Зеленая бухгалтерия


Текст | Наталья Степанюк

Под социальной ответственностью бизнеса нередко понимают чистый альтруизм. Если следовать подобной логике, то любая акция, имеющая социальную направленность, – это затраты в ущерб прибыльности бизнеса. Но это далеко не так.

Взять, например, такую важную тему, как охрана окружающей среды. Романтичные представления о сохранившейся где-то девственной природе быстро уходят в прошлое. Экологи приводят факты: из двух третей планеты, пригодных для обитания, нетронутыми к нашим дням остались лишь скалы, льды и пустыни, где мало кто уживется.

Даже если сконцентрировать усилия всего мирового сообщества на восстановлении природы, никто из живущих сегодня не увидит ее былого разнообразия. На это уйдут века. А чтобы самостоятельно нейтрализовать ущерб, дикой природе потребуется около 10 млн лет.

Биологические виды, конечно, вымирали и без нашего участия. Но для дальнейшей эволюции существовали соседние экологические ниши. Человек же уничтожает и их. По приблизительным оценкам ученых, с появлением Homo sapiens биологические виды стали исчезать с лица Земли в 100-1000 раз быстрее.

Между тем население планеты стремительно растет. По данным доклада ООН об изменении численности населения Земли с 1950 по 2050 год, к лету 2005 года на планете будет жить 6,5 млрд человек, что на 380 млн больше, чем в 2000 году. Об этом сообщила журналистам в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке директор Отдела по народонаселению Ханя Злотник. В ближайшие 45 лет, по ее словам, цифра может вырасти до 9 млрд.

Неразнообразная жизнь

Биологическое разнообразие – несомненное благо для человечества. Чем меньше биологических видов, тем меньше возможностей, в частности, для изготовления лекарств. В мировой фармацевтической практике три четверти из 150 наиболее популярных препаратов, продаваемых по рецептам, содержат аналоги химических компонентов, которые можно встретить в растениях, грибах, бактериях и в организмах позвоночных животных. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (WHO), при оказании первой медицинской помощи более 60% населения планеты полагаются на растения.

Прогнозы в отношении диких животных тоже малоутешительны. Их мясо использует в пищу коренное население более 60 стран. (В России, например, едят мясо оленей, лосей, медведей, кабанов, косуль, зайцев, тетеревов, рябчиков, куропаток и т. д.). Нехватка продуктов питания, бедность и современные ружья ускоряют процесс истребления. Особенно резко снижается численность крупных животных. В предстоящее десятилетие каждый четвертый вид млекопитающих и каждый восьмой вид птиц может сократиться на 20%. И главная причина – деятельность человека.

Биологическим видам в ближайшем будущем придется приспосабливаться к изменению климата, что непросто. Они, скорее всего, будут вынуждены мигрировать в десять раз быстрее, чем после ледникового периода, считают ученые. Далеко не всем это удастся. Изменится и состав лесных покровов Земли. В высоких широтах начнут исчезать типы привычных лесов, вместо них появятся нехарактерные для этих мест лесные массивы.

Пока есть, что спасать

В России самым популярным инструментом социально-ответственного маркетинга остается спонсорство, называемое благотворительностью. В мировой же практике для достижения общественно-полезных целей бизнес давно применяет гибкие современные методы. Причем социально-ответственная политика вовсе не является прерогативой финансовых и промышленных гигантов, как бы оправдывающихся перед обществом за свои сверхприбыли.

Небольшая английская компании Bettys and Taylors of Harrogate Yorkshire Tea на протяжении десяти лет участвует в борьбе с эрозией почв и помогает восстанавливать лесные массивы. В развивающихся странах, поставляющих фирме чай, ведутся массовые посадки деревьев. Финансирование подобных программ складывается не только из регулярных отчислений от прибыли компании, но и за счет специальных акций. Например, на пачках с чаем печатается особый знак; за каждого покупателя, собравшего три пачки чая с этим знаком, компания перечисляет один фунт в фонд программы озеленения. Такие акции дают людям прекрасное ощущение соучастия в полезном деле, причем без больших затрат и особых усилий.

Иногда программа, акция перерастают в нечто большее, становятся основополагающей концепцией, определяют стратегию развития бизнеса. Примером может служить косметическая компания Body Shop: она первой заявила о том, что выпускаемый ею продукт не тестируется на животных. Удачный маркетинговый ход лег в основу стратегии компании. Теперь при производстве своей продукции она использует в своей косметике только натуральные компоненты и периодически проводит акции в защиту животных.

В России подобные программы уже тоже начали появляться. Пивоварня Ивана Таранова решила отчислять 5 коп. от каждой проданной бутылки «Амур пива» на охрану амурского тигра. Климатические программы поддержала компании «РЕСО-Гарантия», которая направляет на эти цели $1 от каждого пакета автострахования. АКБ «Росбанк» стал инициатором и участником кампании по восстановлению сгоревших сосновых лесов. Таким образом, одновременно с результатом общественно-полезного дела коммерческие структуры получают благоприятное общественное мнение и заодно продвигают свой продукт.

В рамках фестиваля «Богема-джаз» в Москве – одного из первых крупных российских фестивалей, откликнувшихся на призыв Всемирного фонда дикой природы включиться в его работу, прошли три концерта под лозунгом «За природу». В них участвовали джазовый гитарист Джон Скофилд (США), Таня Мария Корреа Рейш со своим ансамблем (Бразилия – Франция) и мировая звезда Сезария Эвора. $1 с каждого билета перечисляется на поддержку диких животных.

Автор – директор компании iQ Marketing