Вторая ступень электрореформы


Текст | Леонтий Букштейн

Несмотря на противодействие со стороны чиновников, губернаторов и олигархов и даже попытку покушения на Анатолия Чубайса реформа электроэнергетики движется.

Большинство вопросов по созданию федеральной сетевой компании, Главного диспетчерского управления, территориальных и оптовых компаний решены. Теперь на повестке дня – интеграция в мировую энергосистему и привлечение иностранных инвестиций в отечественную.

Вместе весело шагать?

Еще семь лет тому назад большинство стран Восточной Европы перевели свои национальные энергосистемы на параллельную работу с западноевропейским энергообъединением UCTE (Союз по координации передачи электроэнергии, объединяющий 21 европейскую страну). В 2003-2004 годах к ним присоединились и Балканские страны. Сегодня в решающую стадию входят переговоры о параллельной работе с UCTE и объединенной энергетической системы СНГ.

Трудность проблемы состоит в уравновешивании затрат и выгод как для Росси и СНГ, так и для Евросоюза. Совместные выгоды велики. Параллельная работа позволит использовать межгосударственные линии электропередач, которые были созданы в послевоенной Европе, но в настоящее время отключены. Это во-первых. Во-вторых, есть возможность существенно сократить затраты на резервирование мощностей и одновременно повысить надежность работы синхронизованных энергосистем. В-третьих, могут открыться перспективы экспорта и импорта электроэнергии в обоих направлениях, что будет зависеть от конъюнктуры рынка и желания сторон. Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как повышение устойчивости синхронизированных систем против аварий. Планов же энергетической экспансии у России как не было, так и нет.

Для отечественной энергетики движение к синхронизации с Западом важно еще тем, что оно может (и должно) стимулировать приток западных инвестиций. И стремление это обоюдное. Именно поэтому в кулуарах российских энергоконференций иностранная речь звучит едва ли не чаще, чем русская. Хотя настороженность Европы до сих пор выражается, и довольно ощутимо, в предъявлении жестких требований к экологической и ядерной безопасности российских энергетических объектов, в требовании перевести российскую энергетику на европейские технические стандарты. И то и другое теоретически могло бы иметь место, но означает резкое увеличение затрат отечественных производителей электроэнергии и, как следствие, потерю конкурентоспособности по цене. А ведь даже обычный, стандартный переход на синхронизированную деятельность и так обойдется ее субъектам в $100 млн. Нужно ли увеличивать эту цифру до такого уровня, когда сам разговор о сотрудничестве потеряет экономический смысл?

Пока переговоры – в технической своей части – буксуют, если не сказать резче. Работа же по ясно обозначенным ориентирам, начнись она прямо сегодня, не может быть завершена ранее 2007 года, который, собственно, уже назывался в свое время как рубежный для старта совместной работы энергосистем Европы и стран СНГ.

Заграница нам поможет?

К 2008 году необходимо выводить из эксплуатации почти треть устаревших мощностей в тепловой энергетике. Суммируем сюда и результаты тенденции к ежегодному увеличению (ввиду роста экономики и расширения жилищного строительства) потребления электричества на 1,5-3% и получаем задачу № 1 для инвесторов и энергетиков: обеспечить замещение выбывающих и модернизацию остающихся на ходу станций. Ни у РАО «ЕЭС», ни у его дочерних предприятий в регионах средств на такие масштабные работы нет: в 2004 году из $3 млрд инвестиционной программы РАО ЕЭС менее половины направлено на строительство и реконструкцию генерирующих мощностей. Так что вся надежда на новый бизнес, новых инвесторов (в том числе и зарубежных). Но – на понятных и привлекательных для них условиях. Однако этих-то условий сейчас и недостаточно. Прежде всего это касается гарантий возврата инвестиций, а они, в свою очередь, тесно связаны с ценой на электроэнергию. Процесс либерализации рынка в самом разгаре, и пока что ни о какой стабилизации цен не может быть и речи. А проект по созданию механизма гарантирования инвестиций, представленный в правительство руководителями РАО «ЕЭС», курсирует там давно и безнадежно. Оно и понятно: кабинетам федеральных чиновников нехватка света и тепла не грозит…

Кто же в России способен взять на себя роль инвесторов энергетики? Ими могут стать крупные потребители, точно знающие, что и сколько им нужно для собственного производства. При этом надо отдавать себе отчет в том, что времена энергетических гигантов прошли и в ближайшие годы в стране будут востребованы, скорее всего, станции средней и малой мощности. Особенно если говорить о нуждах жилищно-коммунального хозяйства

Страшно подумать, но настанут такие времена, когда физлица смогут самостоятельно выбирать себе поставщика электрической энергии… Собственно, этот порядок уже давно существует в Америке и Европе. А чем мы хуже?