Николай ПРОВОТОРОВ: праздник стал «всенародным»


Беседу вел Юрий КУЗЬМИН

10 декабря 2004 года свой 125-й день рождения отметила Солнечногорская центральная районная больница. Это муниципальное лечебно-профилактическое учреждение известно далеко за пределами Солнечногорского района. О том, чем живет сегодня больница, рассказывает ее главный врач Николай Провоторов.

— Николай Емельянович, в прошлом году Солнечногорская центральная районная больница отмечала юбилей. Как вы его отпраздновали?

— Отмечая это событие, мы приняли все меры, чтобы праздник стал «всенародным». Ведь по сути это был юбилей всей системы медицинского обеспечения района.

— Здание, где размещается больница, уникально. Не могли бы вы немного рассказать о нем?

— Это один из путевых дворцов вдоль Петербургского тракта. Однако потом появилась железная дорога Санкт-Петербург — Москва и надобность в путевом дворце отпала. Дворец продали в частную собственность, а через некоторое время его тогдашние владельцы безвозмездно передали здание Московской управе.
В 1879 году тут была открыта больница.

— По своему масштабу возглавляемая вами больница, кажется, переросла районные рамки.

— По уровню и объему оказания специализированной медицинской помощи и количеству штатных должностей она вполне сопоставима с областными медучреждениями, расположенными в центральной части России. Через стационарное отделение за год проходит 20—25 тыс. человек, а в поликлинике регистрируется около 1 млн посещений, ежегодно в больнице проводится 5 тыс. операций различной сложности. Это крупная многопрофильная больница, здесь сосредоточены не только терапия, хирургия, акушерство, но и предоставляются узкоспециализированные виды медицинской помощи.

— Каким оборудованием располагает больница?

— Сегодня больница оснащена довольно современным медицинским оборудованием. В лаборатории есть автоматизированные приборы для биохимического, клинического анализа крови. Мы располагаем хорошей реанимационной техникой, дыхательной аппаратурой для проведения сложных операций на внутренних органах живота, сосудистой системы, на головном и спинном мозге.

— А чего не хватает вам в плане технического оснащения?

— Моя мечта — создать медицинскую телекоммуникационную сеть, сделать так, чтобы населению района стала доступна телемедицина. Хотелось бы иметь и некоторое другое дорогостоящее оборудование. Но я все-таки считаю, что мы, согласно официальному статусу больницы, должны сосредоточиться на оказании первичной медицинской помощи. Если мы возьмем на себя функции областных учреждений, то, на мой взгляд, это будет неправильно. Слишком дорогостоящее оборудование должно использоваться в специализированных центрах, и нам нужен доступ в такие учреждения. Конечно, в сложившейся сегодня в России ситуации из-за невозможности развивать подобные специализированные центры часть их функций передается на муниципальный уровень, в медицинские учреждения, подобные нашей больнице. Это вынужденная мера. Для того чтобы оказывать специализированную медицинскую помощь, нам нужна не только техника, но и умение с ней обращаться; кроме того, требуется подготовка врачей-специалистов. Все это не так просто.

— Больница находится на государственном обеспечении. А помогает ли ей бизнес, оказывает ли благотворительную поддержку?

— Оказывает. Например, перед празднованием юбилея мы обратились к предпринимателям с просьбой оказать больнице шефскую помощь. Откликнулись и целые трудовые коллективы, и отдельные предприниматели. Они помогли нам в приобретении нового оборудования, ремонтных работах и во многом другом.

Я думаю, что в таких вопросах должно быть паритетное сотрудничество: если бизнес идет к нам, то мы обязаны как-то на это отвечать. Просто потребительское, иждивенческое отношение недопустимо. Нам в свою очередь также следует оказывать коллективу того предприятия, которое нас поддержало, дополнительную медицинскую помощь. Это может быть и бесплатное VIP-обслуживание, и даже совместное коммерческое участие в каких-либо проектах. Ведь существует целый ряд услуг, которые можно проводить на платной основе (когда необходимо использование дорогостоящего оборудования), а часть прибыли от них отдавать спонсорам.

— Как на деятельности вашей больницы и вообще на всей системе здравоохранения Солнечногорского района отразилась монетизация льгот?

— У нас сохранилась прежняя система выдачи льготных препаратов по рецептам врачей. Здесь резких изменений не произошло. Другое дело, что слишком поздно стали выполняться обязательства поставщиков лекарственных препаратов, поэтому в аптеках начала ощущаться нехватка лекарств, что, естественно, вызвало недовольство жителей района.