Русские вопросы и американские ответы


Текст | Сергей МАГИД

В январе этого года в США прошел российско-американский саммит «Подготовка персонала в электроэнергетике США». Его программа была разработана компанией Western Services Corporation совместно с отделом развития персонала департамента управления персоналом РАО «ЕЭС России». За неделю делегация российских энергетиков побывала в научно-исследовательских и учебных центрах, пунктах подготовки персонала, на тепловых электрических станциях, ознакомилась с опытом компаний — разработчиков тренажеров. И почерпнула массу интересных сведений о подготовке персонала.

Из пригорода Вашингтона наш путь лежал на юг, в
г. Фредерик, где находится центральный офис компании Western Services Corporation, специализирующейся на производстве тренажеров и программ для обучения персонала электростанций. Это небольшой — всего 40 тыс. жителей — тихий городок на севере штата Мериленд, основанный в 1745 году иммигрантами из Германии. Одна из достопримечательностей города — штаб-квартира принимающей нас компании Western Services Corporation. Любопытно, что 65% ее персонала — специалисты из России, выпускники МИФИ, МФТИ, МЭИ и других институтов. Довольно острые и открытые дискуссии во время саммита не помешали дальнейшему дружескому обмену мнениями между членами делегаций.

Второй город, который посетила наша делегация, Шарлотт расположен на юге штата Северная Каролина в районе плато Пидмонт, исторически являющегося первым районом Фронтира. Как сказано в Англо-русском энциклопедическом словаре, Фронтир в американской истории — западная граница территории, «осваиваемой компактно проживающими группами жителей». Под этой обтекаемой формулировкой кроется известное у нас определение «освоение Дикого Запада». Для жизни Фронтира «были характерны беззаконие, авантюризм, надежда на быстрое обогащение, стычки с индейцами». То есть полный джентльменский набор для кинофильма в жанре вестерн. Тем не менее в американской культурологии признано, что Фронтир сыграл важную роль в формировании национального характера, привив американцам такие качества, как индивидуализм, свободолюбие, оптимизм, вера в собственные силы.

В настоящее время Шарлотт — это крупные банки, гидроэнергетика, текстильная и полиграфическая промышленность, машиностроение, филиал Университета Северной Каролины, Университет Джонсона С. Смита, Научно-исследовательский энергетический институт (Energy Power Research Institute, или EPRI). О работе последнего хотелось бы рассказать подробнее.

Новый тип организации обучения

В 1958 году в США с целью поощрения изучения точных наук, математики и инженерного дела был принят Закон об образовании для нужд национальной обороны (National Defense Education Act).

Закон призван создавать равные возможности для получения образования в стратегически важных областях науки и техники. Согласно ему, студентам могут предоставляться займы для оплаты обучения. Половина суммы займа не подлежит возврату, если выпускник в течение пяти лет после окончания учебного заведения работает по специальности или преподает в колледже. По этому закону также выделяются средства для выплаты стипендий аспирантам и приобретения оборудования для муниципальных школ (Public School) и учебных центров (Center Training).

Кроме того, в соответствии с законом получил развитие новый тип организации исследований (а одновременно и образования, и связи исследовательской сферы с производственной) — учебно-научные комплексы.

Один из таких учебно-научных комплексов был создан в 60-х годах при EPRI в Шарлотте, работающем по двум основным направлениям: собственно исследовательская работа по современной проблематике тепловых и атомных электрических станций и подготовка оперативного персонала для них.

Первое направление деятельности EPRI — углубленное изучение надежностно-прочностных характеристик оборудования электрических станций: дефектоскопия сварных соединений, металлографические исследования трубопроводов, лопаток турбин и т. п. Все работы исследовательского характера ведутся по заявкам энергетических компаний и ими же финансируются.

Второе направление — подготовка оперативного, инструкторского и другого персонала электростанций. При EPRI работает Обучающий центр неразрушающего контроля (Nondestructive Examination Center Training). Финансирование этого направления частично производится за счет государственных субсидий, но основные деньги выделяют опять-таки энергетические компании.

Интересно, что при институте создано объединение энергокомпаний EPRI — Nuclear Power Group (NPG), куда входят и тепловые электростанции. Членские взносы этих компаний также идут на финансирование исследовательских работ и обучение персонала. Члены NPG получают значительные скидки при оплате услуг EPRI. В объединение входит порядка 125 энергокомпаний, всего же их обслуживается около 600.

В большинстве случаев энергокомпания сама формирует группы кандидатов на занятие оперативных должностей, оплачивает обучение и присылает людей в EPRI. Впрочем, есть и частные волонтеры, самостоятельно оплачивающие учебу; если человек отслужил в армии, за него платит Пентагон; бывают стипендиаты различных фондов, союзов ветеранов родов войск и т. п.

Срок обучения — четыре года. Образование, полученное в EPRI, приравнивается к образованию в обычном техническом колледже, по его окончании присуждается степень бакалавра.

Стоимость обучения персонала в EPRI
для членов NPG/ для не членов NPG
Обучение ассистента инструктора, за курс в неделю $2600 / $3250
То же за 1 ч $110 / $135
Экзамен операторов первого, второго и третьего уровня $1075 / $1350
Тренировка с инструктором $1000 / $1500
Инспекторская тренировка $1500 / $2250
Курс оператора первого уровня на девяти видеокассетах $1500 / $2550
Курс оператора второго уровня на десяти видеокассетах $1500 / $2550

Система обучения персонала

Оперативный персонал на электростанциях США делится на три уровня:

* первый уровень — руководящий оперативный персонал (начальник смены);

* второй уровень — действующий оперативный персонал (машинист котла, турбины, блока и т. д.);

* третий уровень — вспомогательный оперативный персонал (обходчики).

В соответствии с этими уровнями, или степенями компетентности, строится система обучения. Основной (базовый) четырехлетний курс готовит специалистов третьего уровня, которые и приходят работать на электростанцию.

Для дальнейшего повышения квалификации персонал в рабочее и внерабочее время занимается на тренажерах, установленных непосредственно на электростанциях.

Кроме того, в тренажерном центре EPRI работают постоянно действующие курсы повышения квалификации для персонала всех трех уровней, инструкторского персонала, инженеров-инспекторов по ультразвуковой дефектоскопии, сварщиков, инженерного персонала, прямо не связанного с оперативной работой, и др.

Занятия проходят как на полномасштабных, всережимных тренажерах (обязательна точная копия реальных рабочих мест операторов), так и с использованием интерактивных мультимедийных программ (web-обучение), которые позволяют индивидуально изучать материал и предусматривают сдачу экзамена.

Для повышения квалификации персонала первого и второго уровня предоставляются обучающие компьютерные web-программы по изучению топочных процессов, а также приобретению фундаментальных знаний по теории внутрикотловых процессов и теории теплообмена.

Тренажеры включают в себя подсистемы технологического оборудования. Например, для парогазового энергоблока— это модели паровой и газовой турбин, генератора, котла-утилизатора. Предусмотрены режимы пуска, останова, снижения и повышения нагрузки, аварийных остановов. Представлен сводный экран параметров пуска тренажера, на который выведена информация по положению запорной и регулирующей арматуры, пуску и останову насосов, по давлению газа, воды и конденсата, измерению остальных параметров, по системе аварийной и эксплуатационной сигнализации.

Программы для тренажеров и обучающих систем, установленных в EPRI и непосредственно на электрических станциях, разрабатывают специализированные фирмы типа Western Services Corporation. Подобных компаний в США и Канаде в настоящее время сравнительно немного (порядка 15), но благодаря конкуренции цены на программный продукт снизились существенно. Если, например, в 90-х годах цена полномасштабного щитового тренажера таких крупных фирм, как Westinghouse, Singer, General Electric, для блока 400—700 МВт была $25—30 млн, причем стоимость программного обеспечения составляла 85%, то сейчас такой щитовой тренажер, поставленный фирмой GSE Power System Inc. для Ленинградской АЭС, обошелся в $15 млн.

На внутреннем рынке США и Канады программное обеспечение тренажера энергоблока 300—800 МВт, оснащенного современной АСУ ТП без дидактического сопровождения, сегодня уже стоит $1,5—2 млн. Это тем не менее значительно превышает цены российского рынка на аналогичную, не только не уступающую, но и превосходящую по качеству зарубежные разработки отечественную продукцию (2,5—3 млн руб.).

Система непрерывного обучения персонала

Еще один любопытный пример — опыт энергокомпании Progress Energy, которая является владельцем и занимается эксплуатацией тепловых электрических станций, работающих на угле, мазуте, газе, АЭС и гидростанций. Основные мощности компании размещены в штате Северная Каролина (около 90%), остальные электростанции — в штате Флорида.

Мы посетили две пылеугольные тепловые электростанции, находящиеся в районе г. Роксборо (штат Северная Каролина): Mayo Plant — один двухкорпусный энергоблок (745 МВт) и Roxboro Plant — четыре энергоблока общей мощностью 2477 МВт, включая пусковую газовую турбину (15 МВт).

Обе электростанции — открытого типа и работают на каменном угле, доставляемом по железной дороге из шахт штата Вирджиния. Угольный склад сравнительно небольшой — запас угля приблизительно на десять суток. Для того чтобы обеспечить равномерность загрузки шахт и занятость работников, профсоюзы шахтеров запрещают иметь большие запасы угля на электростанциях.

Штатная численность персонала Mayo — 78 человек, Roxboro — 262. Удельная численность персонала на
1 МВт установленной мощности по обеим электростанциям одинакова и составляет 0,105 чел./МВт, то есть на одного человека приходится примерно 9,5 МВт
установленной мощности.

На каждой из этих электростанций существует пункт обучения персонала, оборудованный полномасштабными тренажерами и укомплектованный опытными инструкторами. Это, как правило, специалисты с большим производственным стажем, оклад которых в 1,5—2 раза выше, чем у оперативного персонала.

Очень важно то, что на электростанциях создана система непрерывного обучения персонала и повышения его квалификации с ведением статистического анкетирования каждого сотрудника. Причем оперативный персонал заинтересован в повышении квалификации, так как это напрямую связано с официальной профессиональной и должностной градацией и размером заработной платы.

На наш вопрос, как наказывается персонал, допустивший аварию, главный инструктор Roxboro Plant ответил, что никак. Все оборудование электростанции застраховано, и ущерб от аварии оплачивает страховая компания. Если оказывается виноват оператор, то он просто проходит дополнительное обучение на тренажере по тем режимам и ситуациям, в которых произошла авария.

Подготовка кадров — залог успеха американской экономики

Развитие экономики США решающим образом зависит от качества трудовых ресурсов.

По расчетам экономиста Э. Денисона, 16% современного экономического роста США достигнуто благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и ноу-хау, также связанных с образованием, и лишь 12% определяются ростом затрат на оборудование.

Профессиональная подготовка повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Исследования показали, что увеличение продолжительности обучения персонала на один год может привести к трехпроцентному дополнительному росту ВВП. По мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку сотрудников превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на обучение следует рассматривать не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.

Крупные инвестиции в систему обучения в послевоенный период позволили США создать высококачественную систему образования, в результате чего американский инженерный и технический персонал стал одним из самых квалифицированных в мире. Кроме того, постоянно проводилась массированная политика по привлечению способных молодых людей из-за границы за счет более высоких заработков и доступности образования.

Важную роль в повышении качества трудовых ресурсов играют университеты, которые, особенно технические отделения, признаны одними из лучших в мире, свидетельством чему является большое число иностранных студентов. Благодаря этому в США больше инженеров и ученых, чем в любой другой стране.

Кроме того, стимулом для повышения профессионального образовательного уровня является высокая мотивация технических специалистов и менеджеров в условиях относительно низких по сравнению с другими странами максимальных налоговых ставок.

В США проводится курс на увеличение расходов на профессиональную подготовку. Считается, что образование в условиях стремительного научно-технического прогресса должно стать постоянной «функцией» человека на протяжении всей его жизни.

Анализ подготовки персонала на американских электростанциях позволяет сделать вывод о необходимости повсеместной реализации принципа «внутристанционного обучения» оператора на полностью адекватных всережимных тренажерах и обучающих программах. И потому, на мой взгляд, при разработке новых методов подготовки оперативного персонала современной российской электроэнергетики наряду с использованием собственного, отечественного научно-технического потенциала нужно применять и американский опыт в этой сфере.

Автор — генеральный директор ЗАО «Тренажеры электрических станций и сетей», доктор технических наук, профессор