Нина ВАХНИНА: «моих» поездов в России все больше
Беседу вел Александр ПОЛЯНСКИЙ
Производственно-коммерческая фирма «Интерсити» — главный поставщик систем поездной пожарной сигнализации и разработанных на их основе комплексных систем безопасности и информационного обеспечения для ОАО «РЖД».
Конкурентов у нее на сегодняшний день не просматривается не только в России, но и в СНГ. Активно действует компания даже во вступившей в Евросоюз Прибалтике, успешно демонстрируя преимущества своих разработок перед западными.
Автор этого российского чуда — Нина Александровна Вахнина, cоздавшая «Интерсити» в 1992 году и с тех пор бессменно возглавляющая ее.
Приемные как родные
— Нина Александровна, как «Интерсити», структуре, созданной «на ровном месте», а не появившейся в результате приватизации какого-то «эмпээсовского» предприятия или образованной железнодорожниками, удалось стать поставщиком систем сначала для МПС, а теперь для ОАО «РЖД», сделаться полноправным членом «семьи РЖД»?
— В начале 90-х годов многие первоклассные специалисты остались не у дел. Нам удалось собрать коллектив единомышленников, создавший систему, которую мы показали в МПС…
— …и она понравилась?
— Она вызвала интерес. Договорились изготовить и установить на поезд опытную партию, чтобы посмотреть, как система работает в реальных условиях. Посмотрели, заказчик остался доволен.
После этого были подписаны договоры с заводами об установке системы на электропоезда. Позднее мы начали устанавливать систему и на локомотивы, и на новые поезда, которые изготавливаются на Торжокском вагоностроительном и Демиховском машиностроительном заводах. Налаживаем сотрудничество со знаменитым Рижским вагоностроительным заводом.
— Но ведь существовали производители, которые работали с МПС по противопожарной проблеме еще с советских времен?
— Да, существовали. Но с тех времен прошло уже более 15 лет, а за это время уровень информационных технологий вырос настолько, что сейчас можно легко реализовывать такие системные функции, о которых раньше можно было только мечтать. Например относительно дешевые промышленные компьютеры, которые сегодня являются ядром наших систем, позволяют обеспечить сбор информации от сотен датчиков и десятков малогабаритных видеокамер.
Именно потому в то время никто не проектировал комплексных систем. Делались простые охранно-пожарные комплексы, в которых средством оповещения была лампочка. Но лампочки, как известно, отвлекают машиниста от дороги или могут остаться незамеченными. Мы предложили другой принцип — голосовое оповещение. Это было ново. Наш принцип, по мнению экспертов сначала МПС, а затем ОАО «РЖД», делает сигнализацию более надежной и эргономичной. С этого нового принципа и началось наше сотрудничество с МПС — ОАО «РЖД».
— Я читал, что ваша система сигнализирует о задымлении или возгорании также на ближайшую станцию?
— Уже второе поколение нашей разработки «ПРИЗ» — система ССЗН-И предусматривала оповещение в трех различных ситуациях. Если задымление или возгорание происходит в пути, информация передается в кабину машиниста. Во время стоянки на узловой станции оповещение осуществляется по громкой связи. И, наконец, информация о срабатывании пожарной сигнализации передается дежурному депо по радиоканалу, когда поезд находится в депо. Последнее очень важно, так как поезд может находиться в депо неопределенное время без машиниста.
Третье же поколение разработки — «ПРИЗ-И» добавляет функцию видеонаблюдения за салонами вагонов. К системе могут присоединяться и другие комплексы, в частности системы пожаротушения и кондиционирования, разработкой и производством которых мы сами непосредственно не занимаемся.
Эффективность нашей системы подтверждена многолетней эксплуатацией. Так, например, ее внедрение позволило своевременно оповестить о возгораниях во всех поездах, оборудованных нашей системой.
А что касается оповещения диспетчера о состоянии поезда на маршруте, о котором вы спрашиваете, то эта возможность будет реализована в новом проекте «Интеллектуальный поезд».
— Существуют еще и информационные табло, созданные вами, которые многие москвичи видели на электричках ярославского направления.
— Да, и на электропоездах повышенной комфортности Москва — Ярославль, Москва — Тула Московской железной дороги; скоростном электропоезде ЭР-200, курсирующем по Октябрьской железной дороге… Но вы упоминаете отдельные элементы, а мы занимаемся комплексными системами безопасности и информирования. Информационные табло являются их составной частью. Именно идеология комплексности отличает и выделяет нашу фирму.
Работая с заводами, мы устанавливаем основу комплексной системы, а затем дополняем ее элементами, которые необходимы заказчику. Это информационные табло, о которых вы упомянули. А также системы видеонаблюдения, охранные системы, различные системы оповещения. То есть это уже система с элементами комплексной безопасности и обеспечения функционирования поезда.
Наша система имеет торговую марку «ПРИЗ», она запатентована и сертифицирована, производится на предприятиях с современным технологическим оборудованием. Она может устанавливаться на любых типах локомотивов, пассажирских поездов и электропоездов, которые используются на российских железных дорогах.
— А грузовыми поездами не занимаетесь?
— Пока нет, хотя присматриваемся к этому направлению.
Добавлю, что, конечно, комплексная система безопасности — это не только технические средства, но и работники железнодорожного транспорта, специализированные подразделения ОАО «РЖД», силовые ведомства, страховые компании.
Еще нужно иметь в виду, что «правильно» организованная система безопасности не только срабатывает на уже реализовавшуюся угрозу, но и работает на ее предупреждение. Например, признаком неисправности колесной пары, которая может привести к катастрофе, является нагрев буксы выше допустимой температуры. А признаком возгорания в вагоне или локомотиве является задымление в помещении, перегрев частей и механизмов подвижного состава. Личность, состоящая на учете в спецслужбах, может представлять угрозу совершения теракта. Каждая из этих угроз должна быть своевременно обнаружена и соответствующим образом нейтрализована.
— Но в отношении каждого объекта обеспечения безопасности требуются ведь разные меры защиты?
— Безусловно. В зависимости от типа поезда или вагона должны быть определены возможные потери при осуществлении наиболее вероятных угроз. Корректность этих оценок определяет насколько оправданны затраты на осуществление мер безопасности конкретного объекта. Так, в пассажирском вагоне должна быть обеспечена прежде всего защита жизни и здоровья людей. Наиболее вероятной и опасной угрозой является возгорание вагона, поэтому противопожарная защита должна обладать наивысшей надежностью.
Если речь идет о грузовом вагоне, то главная угроза — это утрата или нанесение ущерба грузу, поэтому наивысшей должна быть надежность мер по охране вагона.
Когда мы говорим об открытой грузовой платформе, основной опасностью является хищение груза. Однако вероятность этого события можно считать невысокой, особенно когда груз малоценен. В этом случае можно минимизировать затраты на охранные системы, а основным элементом обеспечения безопасности необходимо сделать страхование груза.
Во всех случаях целесообразна интеграция систем безопасности различных видов в систему безопасности поезда в целом. В этом и состоит основная идея наших систем. Этим наши системы и отличаются от тех, которые широко представлены на рынке. Каждая из них решает, как правило, одну очень узкоспециализированную задачу.
О чем думает умный поезд
— Если брать только техническую часть этой системы, то, насколько я понимаю, имеется в виду бортовой компьютерно-информационный комплекс поезда?
— Совершенно верно. Автоматизированная система информационного обеспечения и управления с распределенными ресурсами — таково ее научно корректное наименование. Безопасность — это только одно из направлений ее работы, хотя и ключевое. Система имеет открытую архитектуру и допускает подключение других подсистем, устройств и датчиков. Управление всеми устройствами и анализ сигналов от датчиков осуществляется автоматически. Она подходит для любых видов поездов. Состав и количество устройств обнаружения угроз, оповещения выбираются для каждого поезда и вагона индивидуально, с использованием критерия «цена — качество». Благодаря наличию в системе, помимо уже имеющихся дополнительных средств связи (мобильной, спутниковой Global Star), имеется возможность передачи сообщения о нештатной ситуации, изображений и координат в диспетчерский центр практически из любой точки маршрута поезда.
Это начальный этап реализации концепции интеллектуального поезда на основе нашего проекта, который мы представили на прошлогодней международной выставке «Пожарная автоматика — комплексные системы безопасности» в Москве на ВВЦ. Проект получил поддержку и одобрение специалистов Министерства транспорта, МЧС, МВД и ФСБ.
Я занялась темой «Интеллектуальный поезд» еще в Государственной академии управления при президенте РФ, а затем в Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ — в последней это было темой моей дипломной работы. Да, да! Был и такой этап в моей жизни. Пришлось изучать проблему очень глубоко. Это генеральное направление деятельности и моей лично, и компании «Интерсити».
— Интеллектуальный поезд — это то же, что и интеллектуальное здание — система жизнедеятельности, управляемая из единого центра?
— Да, концепции во многом схожи. Это комплексная система, выполняющая задачи безопасности движения, создания комфортных условий для пассажиров и поездной бригады, в которой под контролем находится каждая точка поезда. Причем под контролем как поездной бригады, так и диспетчеров железной дороги. Система позволит быстро получать всю необходимую информацию, архивировать ее, оперативно принимать решения, используя подготовленные компьютерной системой варианты.
Охвачено все
— Системы ваши ездят в основном по железным дорогам Центральной России?
— Они ездят по всем 17 железным дорогам России, а также по железным дорогам Украины и Казахстана.
— Сколько же всего поездов ими оборудовано?
— Более полутора тысяч. И на всех железных дорогах России, и в некоторых сопредельных государствах работают наши сервисные центры — либо в форме филиалов компании, либо как коммерческие фирмы, действующие на основе договоров с нами.
— Как вы относитесь к идее укрупнения железных дорог?
— С одной стороны, мы как обслуживали наши системы, так и будем обслуживать. С другой — решать вопросы станет проще. Меньше разнообразия — больше стабильности. Ведь, несмотря на централизованность наших отношений с ОАО «РЖД», сегодня каждый начальник дороги обладает своим видением и стремится его реализовать.
Перспективы
— Как вам удается удерживать позиции в своем секторе рынка?
— Наша фирма постоянно стремится к совершенствованию своей продукции. С тех пор как мы начали разрабатывать проблему обеспечения безопасности на транспорте, мы внедряем уже третье поколение техники на электропоездах. Осваиваем аналогичные направления и на городском транспорте.
Мы ежегодно участвуем в выставках охранно-пожарного оборудования. Следим за уровнем зарубежной техники. Оцениваем новые изделия, новые идеи.
Наша фирма активно работает со всеми государствами, ранее бывшими частью СССР. В Таджикистане и Прибалтике у «Интерсити» открыты представительства. Сейчас развертывается сотрудничество с Казахстаном — эта страна планирует закупить 60 составов, оборудованных нашей системой. Мы работаем также с Украиной, Белоруссией…
— Как вам удается заинтересовать стольких заказчиков?
— Может быть, деловая репутация? Точно сказать не могу. Я всегда ищу заказчиков и стараюсь построить с ними взаимовыгодные отношения. Никогда не навязываю себя.
— Раз получается работать с евросоюзовской Прибалтикой, наверняка получится сотрудничество и с другими странами ЕС?
— Вполне возможно, но опыта такого пока нет. Не так давно я встречалась со специалистами из Дании — у них другая концепция автоматизации, ориентированная преимущественно не на безопасность, а на удобство для пассажиров.
— Акцент на безопасность в ваших системах диктуется криминогенной обстановкой в нашей стране?
— Не только. Прежде всего необходимо обеспечить защиту от техногенных угроз безопасности, а также связанных с человеческим фактором. Но вполне возможно, что работа для западного заказчика потребует несколько иных решений, учитывая отличие их требований от наших — российских.
Острая нормативная недостаточность
— «Интерсити» — производственно-коммерческая фирма. Как организовано производство в ней? Это собственное производство или работаете с заводами-подрядчиками?
— Мы работаем по принципу кооперации. Комплектующие изготавливают подрядчики, часть комплектующих, в частности датчики, закупаем у сторонних производителей, например у Обнинского завода. А сборка, испытания происходят в наших собственных цехах.
Сейчас мы планируем расширять производство. Наши системы будут производиться, в частности, в Смоленске на заводе, который ранее входил в структуру Министерства авиационной промышленности. Там уже все готово для этого.
Наши системы могут быть установлены на подвижной состав не только в заводских условиях, но и в условиях депо. Фирма «Интерсити» и ее сервисные подразделения ведут такую работу. Мы в состоянии довольно быстро увеличивать свое производство и обеспечивать системами все полторы сотни российских вагонных и локомотивных депо.
Наши изделия изготавливаются в соответствии с отраслевыми стандартами и проектами, которые разрабатываются ВНИИ железнодорожного транспорта и ПКБЦТ — главным КБ локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».
В нашей стране уже назрела необходимость принятия Закона об обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте. В гражданской авиации существуют международные соглашения, которые содержат соответствующие нормы. На железной же дороге в сфере безопасности наблюдается острая нормативная недостаточность.
— Наверняка у вас есть собственные идеи на этот счет?
— Мы можем предложить концептуальное видение проблемы, о котором докладывали на российских конференциях и круглых столах и на недавней международной конференции железнодорожных перевозчиков в Швейцарии.
Не существует общепринятого определения транспортной безопасности, но наиболее точным мне представляется определение, данное на научно-практической конференции по проблемам безопасности, проведенной Министерством транспорта и МВД: «транспортная безопасность — такое состояние защищенности транспортной системы страны, при котором обеспечивается устойчивое функционирование и развитие отрасли, полное и своевременное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозке на данный момент и на длительную перспективу».
Угрозы безопасности на железнодорожном транспорте условно можно разделить на четыре основные группы: техногенные; связанные с человеческим фактором; связанные с возгораниями и криминальными посягательствами; террористические. Последние приобретают особую актуальность. В отношении обеспечения безопасности по каждой из этих групп угроз должны быть выработаны специальные нормы права.
Начало пути
— Как в начале 90-х годов возникла идея заниматься пожарной сигнализацией для поездов? Кому пришла в голову эта светлая идея? Вам или кому-то из ваших друзей?
— Идея постепенно выкристаллизовалась. Это был результат цепи встреч, знакомств. С одной стороны, со специалистами МПС, которые рассказали о потребностях железной дороги. С другой стороны, с инженерами-единомышленниками, экспертами бывшего КГБ.
А в основе всего было, как ни приземленно это прозвучит, желание найти себя в новых экономических условиях, стать самостоятельной в бизнесе. Такое желание десять лет назад было у многих.
— Но мало кто смог добиться его исполнения. Как вам удалось?
— Я просто очень сильно этого хотела. И не пожалела ни сил, ни времени. Окончила в дополнение к своему торговому еще два вуза: Академию управления и Академию противопожарной службы. Научилась разговаривать с профессионалами на их языке, сама стала специалистом в транспортной и противопожарной областях. И теперь имею полное основание отмечать — и отмечаю — два профессиональных праздника: День железнодорожника 1 августа и День пожарного 30 апреля. В эти дни встречаемся с бывшими сокурсниками, говорим о жизни, обсуждаем проблемы…
Знаете, сейчас для меня стало важным и другое: осознание нужности моего дела людям, стране.
В ожидании инвестора
— Расскажите, пожалуйста, о ближайших и перспективных планах компании.
— Для реализации концепции интеллектуального поезда мы начинаем формировать ассоциацию заинтересованных структур. Надеюсь, что наша фирма займет в ней лидирующую позицию.
— Эта ассоциация со временем превратится в холдинг?
— Конечно, нет, у нее другие задачи. А вот наша фирма — возможно. Я ведь упоминала о тесном взаимодействии с нашими партнерами.
— Когда мы доживем до эпохи интеллектуальных поездов?
— Это зависит от заказчика — ОАО «РЖД». Если будет проявлена соответствующая воля, будут привлечены необходимые инвестиционные ресурсы, то в не самом далеком будущем. Понятно, что коммерческие структуры одни не смогут инвестировать в необходимом объеме, нужны более солидные инвесторы: такие как государство, ОАО «РЖД», страховые компании, крупнейшие корпорации, ведущие банки…
Мир полов
— Как устроена компания «Интерсити» изнутри? Что в ней главнее — инжиниринг или маркетинг?
— Вы знаете, наше генеральное направление было выбрано давно.
И сейчас нам остается в основном только разрабатывать модификации системы для разных видов подвижного состава, новых типов поездов и вагонов. Сейчас мы также занялись темой обеспечения безопасности на городском транспорте: в автобусах, троллейбусах, трамваях…
Заказов у нас достаточно. В нашем КБ более 20 человек, в подразделениях фирмы работает около 300 сотрудников. И мы расширяемся еще.
— Немаленькая компания…
— Особенно для того, чтобы ею управляла женщина.
— А разве для управления женщинами существуют какие-то количественные ограничения?
— Нет, конечно, это я так, кокетничаю. Кстати, у меня и заместитель женщина. А вот все директора направлений —
мужчины.
Это не какая-то продуманная схема — так сложилось. Когда занимаешься производством, на взаимоотношения полов не обращаешь внимания.
Демократ наполовину
— Вы авторитарный руководитель или начальник-демократ?
— Пятьдесят на пятьдесят. Я считаю, что нельзя слишком либеральничать, но недопустимо, когда руководитель не считается с позицией сотрудников. Я всегда прислушиваюсь к мнению квалифицированных специалистов, менеджеров. Два раза в неделю провожу планерку. Много внимания уделяю обучению персонала. Требую от менеджеров профессионального, разностороннего владения предметом, получения специального образования.
— Об MBA-образовании для себя не думали?
— У меня сложное отношение к этому образованию, но, безусловно, есть хорошие бизнес-школы. И вполне возможно, что я поучусь еще и по программе MBA.
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Очень люблю играть в шахматы.
— У вас разряд по шахматам?
— Нет, играю для себя, но, говорят, неплохо. Очень люблю театр — не пропускаю ни одной новой постановки. Обожаю фитнес — могу часами заниматься на тренажерах, сидеть в сауне, ходить на массаж… Нравится бывать в салоне красоты — надо же побаловать себя, любимую.
— Какова цель вашей деятельности в ближайшие годы?
— Моя голубая мечта — воплотить в жизнь мою дипломную работу об интеллектуальном поезде и создать комплексную систему безопасности подвижного состава. Когда это случится, я испытаю чувство выполненного долга. И стану работать над тем, чтобы это произошло в самом ближайшем будущем.
Фотоочерк Олега Лазарева
Справка «БОССа»
Производственно-коммерческая фирма «Интерсити» была создана в 1992 году.
С того же года занимается производством систем охранно-пожарной сигнализации и информационного (речевого и текстового) обеспечения. Это системы «ПРИЗ»,
ССЗН-И, «ПРИЗ-И», «ПРИЗ-О».
Фирма накопила уникальный опыт разработки, производства, монтажа, гарантийного и послегарантийного обслуживания. Важной особенностью систем «Интерсити», является их безотказная работа в условиях усиленной вибрации, резких перепадов температур и влажности.
Предприятие давно и плодотворно сотрудничает с Московским и Волгоградским локомотиворемонтными заводами, Омским и Казанским электровозоремонтными заводами, заводами «Локомотив» и «Спецремонт» при капитальном ремонте электропоездов и локомотивов; с Демиховским машиностроительным, Торжокским вагоностроительным, Новосибирским электровозостроительным заводами при производстве новых поездов и вагонов.
Компания имеет сервисные центры на всех 17 железных дорогах России и представительства в Прибалтике и Казахстане.
В настоящий момент на базе «Интерсити» формируется новая коммерческая структура — «Системы транспортной безопасности».
В 2001 году ПКФ «Интерсити» награждена дипломом и медалью «За лучшее техническое решение» международной специализированной выставки «Системы охранно-пожарной сигнализации». В 2002 году по итогам работы II Международной специализированной выставки «Пожарная безопасность на рубеже XXI века» награждена дипломом и медалью «Лучшее техническое
решение» за обеспечение безопасности
подвижного состава железнодорожного транспорта России.
Справка «БОССа»
Нина Александровна Вахнина — создатель, владелец и генеральный директор производственно-коммерческой фирмы «Интерсити». Окончила Московский институт советской торговли, Государственную академию управления при президенте РФ, Академию государственной противопожарной службы МЧС РФ.
Работала в организациях торговли, в ряде коммерческих и общественно-политических структур. В 1992 году основала компанию
«Интерсити».
Замужем, имеет троих дочерей.