Сергей ЛИТОВЧЕНКО: АМР — микс профессиональной и деловой ассоциации


Беседу вели Анастасия Саломеева и Александр Полянский

Ассоциация менеджеров России (АМР) существует уже почти шесть лет. За это время ей удалось потеснить многие именитые организации в системе диалога бизнеса и власти и стать одной из основных дискуссионных площадок бизнес-сообщества. О том, как это получилось, рассказывает исполнительный директор АМР.

— Сергей Евгеньевич, Ассоциация менеджеров существует с 1999 года. Изменились ли ее цели и задачи в связи с произошедшими изменениями в бизнесе?

— Возникновение АМР связано с потребностями делового сообщества в создании организации, которая занималась бы продвижением идей правильного, эффективного управления и взяла бы на себя невыполнимые для отдельных, даже крупных, корпораций задачи развития делового сообщества.

Ассоциация уже шестой год развивается как организация нового типа. И приносит пользу для отечественного бизнеса не в виде сиюминутных выгод, а предугадывая и отчасти даже формируя тенденции будущего.

Эффективность нашей работы можно оценить по двум ключевым показателям. Первый показатель — рост числа членов АМР и территориального масштаба нашей деятельности. Со времени основания ассоциации в ее состав вошли руководители более 900 компаний из 52 российских регионов…

— В АМР только персональное членство?

— Персональное и корпоративное. Эти две формы участия предполагают разный набор услуг, предоставляемых ассоциацией. Персональный пакет является в основном информационным. В прошлом году большей популярностью стало пользоваться корпоративное членство, подразумевающее активное участие в деятельности ассоциации на уровне формирования повестки, реализации совместных проектов, работы в ее комитетах, участия в конференциях и т. д.

Второй показатель эффективности — общественный резонанс нашей работы. Ассоциация менеджеров стала одной из ведущих независимых дискуссионных площадок страны. Темы конференций, форумов, круглых столов, деловых завтраков, экспертных семинаров — это корпоративная социальная ответственность, взаимодействие бизнеса и государства, профессиональное развитие и профессиональная репутация менеджера, корпоративное управление и информационная политика компаний. В наших мероприятиях участвуют бизнесмены, политики, представители академических кругов, общественных организаций и СМИ.

Основной задачей общего плана для нас является формирование более цивилизованной среды ведения бизнеса. А главной задачей более утилитарного характера — формирование отечественного сообщества профессиональных управленцев.

— Вы сказали, что АМР — организация нового типа. Что это означает?

— Мы исповедуем те принципы работы бизнес-ассоциаций, которые приняты в развитых странах мира, и стремимся способствовать развитию отечественного делового сообщества в этом направлении. Кроме того, мы — подчеркнуто неполитическая организация.

Российская специфика различных ассоциаций заключается именно в том, что они зачастую строятся на политическом посыле. А это, на наш взгляд, не способствует ни развитию бизнеса, ни улучшению власти, ни диалогу бизнеса и власти. Западные же ассоциации делают ставку на интересы самого делового сообщества. American Management Association и Conference Board — вот две западные организации, которые наиболее близки Ассоциации менеджеров России.

— АМР не выступает с публичными заявлениями?

— Выступает, если дело касается интересов собственно бизнес-сообщества, влияния на предпринимательский климат. В прошлом году, например, мы обсуждали проблемы, вызвавшие кризис в банковском секторе. Причем кризис управляемый — мы говорили об этом без экивоков. Но говорили только потому, что данная ситуация влияет на бизнес. Если мы фиксируем проблему, то, как коллективный рупор, должны ее
озвучить.

Сейчас и бизнесу, и обществу необходимы новые доказательства того, что страна все-таки будет жить по принципам согласования интересов, заявленным правительством и президентом еще в 2000 году, а именно: равноудаленность власти от бизнеса; частичная ликвидация механизмов вмешательства власти в деятельность бизнеса; отказ от пересмотра итогов приватизации. Иначе сложно говорить об отношениях взаимного доверия.

В настоящее время АМР успешно реализует общественную программу «Бизнес и государство», которая включает в себя проведение исследований, опросов, экспертных семинаров и дискуссионных площадок с целью внедрения механизмов выстраивания конструктивного диалога бизнеса и власти как за счет развития GR-менеджмента в компаниях, так и за счет содействия формированию современной и эффективной деятельности государственной администрации. Кроме того, в АМР функционирует Комитет по отношениям с органами власти, в работе которого активное участие принимают ведущие специалисты таких известных компаний — членов ассоциации, как «СУАЛ-Холдинг», Philip Morris, SUN Interbrew, группа «Медиа Артс», «Ростелеком», «УралСиб», Delta Management Capital и многие другие.

Сейчас Ассоциация менеджеров участвует в представлении интересов делового сообщества при подготовке проектов федеральных законов «Об административных регламентах в органах исполнительной власти РФ» и «О стандартах государственных услуг». Мы оказываем всестороннее содействие представителям компаний — членов АМР, заинтересованным в том, чтобы принимать участие в деятельности профильных рабочих групп, организованных органами власти и ведущими экспертными институтами.

— В чем все же ключевые отличия АМР от других российских бизнес-ассоциаций? Если можно — по пунктам…

— Во-первых, мы делаем акцент на профессиональный и деловой аспект, а не на политический. Политические моменты если и возникают, то как сопутствующие. При этом мы стремимся организовать взаимодействие со всеми значимыми лицами в правительстве и аппарате президента, в Совете Федерации и Государственной думе.

Во-вторых, мы базированы на членстве в ассоциации, к которому у всех бизнес-лидеров и менеджеров есть равный доступ.

Методы нашей работы заключаются в выявлении важных проблем и создании дискуссионных площадок для их решения. Это и профильные комитеты ассоциации, и конференции, и круглые столы, и бизнес-завтраки с влиятельными персонами из властных структур.

Деятельность Ассоциации можно условно разделить на два блока. Первый — идеи, аналитика, знания. Второй — коммуникации и взаимодействие. В том числе консультации с властью, нацеленные на то, чтобы подключить ее к совместному поиску решения определенных проблем, предложить свои варианты решений. Вообще, мы стремимся обеспечивать конструктивное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами.

— Ассоциация — объединение менеджерского сообщества или бизнес-объединение?

— На сегодняшний день — микс того и другого. Дело в том, что российский бизнес еще очень молод, конкуренции пока мало. Однако именно конкуренция, как это ни парадоксально, порождает стремление к формированию единых правил игры и развитию профессиональных ассоциаций.

Центростремительные тенденции связаны с развитием отрасли, появлением крупных игроков, активной конкуренцией, а также активной государственной политикой в той или иной сфере. Именно это заставило, например, пивные компании создать единую структуру взаимодействия и выработки позиции по многим вопросам.

Та же ситуация среди корпоративных специалистов. Во всем мире, скажем, существуют профессиональные ассоциации бухгалтеров, где каждый главбух должен состоять. Эти ассоциации определяют стандарты учета, стандарты профессиональной квалификации. У нас этого пока нет.

Потому и на нашей ассоциации, и на других лежит множество дополнительных задач и в отношении представления интересов отраслевых бизнес-сообществ, и в части представления интересов профессиональных сообществ.

Члены ассоциации и сторонние структуры предлагают нам темы для обсуждения деловым сообществом. Например, три совершенно разные компании предложили провести конференцию по теме «Транснационализация российского бизнеса». Они готовы ее профинансировать — просто для того, чтобы проартикулировать проблему. Проблему общественного мнения в России: «Вот ворюги! Вывозят капитал». Проблему общественного мнения и позиции властей в сопредельных, например, странах: Украине, Казахстане, Молдавии, Грузии… Проблему отношений с конкурентами на мировом рынке с их многочисленными ресурсами политического влияния.

Это очень существенный вопрос. Политическое влияние США, как известно, базируется на их экономическом влиянии. И поддержка американских компаний в мире — официальная политика США. У нас же такой политики, увы, не проводится. И потому российские компании имеют возможность транснационализироваться только в тех сферах, где в наших поставках заинтересован Запад. Это прежде всего нефть и газ. Евросоюз может сколько угодно грозить России не покупать газ за ее различные прегрешения, но экономической альтернативы, по большому счету, нет. Газ Алжира надо транспортировать по морю, а для этого сжижать на огромном газоперерабатывающем заводе, стоящем в несколько раз дороже, чем НПЗ. Некоторые видят возможности использования альтернативных видов топлива, но пока они никак не материализуются.

Есть темы, которые ставят наши иностранные партнеры. Например, для американцев большое значение имеет проблема контрафактной продукции в России, может быть, потому, что США — крупнейший в мире держатель патентов и лицензий. А мы эту проблему не воспринимаем как суперактуальную, она интересна в большей степени правительственным структурам. Таким образом, ассоциация важна еще и тем, что является механизмом оценки актуальности той или иной проблемы.

Знаете, по своей деятельности большинство бизнес-ассоциаций очень напоминают средства массовой информации. Им, как и СМИ, важно поднять проблему, когда на нее существует спрос в соответствующей среде. Если вы выступите раньше, это могут не заметить. А потом, в определенный момент, проявятся другие и перекроют все, что вы сделаете.

— Как вам такая тема — роль женщин в российском бизнесе и менеджменте? Дело в том, что наше издательство выпускает женский деловой журнал — «БЛИКИ»…

— Постоянно возникают те или иные проекты на данную тему, и мы готовы к сотрудничеству с заинтересованными структурами. Интерес к этой проблематике вполне закономерен.

Крупные корпорации, например, давно обратили внимание, что сотрудники их маркетинговых структур должны выполнять в том числе репрезентативную функцию по отношению к покупательской аудитории. И стали привлекать больше женщин и молодежи.

Следующим шагом было решение проблемы репрезентативности покупательской аудитории в менеджерской структуре компании. И здесь стали выдвигать больше женщин и молодежи. Однако естественное движение по служебной лестнице представительниц прекрасного пола ограничивается потому, что мужская среда навязывает свои правила игры. Мужчины обладают собственными представлениями о критериях оценки работы, отличающимися от женских, и именно эти представления доминируют. Причем они далеко не всегда оптимальны для бизнеса.

Первоначально на Западе квотировали представительство женщин в бизнес-структурах. Затем перешли к более тонким методам, среди которых, например, формирование альтернативных систем оценки деятельности.

Россия обладает огромными традициями феминизма. В любом исследовании этого явления имеется большая глава о русском феминизме начала XX века. В наших менеджерских структурах есть множество традиционно женских позиций, например должность директора по персоналу или главного бухгалтера, которые занимают преимущественно женщины. Так что у наших женщин довольно сильные позиции. Но они вполне могут быть и первыми лицами компаний и государственных организаций, а эти позиции за редчайшим исключением оккупированы мужчинами. Даже на позициях вторых лиц, уравновешивающих управление, женщин еще очень и очень мало.

— Каково ваше мнение о современном рынке отечественного менеджмента и о национальной системе бизнес-образования?

— Квалифицированных управленцев высшего и среднего звена на данный момент в стране по-прежнему не хватает. Одна из причин — слишком короткие сроки, прошедшие с момента появления потребности в этом рынке.

Чтобы догнать западных коллег, молодому российскому менеджменту приходится за одно поколение приобретать тот объем знаний и опыта, который на Западе накапливался в течение нескольких поколений.

Это относится и к тем, кто предоставляет образовательные услуги. На одном из мероприятий Ассоциации менеджеров министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорил о том, что самая главная проблема нашей системы образования — как научить учиться. Выход из этой ситуации один: задачи для образования должны формулировать не только и не столько государственные образовательные органы, но и гражданские институты, научное сообщество и обязательно бизнес. И бизнес, на мой взгляд, уже готов такие стандарты формулировать, работая с профильными кафедрами российских вузов, делая заказы на создание программы обучения для своих сотрудников, отвечающей всем потребностям данного бизнеса, и т. д.

Что касается дополнительного бизнес-образования, то наконец можно говорить о том, что бизнес-образование в России сформировалось в отдельную отрасль, в которой действуют все бизнес-законы и регуляторы, в том числе и конкуренция. И это очень хорошо, потому что только конкуренция может стимулировать наши бизнес-школы, создавать более динамичный рынок и автоматически улучшать качество.

— Некоторое время назад Ассоциация менеджеров, насколько мы знаем, озаботилась состоянием отечественного рынка услуг по профессиональному развитию…

— Профессиональному развитию менеджеров мы посвятили отдельную тематическую программу, в рамках которой работа ведется по ряду направлений, связанных с актуальными вопросами обучения и развития персонала в компании. По каждому из направлений мы проводим исследования и опросы, круглые столы и экспертные совещания.

Результаты мероприятий оформляются в виде специальных изданий, предлагающих различные решения в данной области. Например, большое внимание уделяется системе корпоративных университетов, данный стратегический подход к проблеме развития интеллектуального капитала компании очень актуален на сегодняшний день. На постоянной основе функционирует Комитет Ассоциации менеджеров по человеческим ресурсам, одним из рабочих направлений которого является профессиональное развитие менеджеров.

Совсем недавно ассоциация подготовила и выпустила первый в России рейтинг публичной репутации российских бизнес-школ, основанный на оценке главных потребителей услуг данных образовательных учреждений — российских компаний. Этот проект призван, с одной стороны, предоставить деловому сообществу качественный инструмент выбора бизнес-школы, а с другой — помочь самим образовательным учреждениям в совершенствовании своей деятельности на основе потребностей компаний.

— АМР проводит довольно много исследований. Приносят ли они практическую пользу, меняют ли что-то в жизни отечественного бизнес-сообщества?

— Способствуют изменениям — в том смысле, что помогают объективно смотреть на происходящее. Как правило, большинство наших исследований — это совместные проекты, мотивированные именно потребностью самого делового сообщества выявить ситуацию и наметившиеся тенденции в той или иной сфере экономики или состоянии общества.

Например, совместно с Институтом социологии РАН мы реализуем исследовательский проект «Корпоративная социальная ответственность: профиль общественного мнения». Причем исследовательский проект по этой теме становится уже ежегодной традицией, дающей возможность проследить некоторую динамику изменения понимания социальной ответственности бизнеса населением, менеджерами и представителями власти.

Как показали предварительные результаты, мнения менеджеров и населения в этом году, в отличие от прошлогоднего опроса, во многом совпадают. Значит, деловое сообщество движется в правильном направлении.

— В чем суть социальной ответственности компаний, в каких сферах, на ваш взгляд, она должна максимально проявляться? Насколько серьезно подходят российские компании к этому вопросу?

— КСО — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Социальная ответственность бизнеса не может рассматриваться отдельно от государства и общества, каждая сторона должна четко осознавать свою роль и вклад в процесс общественного развития.

Не следует делать вид, что тема корпоративной социальной ответственности важна для всех. КСО нужна тем, у кого большие масштабы деятельности, много персонала, много потребителей, большая география, есть неоднозначные виды деятельности, например продажа спиртосодержащих продуктов.

Сегодня надо перестать рассматривать тему КСО как «пиар», а выводить ее в узкоспециализированные аудитории, которые профессионально занимаются этой проблематикой.

— Ассоциация менеджеров выпустила независимый рейтинг качества деловых печатных СМИ. Какими основными критериями вы пользуетесь при составлении этого рейтинга? Каково вообще ваше мнение о современной отечественной деловой журналистике?

— Рейтинг Ассоциации менеджеров оценивал исключительно качество содержания изданий. Тираж, формат, периодичность и полиграфическое исполнение не влияли на результат. Для оценки выбраны только универсальные для всех типов изданий характеристики качества, что позволило сравнивать их как в типологических группах, так и по списку в целом.

Ответы на вопросы рейтинга дали 327 экспертов — представителей бизнеса в лице глав компаний, а также руководителей отделов по связям с общественностью и пресс-секретарей. Из них доля московских респондентов — 46%. Экспертам предлагалось оценивать только те издания, которые они действительно читают.

Оценивались информативность, актуальность, достоверность, объективность, независимость суждений и представительность мнений каждого конкретного издания по пятибалльной шкале. Индекс качества рассчитывался из суммы всех баллов, полученных изданием по всем показателям, деленной на число экспертов, оценивших издание. Итоговая цифра округлялась до третьего знака после запятой и умножалась на десять для облегчения восприятия.

Что касается состояния отечественной деловой журналистики, то, к великой нашей радости, как со стороны СМИ, так и со стороны бизнеса видны шаги к постепенному выстраиванию нормальных, цивилизованных отношений. Компании стараются работать с точки зрения информационного повода, руководствуясь принципом максимальной открытости, а журналисты, осознавая важность деловой информации, готовы освещать ее непредвзято и с учетом своего профессионального этического кодекса. Кроме того, сами СМИ сегодня становятся бизнесом, основная цель которого — зарабатывать деньги. А мы знаем, что в долгосрочной перспективе только честность и качество информации способны привести к осуществлению этой задачи.

Фото Александра Данилюшина