Будем как все?


Текст | Екатерина Жилякова

Начавшаяся реформа местного самоуправления может споткнуться на ступеньке муниципальной собственности.

Эта реформа, считают радикально настроенные критики, способна вызвать третью волну приватизации. Как известно, в недавно принятых федеральных законах № 95 и 131 (о принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления) содержатся новые перечни полномочий регионального и муниципального уровней власти. Самые обсуждаемые из перемен — перемещение на уровень субъектов Федерации вопросов среднего образования и медицинского обслуживания населения. Правда, никто не запрещает регионам собственными законами вернуть эти обязанности муниципалитетам (вместе с необходимыми средствами). Пока же одновременно с полномочиями перераспределяются и объекты собственности. То есть школы, больницы, диагностические центры и так далее должны перейти к «старшим региональным товарищам».

У ряда мэров, крепких хозяйственников, необходимость расставания с тем, что ими любовно создавалось, вызывает резко негативную реакцию. Конечно, скорее всего, к 2006 году все больницы, школы и другие объекты муниципальной собственности, как и предполагает утвержденный правительством график реализации переходных положений этих законов, обретут своих новых хозяев. Но в российских муниципалитетах уже началась артподготовка перед сражением за вложенные когда-то бюджетные и внебюджетные средства. Тон мэров ультимативен: «Бесплатно не отдадим ничего!»

Скандал в Краснодаре

В Краснодаре полтора десятка лет назад на городские средства был выстроен отличный муниципальный диагностический центр. Об отношении к нему горожан говорит, например, тот факт, что директор центра Игорь Ханкоев в 1999 году избран краснодарцами депутатом Госдумы России. И вот в прошлом, 2004 году городская дума решила перераспределить пакет акций, находившихся в значительной мере в муниципальной собственности. В результате разразился громкий скандал между руководством Краснодара и края.

Как считают некоторые местные эксперты, именно этот резкий шаг городской администрации стал одной из причин дальнейшего обострения отношений между краевой администрацией и мэрией. Оно закончилось, как известно, отстранением от должности мэра столицы Кубани Николая Приза.

Однако переделом больниц и школ дело, судя по всему, не ограничится. ФЗ № 131 содержит так называемый закрытый список объектов муниципальной собственности. В этой части закона хорошо просматриваются новые принципы организации публичной власти. Их сформулировал начальник отдела Департамента территориального развития МЭРТ, эксперт комиссии Козака Александр Широков: органы местного самоуправления должны управлять процессом предоставления услуг, а не объектами, которые эти услуги производят. Нигде в мире, утверждает он, не существует муниципальных аптек, муниципальных рынков или магазинов, в то время как для наших городов это обычное явление.

Список может преподнести сюрпризы. Так, например, в Тольятти, есть муниципальный университет, занимающийся переподготовкой муниципальных служащих. Как быть с ним? А в том же Краснодаре когда-то не пожалели средств на создание балетной и оперных студий, симфонического оркестра. С местным творческим объединением «Премьера» связаны имена Юрия Григоровича, Анастасии Волочковой, Любови Казарновской, Юрия Гараняна.

Логика акционирования

Грядущее акционирование объектов ЖКХ тоже результат логики административной реформы. Все, что может быть акционировано без ущерба для качества услуг, предоставляемых жителям, должно быть акционировано, считают в Минэкономразвития.

Путь, на который вступает муниципальная Россия, теоретически цивилизован. Везде муниципалитет — организатор услуг, привлекающий заинтересованные компании на конкурсной основе. Однако мы знаем и прямо противоположные примеры. В начале этого десятилетия половина всех доходов городских бюджетов поступала от городских предприятий, которые, как правило, строились на средства от муниципальных займов. Ставка на доходы от собственности сделана и авторами предыдущей редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (1997 год). Таким образом, они надеялись довести доходы от управления имуществом до вполне серьезных величин. Но на практике это нередко выливалось, например, в занижение на бумаге стоимости аренды помещений, числящихся на муниципальном балансе, и уплату разницы между реальной и указанной ценой в карман тех, кто, по Жванецкому, эту собственность охранял.

Итак, до 2006 года все магазины, аптеки, рынки, учебные заведения и прочее должны быть либо перепрофилированы, либо приватизированы. Нельзя не посочувствовать главам российских городов, умудрявшимся в условиях отсутствия средств строить балетные студии и открывать хоть и муниципальные, но университеты. Однако время немного лукавых, но весьма хозяйственных лидеров, похоже, действительно уходит.

Автор — главный редактор журнала «Муниципальная власть»