Дистанционное обучение приобретает популярность


Текст | Агунда АЛБОРОВА

В конце мая в Центре международной торговли прошла Вторая Московская международная выставка по электронному обучению eLearnExpo Moscow 2005, на которой отечественные и зарубежные IT-компании продемонстрировали наиболее интересные разработки в области дистанционного обучения.

Участниками выставки eLearnExpo Moscow 2005 стали IT-компании, специализирующиеся исключительно на разработке и реализации программных продуктов для дистанционного обучения, а также фирмы, в портфеле предложений которых, помимо подобных программ, имеются и другие разработки. Это IBM, Hewllett Packard, Siemens BS, SkillSoft, SAP, CSSe Train, WebSoft, Atlantic Link, «Форс», «Униар», «Новый диск», «ГиперМетод», «Физикон», «Академия АйТи» и многие другие.

Выставка вызвала повышенный интерес не только у профессионалов. По сравнению с прошлым годом качественный состав посетителей заметно изменился: существенно больше было представителей крупных предприятий и организаций, заинтересованных во внедрении технологий дистанционного обучения. По данным организаторов, около 1,2 тыс. специалистов из различных сфер деятельности приняли активное участие в конференции «Дистанционное обучение» и семинарах, которые проходили в рамках выставки.

Многие отметили информационную насыщенность мероприятия. За два дня работы выставки было сделано несколько объемных докладов по наиболее актуальным темам в области дистанционного обучения: «Настоящее и будущее электронного обучения в России» (докладчик Владимир Тихомиров, председатель Экспертного совета по электронному обучению при Комитете Государственной думы по образованию и науке), «Интеграция электронного и совместного группового обучения с использованием ИКТ» (Тошио Окамото, президент японской Ассоциации по информационным технологиям в образовании), «Смешанное обучение — выбор формальных и неформальных подходов» (Поль Уитон, директор по продажам компании SkillSoft), «Концепция открытых мультимедийных систем» (Александр Осин, генеральный директор Республиканского мультимедиа центра).

Также участники и посетители выставки имели возможность приобрести практический опыт, побывав на многочисленных мастер-классах. По мнению специалистов, наиболее интересными из них оказались следующие: «Электронное обучение в национальном масштабе» (Евгений Хвилон, консультант ЮНЕСКО), «Интеграция системы электронного обучения в единое информационное пространство вуза» (Александр Силуянов, начальник Управления информатизации и средств связи,
МАТИ), «Инновации в обучении — последние разработки IBM» (Йал Раввин, руководитель Института передовых образовательных технологий IBM), «Корпоративная система дистанционного обучения участников оптового рынка электроэнергии» (Алексей Ильвовский, представитель ФОРС), «Опыт внедрения дистанционного обучения и аттестации персонала в одном из крупнейших российских банков» (Людмила Никулина, сотрудник Альфа-банка), «Комплексный подход к организации дистанционного корпоративного обучения» (Александр Глушков, проректор Открытого университета бизнеса и технологий).

Об успешном внедрении дистанционного обучения на прошедших мастер-классах рассказывали сотрудники крупных отечественных компаний: «Связьинвеста», РУСАЛа, «Российских железных дорог», «Норильского никеля», «Вымпелкома», Альфа-банка, ФГУП «Почта России», «Академии АйТи».
Большой резонанс получило обсуждение проблем дистанционного обучения во время круглого стола, организованного по завершении конференции, проходившего с участием ведущих экспертов в данной области: Тошио Окамото, Эндрю Садлера, международного директора eLearning решений компании IBM, Тима Нейла, управляющего директора компании TNA Associates, Владимира Ускова, профессора университета Брэдли (США), Владимира Тихомирова, Александра Осина. На нем были затронуты такие важные вопросы, как создание электронных образовательных систем и системы непрерывного обучения на базе eLearning технологий, обеспечение их эффективности, настоящее и будущее электронного обучения в России, рассматривался международный опыт по разработке и внедрению систем eLearning.

Практически все участники выставки остались довольны ее организацией и охотно делились впечатлениями о работе на стендах.

«Наша компания принимала участие в выставке второй раз, — говорит Александра Логинова, директор по маркетингу компании “Академия АйТи”. — Стенд посетило более 60 представителей крупных промышленных, коммерческих и государственных структур, заинтересованных в развертывании корпоративной системы дистанционного обучения, разработке заказных и приобретении готовых электронных курсов для пользователей ПК, новых бизнес-приложений. Обсуждались вопросы консалтинга по построению системы обучения, аутсорсинга в сфере обучения вообще и дистанционного обучения в частности, возможности приобретения и аренды программно-аппаратных комплексов для развертывания системы дистанционного обучения.

Традиционно технологиями дистанционного обучения кроме IT-компаний и коммерческих учебных центров интересуются высшие и средние учебные заведения, студенты, аспиранты и преподаватели. Поэтому на выставке мы представили широкий спектр решений и услуг, рассчитанный на все категории пользователей — от корпоративных заказчиков до частных лиц».

Ряд отечественных разработчиков успешно реализуют свои программные продукты и за рубежом. По словам руководителя отдела систем корпоративного обучения компании «Физикон» Дмитрия Береснева, сотрудники этой фирмы занимаются созданием и развитием «оболочки» одной из крупнейших в США систем поддержки обучения iLrn, которая используется в ведущих американских колледжах. Работают они также и над информационным наполнением системы: специалистами компании подготовлено около 300 тыс. задач по математике.

«Мы начинали как разработчики интерактивных курсов в области естественных наук, нам принадлежит первый российский обучающий курс “Физика в картинках”, — говорит Дмитрий Береснев. — Сейчас продукты нашей компании используются во многих отечественных вузах. Популярен виртуальный практикум по физике, который позволяет успешно проводить лабораторные работы на компьютере.

Выставка очень хорошо организована, мы смогли установить здесь множество полезных контактов. Довольно большой интерес вызвала наша разработка системы корпоративного обучения и новая система дистанционного обучения для школ и вузов, ориентированная на специфику академического рынка знаний».

Алексей Аринин, консультант отдела развития бизнеса и сервиса системы управления персоналом компании SAP, отметил преимущества смешанного типа корпоративного обучения: «На выставке мы представляем программный продукт для организации комплексной системы корпоративного обучения, который является частью единой информационной системы по управлению персоналом. Это решение обеспечивает все процессы обучения, организует управление ими и позволяет анализировать показатели эффективности всей системы. Наряду с поддержкой традиционных форм получения знаний предлагаются прогрессивные технологии электронного распространения образовательной информации. На мой взгляд, возможности подобного смешанного типа обучения делают процесс профессионального развития сотрудников более эффективным, быстрым и гибким. Кроме того, такая форма обучения позволяет значительно снизить затраты в этой сфере развития персонала».

Менеджер по развитию компании «Открытый университет бизнеса и технологий» Ольга Василевская рассказала об одной из тенденций рынка обучающих программ: многие руководители предприятий уже понимают важность повышения квалификации своих сотрудников и согласны на покупку специального программного обеспечения, но при этом некоторые из них считают, что можно сэкономить средства, разместив обучающие программы на собственных серверах и исключив из процесса приглашенных профессионалов.

«Хотелось бы заранее предостеречь руководителей от подобного подхода, — говорит Ольга Василевская. — Дело в том, что эффективность обучения в значительной степени зависит от того, как оно будет организовано. Приобретая у производителя учебные программы, необходимо заключать и соглашения об их сервисном обслуживании. При самостоятельном запуске программ довольно часто возникают различные проблемы, разрешать которые все равно приходится с помощью специалистов, тратя на это дополнительные средства. Гораздо выгоднее покупать все в комплексе: обучающую программу и сопровождающий ее сервис.

На этой выставке мы представляем курсы повышения квалификации дистанционной формы обучения, которые будут интересны как первым лицам компаний, так и менеджменту среднего звена и предназначены для внутрикорпоративного обучения. Форма подачи материала приближена к аудиторным занятиям, для чего использована технология “гибридного” Интернета: мы не только обеспечиваем доступ на сайт и электронную связь с педагогом, но и высылаем лазерные диски с записью лекций».

Число посетителей и их очевидный интерес к разработкам, демонстрировавшимся на стендах выставки, позволяют предположить, что дистанционное обучение в нашей стране приобретает всю большую популярность. По словам Селены Семушкиной, начальника Управления информационных технологий Федерального агентства по информационным технологиям РФ, «в области дистанционного образования Россия обладает огромным потенциалом. Развитие этого направления имеет сегодня особую социальную значимость и во многом может решить проблему квалифицированных кадров нового поколения России».