Ирина КУРЫШЕВА: выставочная деятельность — это большая ответственность


Беседу вела Анна ШЕЛЕХОВА

Выставочный центр «СОФИТ-ЭКСПО» (г. Саратов) работает на рынке с 1997 года, за это время он организовал немало крупных выставок. Многие из проектов компании стали известны далеко за пределами Поволжья. Об особенностях ведения выставочного бизнеса в регионах рассказывает генеральный директор «СОФИТ-ЭКСПО» Ирина Курышева.

— Ирина Анатольевна, не секрет, что львиная доля выставочных проектов проходит в столице. Нередко такие проекты дублируют друг друга. В связи с этим сформировалось устойчивое мнение, что эффективнее принимать участие в уже зарекомендовавших себя выставках. Каково ваше мнение на этот счет?

— Дело в том, что на московском уровне может быть реализована практически любая тема. Это приводит к жесточайшей конкуренции среди
выставочных центров, работающих на столичном рынке, и к тому, что там проводится очень много схожих по тематике выставок. Я считаю, выставочные проекты в таком чрезмерном количестве не нужны.

Москва должна себя позиционировать как некое место, которое претендует на лидирующие позиции в выставочном бизнесе, наравне с такими городами, как Милан, Берлин, Ганновер. Поведение же регионов должно быть иным. Следует отдавать себе отчет в том, что по масштабности они никогда не станут соизмеримы с Москвой. На это есть исторические и экономические причины. Не стоит противопоставлять регионы и столицу, нужно просто понимать специфику региональной выставочной деятельности. Хочу привести пример Кузбасса, где с большим успехом проходит выставка «Уголь России и Майнинг». Совершенно очевидно, что такая выставка будет чрезвычайно эффективна в этом регионе, поскольку именно там сосредоточена угольно-добывающая промышленность России.

— Расскажите об особенностях проведения региональных выставок.

— Они зависят от состояния экономики региона и его отраслевой специфики. Все это, с одной стороны, может подсказывать выбор тематик выставок, а с другой — ограничивать выставочную деятельность. Экономический потенциал региона влияет и на масштаб проектов.

Традиционно в плане региональной выставочной компании присутствуют проекты, тематика которых популярна среди жителей области. Это мероприятия «B2C», то есть выставки, ориентированные на конечного потребителя. Такие проекты носят событийный характер.
В качестве примера можно привести нашу выставку «Автомир. Саратов». Ее посещаемость за последние три года выросла в два раза, однако при этом количество участников растет с гораздо меньшей скоростью. Значительную роль в мероприятиях подобного рода играет шоу-программа, способствующая повышению популярности мероприятия среди его целевой аудитории.

— А сказывается ли рейтинг региона на вашей выставочной деятельности?

— Ни один другой региональный бизнес не имеет такой сильной зависимости от экономического состояния региона, как выставочный. По социально-экономическим показателям Саратовская область занимает среднюю позицию среди субъектов РФ. Она всегда ощущает на себе влияние соседей — Самары, Казани.

— Могут ли выставки повлиять на развитие региона?

— Конечно! В силу специфики своей деятельности мы занимаемся мониторингом экономического состояния области и страны в целом. Выставочная деятельность — это большая ответственность. И она напрямую связана с приоритетами развития области. Выставки могут служить хорошим катализатором любого экономического процесса.

— Какие у вас отношения с властными структурами?

— Партнерские. Правительство Саратовской области поддерживает многие наши проекты. В результате сотрудничества в процессе подготовки и проведения специализированных выставок может быть достигнут особый успех. Так получилось с проектом «Энергетика. Энергоэффективность». Это базовая выставка для Поволжья. Топливно-энергетический комплекс — одно из приоритетных направлений развития области. Выставка является площадкой для профессионального общения, содействует развитию межрегиональных и межведомственных связей, помогает решению конкретных задач областного масштаба.

— Сейчас много говорят об инновационном пути развития российской экономики. Как вы считаете, выставочная индустрия способна содействовать движению в этом направлении?

— На мой взгляд, нет более эффективных способов продвижения инноваций, чем выставка. Традиционно существует разрыв между изобретателем и менеджером-внедренцем. Выставка — это место встречи заинтересованных сторон. В качестве примера хочу привести проект, который реализуется аппаратом полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Это проведение ежегодного инновационного форума, направленного на создание конструктивного диалога между разработчиками и бизнес-ангелами.

Саратов имеет мощную научную базу, профессиональные кадры — одним словом, все предпосылки для эффективного участия в инновационном процессе. Стремясь способствовать развитию данного процесса, наша компания планирует провести инновационный салон в рамках промышленной выставки «Техноэкспо». Цель мероприятия — продвижение инновационных проектов, разработанных саратовскими учеными, привлечение инвестиций в Саратов и Саратовскую область.