Суета вокруг налогов


Текст | Татьяна Кособокова

Налоговая реформа должна завершиться в 2007 году. Жаркие споры вокруг нее обнажают существующий в правительстве конфликт экономических стратегий. Последними по времени и, несомненно, самыми яркими стали дебаты об НДС.

Доходы от НДС составляют 40% российского бюджета, но собирать этот налог трудно: показатель собираемости, по разным оценкам, не более 50%. К тому же известно стремление некоторых бизнесменов поживиться на бюджетном рубле за счет применения ложных схем возмещения НДС. Эти минусы должны исчезнуть в процессе реформирования.

Спорный НДС

Сегодня базовая ставка НДС – 18%, льготная – 10%. В начале года Минфин, а конкретно заместитель министра финансов РФ, идеолог налоговой реформы Сергей Шаталов, объявил о планах установить единую 15-процентную ставку. При этом Минфин предлагал с 2006 года отказаться от действующего сейчас кассового метода начисления и осуществить ускоренное возмещение суммы НДС по капитальным вложениям, исходя из расчета месяц к месяцу. А с 2007 года перейти на заявительный порядок замещения НДС экспортерам.

В ответ глава правительства Михаил Фрадков предложил снизить налог сразу до 13%. Таким образом, как заявил премьер, должна увеличиться налоговая база, а выпадающие доходы можно возместить из стабилизационного фонда. Точку зрения премьера поддержал ряд видных экспертов. По подсчетам же Минфина, представленным в правительство, объем выпадающих доходов в данном случае составил бы $12 млрд в год (порядка 300 млрд руб.).

В дискуссию о роли и месте НДС включились парламентарии, в последнее время побаивающиеся давать оценки правительственным инициативам. В марте вице-спикер Госдумы от «Единой России» Георгий Боос выступил с идеей снизить НДС в течение двух-трех лет до 12-13%, а ЕСН – до 14-15%. По его оценке, при снижении НДС до 13% уменьшение доходов федерального бюджета составит 250-300 млрд руб. Эти деньги должны пойти на инвестиции предприятий в собственное производство. Тема компенсации потерь бюджета депутата, похоже, не очень волновала.

Сопредседатели рабочей группы Совета по налоговой политике при Мнфине глава Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин и председатель общероссийской общественной организации предпринимателей «ОПОРА России» Сергей Борисов единодушно высказались в том духе, что снижение НДС – не главное. Для начала хорошо бы разобраться с полномочиями налоговых структур и применением первой части Налогового кодекса. Бизнесмены, участвующие в дискуссии, не очень поверили заманчивым предложения власти. «Налоги снизят и тут же спустят план по доначислению», – поделился своими страхами Сергей Борисов.

В президентской администрации вызрел собственный план, причем радикальный. В Экспертном управлении Администрации президента НДС и вовсе решили отменить, а вакуум заполнить отмененным с 2004 года налогом с продаж. Только установить его в размере уже не 5%, как раньше, а 10-15%.

В итоге Минэкономразвития и Минфин были вынуждены внести в правительство предложение вообще не трогать НДС. Глава Минфина Алексей Кудрин объявил своего рода мораторий на снижение налогов, пообещав: «Через три года мы вернемся к этому вопросу на основе нового анализа темпов экономического роста». Министр финансов напомнил: сейчас средние темпы экономического роста в России составляют 6,8-7% в год, и, если не будут доведены до конца другие начатые институциональные реформы, они начнут падать. «Вопрос дальнейшего снижения налогов – это вопрос экономического роста», – сказал он.

В результате НДС оставили прежним. С января 2006 года ускоряется его возмещение по капстроительству, а с конца 2006 года планируется ввести амортизационную премию в размере 10% при постановке оборудования на баланс, увеличить возможность направлять часть прибыли на покрытие убытков предыдущих лет и более свободно списывать расходы на НИОКР. С 2007 года намечен переход на уведомительный порядок возмещения НДС по экспорту.

В этом споре, можно считать, победила позиция предпринимательских кругов. Здесь очень быстро поняли, что в неразберихе мнений правительство вполне способно снизить налоги, а затем ввести новые. После чего предпринимательские структуры начали активно лоббировать реформу налогового администрирования.

Дополнительные фильтры

Эта реформа вызвала не меньше дискуссий. В настоящее время при камеральных проверках налоговые органы вправе требовать от компании предоставления любых документов. Минфин предлагает ввести их деятельность в некие рамки. Потому что, как сказал вице-премьер Александр Жуков, сейчас налогоплательщики «тоннами возят эти документы в налоговые инстанции, а иногда документы вообще не требуют».

Новации наметились в области повторных проверок. В частности, планируется создание дополнительных фильтров, которые позволили бы компании рассмотреть претензии налоговых органов еще раз. Если речь идет о больших суммах, то должна быть проведена еще одна ответственная экспертиза решений до выставления претензий налогоплательщику.

Предусмотрен также более либеральный подход к предоставлению отсрочек и рассрочек для налогоплательщиков, особенно когда компании предъявляются серьезные претензии. Кроме того, предлагается строго ограничить сроки выездных налоговых проверок, продлевать их «только в исключительных случаях, когда требуется углубленная проверка или если это компания с очень большим количеством филиалов, и по строго мотивированному заключению проверяющего».

Как заверил «БОСС» обычно неразговорчивый с прессой директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, все это пока лишь красивый проект, однако при консенсусе в данном вопросе внести поправки в налоговое законодательство проблем не составит.

В Администрации президента согласны с тем, что налоговые органы надо ориентировать именно на проверку исполнения налогового законодательства, а не на сбор доходов в бюджет. Если налоговый инспектор приходит с планом доначисления налогов или с планом сбора доходов, это заранее искаженная мотивация, считает глава Экспертного управления Администрации президента Аркадий Дворкович.

Кстати, глава государства от оценок состояния налогового администрирования воздержался, но и «нет» реформаторам не сказал.

Что нового?

Пока все это только планы. Но уже в нынешнем году в налоговой сфере произошли серьезные изменения. Так, с 1 января в полтора раза, с 6 до 9%, увеличилась ставка налога на дивиденды для физических и юридических лиц. Эта мера призвана исправить перекосы совокупного налогообложения отдельных доходов. До сих пор предприятие, получив прибыль, могло либо уплатить с нее налог по ставке 24% и затем распределить в виде дивидендов (по ставке 6%), либо превратить доход в зарплату, уплатив ЕСН и удержав подоходный налог. Новая конструкция, вступившая в силу, выравнивает совокупное налогообложение. Как заверяет правительство, дальнейшее повышение ставки налога на дивиденды не планируется.

Ставка единого социального налога по новому законодательству снижается с 35,6 до 26%. Одновременно с 2005 года правительство от четырехступенчатой регрессивной шкалы по ЕСН переходит к трехступенчатой. По подсчетам правительства, это ограничит нагрузку на предпринимателя. От изменения ЕСН выиграют предприятия, где сравнительно небольшая заработная плата. Для тех же, кто платит более высокую зарплату, налоговая нагрузка сохранится. Правда, теперь работодатели обязаны оплачивать из собственных средств первые два дня временной нетрудоспособности своих работников (до сих пор больничные оплачивались из фонда обязательного медицинского страхования).

С этого года отменяется ограничение нижнего порога зарплаты работника. Ранее зарплата на предприятии должна была составлять не менее 2,5 тыс. руб. Сейчас в отношении каждого работника она определяется индивидуально.

Подоходный налог сохранится на уровне 13%. Меняются только налоговые вычеты на содержание детей. С 2005 года размер вычета повышен вдвое – до 600 руб. в месяц. Причем им смогут воспользоваться и приемные родители. Вычет удваивается, то есть достигает 1,2 тыс. руб., если ребенок является инвалидом.

Также сохраняется размер имущественного вычета, который налогоплательщик может получить в случае приобретения жилья, квартиры или дома, – 1 млн руб. Однако теперь в имущественный вычет включают затраты на благоустройство жилья. Это новшество актуально для дольщиков.

В сфере малого бизнеса перемены не менее существенны. С 2005 года решением субъекта Федерации тот или иной вид бизнеса может быть в обязательном порядке переведен на уплату налога на вмененный доход. Базовая доходность по каждому виду предпринимательства начиная с 2005 года увеличивается примерно в полтора раза и может корректироваться на местах, поскольку к ней применяются коэффициенты.

Схемы и цифры

В этом же году вступят в силу одобренные правительством изменения глав 262 и 263 Налогового кодекса, также регулирующие налогообложение малого бизнеса. В частности, Минфин согласился наконец с представителями бизнеса, давно предлагавшими поднять годовой оборот предприятий, подпадающих под упрощенную схему налогообложения. Его размер увеличится с 15 млн до 20 млн руб. Благодаря этому, считает министр финансов Алексей Кудрин, «существенно увеличится и количество предприятий», которые «захотят воспользоваться новой схемой». Пополнить ряды малых бизнесменов правительство надеется за счет торговой отрасли.

По официальной статистике, в 2004 году малых предприятий стало больше на 2% по сравнению с 2003 годом, объем выпущенной ими продукции вырос на 44%. Доля малого бизнеса в ВВП составила 12,7% (по сравнению с 2002-м увеличилась на 28%).

В 2003 году количество компаний, пользующихся упрощенной схемой налогообложения, выросло в четыре раза, а их доходы – на 19%. В 2004-м доходы увеличились на 66%. Прогноз Минфина на 2005 год еще оптимистичнее.

Цифра в 20 млн руб., названная Кудриным, не случайна. По его словам, «она примерно соответствует инфляции за последние пару лет». Надо сказать, что это и про- и контраргумент.

Предприниматели, и это не секрет, настаивали на значительно большем увеличении порога действия «упрощенки». Границу предлагалось поднять до 30 млн и даже до 50 млн руб. Однако правительство сочло такую щедрость чрезмерной. По подсчетам Минфина, выпадение доходов бюджета применительно к компаниям с оборотом в 30 млн руб. составит 37 млрд руб., при 50 млн – 48 млрд руб. В то время как применение упрощенной схемы к предприятиям с оборотом до 20 млн руб. в год приведет к выпадающим доходам всего в 10 млрд руб. Такие потери, уверяет российское правительство, казна вполне может себе позволить.

Впрочем, потери бюджета не главный аргумент кабинета. По словам Алексея Кудрина, компании с оборотом в 20 млн и 30 млн руб. имеют совершенно разное налоговое бремя. Потенциал 30-миллионников существенно выше, чем 20-миллионников, и «упрощенка» должна стимулировать возможности его использовать.

Каким образом? Путем деления средних предприятий на мелкие. Предприятие с оборотом до 20 млн руб. правительство еще согласно рассматривать как семейное дело, где член семьи и чтец, и жнец (сам товары производит, и сам же считает доходы и налоговые обязательства). Тогда как в 30-миллионнике, убеждены министры, уже вполне можно завести бухгалтера. А значит, упрощать ему жизнь облегченными схемами не обязательно.

У предпринимателей на этот счет свое мнение. По словам главы «ОПОРы России» Сергея Борисова, численность работающих на малых предприятиях сегодня может достигать 100 человек. Если посчитать, в заявленную Минфином сумму укладывается только фонд их зарплаты. Так что априори под схему попадают лишь микро-предприятия.

Рост количества предприятий, перешедших на упрощенную схему налогообложения, сами бизнесмены объясняют просто. Чтобы не упустить выгоды, фирмы создают себе клонов и «обновляют» их примерно раз в полгода. Что касается производственных компаний, их правительственные бонусы в который раз обошли стороной. Как считают предприниматели, незаслуженно.

В российских деловых кругах не разделяют надежды министров на деление средних и крупных компаний для получения вожделенных льгот. «Такие примеры нам неизвестны», – уверяет Борисов. Имея капитализацию и серьезный послужной список, компании не хотят рисковать собственной кредитной историей.

Что же до налога на вмененный доход, то здесь претензий тоже хватает. Предприниматели не понимают, зачем и в этом случае давать полный бухгалтерский отчет? «Малый бизнес просто измотали»…

А в перспективе…

Налоговая реформа идет в России уже несколько лет. Правила игры меняются чуть ли не каждый месяц. Отсутствие четких норм и защиты прав собственности заставляет западных инвесторов с опаской относиться к вложениям в России, а отечественных – искать новые лазейки в законодательстве.

Тем не менее у правительства много новых планов. С 2006 года предполагается снижение налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых и повышение экспортной пошлины. Как убежден Сергей Шаталов, это важно для компаний, всю добываемую нефть продающих на внутреннем рынке. Власть также намеревается серьезно модифицировать налог на наследование и дарение. С 2006 года должен быть введен земельный налог.

Кроме того, в правительство уже внесен законопроект о налогообложении в сфере трансфертного ценообразования (когда связанные между собой компании совершают сделки по заниженным ценам, что позволяет сэкономить на налоговых платежах). По некоторым данным, налоговикам разрешат во внесудебном порядке доначислять налоги с разницы между рыночной и заниженной ценой товара, если участников сделки признают взаимозависимыми. При этом понятие взаимозависимости существенно расширится. Сегодня взаимозависимыми считаются компании, если доля участия одной из них в капитале другой превышает 20%. В случае реализации предложений Минфина устанавливать рыночные цены и определять критерии взаимозависимости будут налоговые органы. Несогласным же налогоплательщикам оставлено право доказывать свою невиновность в суде. То есть в оборот вводится презумпция виновности. Все это планируется оформить несколькими новыми главами Налогового кодекса.

Сегодня в России 15 разновидностей налогов и четыре специальных налоговых режима. В Минфине считают эту модель оптимальной. Кардинальных изменений системы не предвидится. Зато сроки завершения налоговой реформы, похоже, отодвигаются. Закончить реформирование кабинет собирался в 2007 году. Однако правительство намерено вернуться к теме НДС через три года. Значит, намеченные сроки уже сейчас предполагается сорвать.

В остальном же в налоговой сфере пока больше вопросов, чем ответов. Это демонстрируют и периодические встречи правительства с предпринимателями, и участившиеся споры членов Кабинета о перспективах реформы.

Некоторые эксперты полагают, что впереди у исполнительной власти более опасные испытания. В этом году за счет монетизации расходная часть бюджета увеличится примерно на 300 млрд руб. А следующий бюджет по той же причине и вовсе может стать дефицитным. По предварительным оценкам, в 2006 году при выполнении принятых на сегодня социальных обязательств недостаток средств в федеральной казне может составить 500 млрд руб.

Между тем будущий год – год политической борьбы перед парламентской кампанией с выходом на президентские выборы. В 2007 году предстоят выборы в Госдуму, а в 2008-м (при сохранении существующих условий) мы сменим президента. Вряд ли власть захочет в такой ответственный момент дать оппонентам дополнительный козырь в борьбе против самой себя. Значит, бюджетные потери под шумок начнут компенсировать из стабилизационного фонда. То есть рост инфляции нам обеспечен.