы фальсифицировались по меньшей мере в течение 15 лет. Объем финансовых потерь увеличился до 10—12 млрд евро.

Главе компании Калисто Танци и топ-менеджерам предъявили обвинения в мошенничестве. После этого новое руководство Parmalat обратилось к правительству с просьбой о защите от банкротства. По итальянским законам компания может попытаться спастись от местных кредиторов, однако ей не удастся избежать исков за пределами страны. Следствие по делу Parmalat продолжается.

AIG

А вот один из последних скандалов.
С начала 2005 года генеральный прокурор Нью-Йорка, Комиссия по ценным бумагам и Министерство юстиции США ведут расследование деятельности страховой компании AIG, использовавшей сложные схемы перестрахования для манипулирования финансовой отчетностью.

В ходе расследования покинул свой пост руководитель компании Морис Гринберг, а самой AIG пришлось признать несоответствия в своей бухгалтерской отчетности, из-за чего ее суммарная рыночная стоимость снизилась на $1,77 млрд. Но серьезные проблемы у фирмы начались после публикации в The Wall Street Journal, где говорилось о поступке сотрудника AIG, уничтожившего компьютерные документы и записи деловых совещаний в офисе компании на Бермудах.

Если сведения об уничтожении документов подтвердятся, следствие может предъявить компании и ее руководству уголовные обвинения в противодействии правосудию. Для прокуратуры это более простой вариант, чем пытаться доказать мошенничество AIG, применявшей недопустимые схемы перестрахования.

Уничтожение документов — самое худшее из возможных действий во время продолжающегося расследования.
В этом случае следственные органы теряют всякое доверие к компании и ее сотрудникам. Напомним, что аудиторская фирма Arthur Andersen также обвинялась в уничтожении документов, что и послужило основной причиной ее краха.

Чтобы предотвратить предъявление обвинений в серьезных уголовных преступлениях, руководство компании приняло решение активно сотрудничать со следствием. Кроме того, Гринберга убрали с нового руководящего поста. В ближайшее время AIG ждут сложные переговоры с Комиссией по ценным бумагам о мировом соглашении, в ходе которых будет определен размер штрафных санкций. Однако юристы не сомневаются, что в отношении непосредственных виновников уничтожения документов, включая руководителей, отдавших соответствующие распоряжения, будут заведены уголовные дела. Возможны также судебные иски со стороны акционеров компании.

Kmart

И наконец, история банкротства, которое закончилось хорошо.

В январе 2002 года американская компания Kmart, третья по величине дисконтная розничная сеть в США, владевшая 2114 магазинами, объявила о своем банкротстве — самом крупном в сфере розничной торговли.

Тучи над Kmart сгустились, когда рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило ее кредитный рейтинг на два пункта, предупредив, что шансы избежать банкротства невелики. Standard & Poor’s также снизило кредитный рейтинг компании.

В банкротстве виновато прежде всего руководство сети, которое проводило неверную политику в выборе товарной номенклатуры и не занималось своевременным технологическим переоснащением магазинов. За 2001 год убытки составили $2,7 млрд, общий долг превысил $10 млрд, в то время как сумма активов составляла $16,3 млрд. Начались проблемы с поставщиками: одному из них, Fleming, сеть задолжала $78 млн. Кроме того, она не выдержала ценовой войны с главными соперниками — торговыми сетями Wal-Mart Stores и Target.

У Kmart оставался шанс избежать банкротства. Велись переговоры с группой банков, возглавляемой J.P. Morgan Chase, о получении кредита в размере $3 млрд. Однако руководство предпочло банкротство и другую схему финансирования.
J.P. Morgan Chase Bank, Credit Suisse First Boston, General Electric Capital и Fleet Boston предоставили компании кредит для выхода из процедуры банкротства в размере $2 млрд.

Kmart удалось избежать банкротства после того, как она провела реструктуризацию своих активов, более 15 месяцев находясь под процедурой защиты от кредиторов. За это время было закрыто почти 30% магазинов, которые сочтены убыточными или недостаточно эффективными, сокращено более 60 тыс. рабочих мест и проведены замены в руководстве и совете директоров. Кроме того, у Kmart появились новые инвесторы: компания ESL Investments, принадлежащая Эдварду Ламперту, конвертировала ее долги на сумму
$2 млрд в акции и теперь владеет 49% акций сети.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте