Форум завершился, работа продолжается


Текст | Леонтий Букштейн

Очередной, третий по счету, Всероссийский энергетический форум прошел в Москве. Его девиз — «ТЭК России в XXI веке». Как и два предыдущих, он стал заметным событием в ряду других конференций, круглых столов и дискуссий, посвященных проблемам отечественной энергетики.

Его организаторы — Совет Федерации, Государственная дума, Минпром-энерго, МЭРТ, Минтранс, Минприроды, федеральные агентства и службы, администрации ряда регионов, отраслевые академии и научные учреждения, крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса. Участников форума в день пленарного заседания приветствовали председатель Совета Федерации С.М. Миронов, председатель Госдумы Б.В. Грызлов, председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков. Все они отмечали, что ожидают эффективной работы, практических рекомендаций, конструктивных подходов к решению назревших проблем. Высокая планка, заданная присутствием на мероприятиях форума руководителей Совета Федерации, Госдумы и их профильных комитетов, первых лиц федеральных министерств и ведомств, определила и уровень компетентности участников обсуждений и дискуссий.

А поводов для серьезного разговора было более чем достаточно. Несмотря на то что ТЭК страны благополучно и регулярно наполняет казну доходами от экспорта, судьба его самого представляется отнюдь не безоблачной. Стареют и изнашиваются основные фонды, копятся технические, технологические, научные и финансовые проблемы, требующие решения не в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас. Повышение инвестиционной активности, модернизация производственных фондов и переход на современные высокопроизводительные и энергоэффективные технологии, обеспечение социально-ответственного и эффективного недропользования, развитие конкуренции и вовлечение в энергетику малого и среднего бизнеса — вот основные вопросы, без решения которых невозможно рассчитывать на устойчивое развитие и высокие темпы роста российского ТЭК. Одной из ключевых задач форума стало привлечение инвестиций. Причем, как можно утверждать с большой долей уверенности, инвестиций зарубежных: внутри страны финансовых резервов не так уж и много.
Во всяком случае, на весь ТЭК их явно не хватит. Но зарубежные инвесторы — люди осторожные. У многих из них накопился негативный опыт общения с российским законодательством, им уже приходилось сталкиваться с произвольной правоприменительной практикой, коррупцией и волокитой.

Работа форума была построена достаточно рационально и эффективно. Кроме пленарного заседания на нем прошли День электроэнергетики, День газа, День нефти, День угля. Задачи российской энергетической дипломатии и развитие международного корпоративного сотрудничества стали предметом рассмотрения на отдельном круглом столе. Основное внимание было уделено стратегии и тактике выхода России на мировой рынок энергоносителей, структуре экспорта продуктов отечественного ТЭК. Столь предметно и глубоко данная тема еще публично в стране не обсуждалась, хотя сделать это можно и нужно было еще минимум пять — десять лет назад, когда ТЭК России становился в значительной степени сферой частного бизнеса и остро нуждался в государственной «направляющей».

Реформа электроэнергетики традиционно обсуждается на подобных мероприятиях. Особенностью форума «ТЭК России в ХХI веке» является более широкий подход к теме. Рассматривались не только внутренние, специфические вопросы электроэнергетики, но и другие, взаимосвязанные с ней проблемы, такие, как структура топливного баланса энергетики, развитие внутренних рынков энергоносителей, отечественного машиностроения и «малой энергетики». Участники «энергетических» дискуссий не обнаружили интереса государства именно к «малой» и «средней» энергетике, а между тем аналитики утверждают, что привлекательность энергетики «большой» значительно снизилась из-за неопределенности статуса многих крупных предприятий, идущих на них процессах разделения и реструктуризации. Нельзя забывать и о том, что в перспективе потребности жилищно-коммунального хозяйства и даже промышленного производства, предполагаемый рост внутренних цен на газ могут продиктовать необходимость развития именно малых и средних генерирующих мощностей. Кстати, круглый стол «Газовый рынок России: модели развития» вызвал такой большой интерес, что отведенное под него помещение не смогло вместить всех желающих.

Еще один круглый стол — «Государственное регулирование и стимулирование эффективного и рационального недропользования», имеющий принципиальное значение для дальнейшего развития нескольких отраслей экономики, прошел в стенах Минприроды. Его участники обсуждали задачи законодательного обеспечения рационального использования недр, новые приоритеты российской концепции недропользования, налоговую, инвестиционную и инновационную политику в минерально-сырьевом секторе страны, а также развитие и укрепление геологоразведочного комплекса. Масштабное обсуждение завершилось принятием рекомендаций. В них наряду с фиксацией всего того положительного, полезного и передового, что аккумулирует российский ТЭК, отмечено, что его системные проблемы далеки от решения: усугубляются негативные тенденции, а важнейшие положения Энергетической стратегии остаются только на бумаге. Объемы геологоразведочных работ сокращаются, и как следствие — прирост геологических запасов нефти и газа не покрывает реального уровня добычи. В то же время количество простаивающих скважин становится угрожающе большим. Посетовали участники круглого стола и на монополизацию отрасли, дающей тем не менее более половины доходов федерального бюджета и 75% российского экспорта. Отдельной темой для разговора стал дисбаланс первичных топливно-сырьевых ресурсов, который, как утверждали участники форума, не соответствует направлениям, прописанным в Энергетической стратегии. Например, доля угля в топливном балансе по-прежнему не увеличивается, а доля газа постоянно растет. Соотношение цен на уголь и газ не меняется уже много лет, что приводит, как ни странно, к торможению развития и одной и другой отрасли. Показательно, что именно в дни работы форума страсти вокруг цен на газ разгорелись с новой силой: Алексей Миллер продолжает настаивать на скорейшей отмене регулируемых цен на газ в ключевых отраслях промышленности, а правительство — упорствовать в своем стремлении сохранить статус-кво и проводить своеобразное межотраслевое перекрестное субсидирование газовой и энергетических отраслей. Мнение участников круглого стола было практически единым: необходимо завершение структурных преобразований в топливно-энергетическом комплексе. И чем дольше будет затягиваться процесс, тем дороже придется заплатить за него в будущем.

По-прежнему актуальная тема — модернизация производственных фондов и внедрение энергоэффективных технологий. Эти два прочно взаимосвязанных процесса все еще далеки от идеала. Даже и на удовлетворительную оценку они не тянут. Потери энергоресурсов на всех стадиях — от добычи до конечного потребления, технологическое отставание от большинства развитых стран с рыночной экономикой — вот что мы имеем сегодня. А завтра? Государство провозгласило курс на энергосбережение, но административные механизмы для этого использует довольно вяло. Технические нормы и условия по энергосбережению сейчас являются чем-то вроде рекомендаций общественной организации: все выслушивают, но мало кто что-либо делает. При существующем положении дел нынешнее поколение российских людей будет жить при относительно сносном «сырьевом капитализме». А следующие за ним? Что останется грядущим поколениям россиян? Прошедший форум показал, что этот вопрос волнует все слои общества — от буровиков до сенаторов.

На всех без исключения встречах лейтмотивом звучало пожелание, и даже требование, повысить эффективность взаимовыгодного партнерства между государством, частным бизнесом и обществом. Сделать это можно, только выстраивая эффективные рыночные отношения, формируя благоприятный инвестиционный климат и создавая полноценные институты гражданского общества.

Как сообщили представители организаторов форума, в проработке находятся итоговые документы, которые должны быть направлены законодателям и представителям исполнительной власти. В них будут даны согласованные оценки хода реализации Энергетической стратегии, сформулированы тенденции и проблемы, предложены конкретные меры, в том числе формулировки отдельных разделов в проекты законов и иных нормативных актов. Для этого созданы консультативные группы и редакционные коллегии по каждому круглому столу, куда вошли представители законодательной и исполнительной власти, ведущие ученые, аналитики, представители бизнеса и общественных организаций. Весь вопрос в том, успеют ли эти итоговые документы к парламентским слушаниям нового закона «О недрах», согласованный вариант которого правительство намеревалось передать в конце апреля депутатам для обсуждения. В противном случае значительная доля проделанной работы окажется напрасной, по крайней мере это касается проблем разведки, добычи, транспортировки и экспорта углеводородного сырья.

Итоги работы форума были подведены на совместном заседании оргкомитета, сопредседателей круглых столов, руководителей рабочих консультативных групп и официальных делегаций. Форум показал, что сегодня ТЭК — это не только источник благополучия страны, но и сфера материального производства, требующая пристального внимания и государства, и бизнеса, и общества.