Реформы по-человечески


Текст | Александр Ткаченко

Рубеж веков в мире был отмечен реформами пенсионных систем. В переоценке подходов к ним в развитых странах исследователи видят сближение позиций.

В благополучных Западной Европе и Северной Америке пенсионное обеспечение надежно, в общем объеме социальных расходов пенсионная часть значительна. И она будет возрастать, поскольку развитые общества стареют: демографы прогнозируют увеличение числа пенсионеров с 20% в 2000 году до 32% в 2050-м (речь идет о государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР, – ведущую международную структуру).

Государственные системы в этих странах эффективны при невысоких расходах на администрацию. В последние годы здесь обсуждается предложение полностью перейти к накопительным частным пенсионным схемам, сохранив распределительный принцип лишь для лиц с низкими доходами. Но есть возражения: такая реформа, не решив проблему в целом, переложит ее на частный сектор. В настоящий момент рекомендации международных организаций и экспертов этим странам сводятся к трехукладной модели пенсионной системы. Она разграничивает административные и финансовые аспекты предотвращения бедности. Кроме того, подобное разделение снижает возможность манипуляций в данном вопросе.

Пути денег

К первому укладу относится преобладающая по сей день государственная система накопления за счет налогов и взносов. Во втором укладе накопление пенсионных средств осуществляется в результате предварительной капитализации средств, управляемых частными структурами – это прежде всего система профессиональных пенсий. Всемирный банк, правда, подчеркивает, что управление пенсионными накоплениями государственными учреждениями (как происходит у нас, после того как была разрешена передача прав управляющих компаний Пенсионному фонду РФ) небезопасно. Путь собранных денег способен измениться и вместо инвестиций в наиболее выгодные секторы экономики повернуть в сторону политически мотивированных целей. Третий уклад – для желающих накопить достаточные средства за счет индивидуального частного страхования.

Пенсионные системы в странах – членах ОЭСР имеют исторические корни, политические традиции. Но и им предвещают скорый кризис государственных систем пенсионного страхования. Поэтому правительство Франции, например, в апреле 2005-го намерено внести в парламент проект пенсионной реформы, в котором акцентируется участие частного сектора через представителей профсоюзов и работодателей.

На рубеже веков Всемирный банк стал рекомендовать модель системы с условно установленными взносами. Она предусматривает тесную взаимосвязь между размерами взносов пенсий, учитывается и демографический фактор. Такая модель впервые задействована в Швеции (2000 год), позднее к ней перешли Латвия, Польша и Италия.

Все пенсионные системы развитых стран предусматривают существенные налоговые льготы предпринимателям, отчисляющим средства в профессиональные пенсионные фонды (второй уклад), и наемным работникам, делающим добровольные взносы на дополнительное пенсионное страхование. Для нашей страны это безусловный пример.

Пионеры

США одними из первых попытались решить проблему «пенсионного дефицита» повышением как ставки налога на пенсионное страхование (в начале 70-х), так и пенсионного возраста (его увеличили до 67 лет). Досрочный выход на пенсию в 62 года предполагает потерю 20% ее размера. Но такая возможность представится лишь родившимся не ранее 1959 года. Для получения государственной пенсии в этой стране достаточно 26 лет стажа (кстати, выйти на пенсию раньше на условиях ее снижения могут граждане и других развитых стран). Людям, не сумевшим отчислить достаточные суммы в пенсионный фонд, выплачиваются социальные пенсии (в США к этой категории отнесены, в частности, инвалиды).

Продолжают развиваться накопительные системы частного пенсионного страхования. В США активы таких пенсионных институтов стремительно растут, в 2000 году они составили около $3 трлн. Взносы выплачиваются на солидарной основе работодателем и работником. Интересны ограничения по участию в частных пенсионных программах: для этого необходимо быть старше 21 года, проработать на предприятии не менее года и иметь полную занятость.

Иной принцип в Нидерландах. Там человек автоматически обретает право на пенсию – по 2% от полной пенсии за каждый год, прожитый в стране. Здесь ранее других сформировалась трехукладная пенсионная система: базовых государственных пенсий, профессионального и индивидуального пенсионного обеспечения. Индивидуальные выплаты составляют лишь около 7% от суммарных пенсионных выплат, поэтому остановимся на первых двух.

У одинокого человека пенсия выше, чем у семейного. Почтенный отец семейства получает 50% чистой минимальной зарплаты (около 535 евро в месяц), как и его супруга. Одинокий пенсионер – 70% (около 775 евро). К этим деньгам прибавляется ежегодное пособие на отдых (8% от годовой суммы), то есть почти 13-я пенсия. Тем не менее сами нидерландцы нынешним уровнем социальной помощи недовольны. По социологическим опросам, его называют крайне малым 60% молодых респондентов и 40% пожилых.

Профессиональные пенсии могут выплачиваться страховой компанией, пенсионным фондом предприятия, где занят работник, или отраслевым пенсионным фондом. Последние, применяющие профессиональные схемы, наиболее популярны у работающих. Примерно треть взносов поступает от работника, остальное – от работодателя. Взаимоотношения социальных партнеров регулируются специальными законами. Пенсионные программы в Нидерландах охватывают всех занятых независимо от продолжительности рабочего дня. Поэтому в выгодном положении находятся женщины.

Немецкие тенденции

Германия с ее социально-ориентированной рыночной экономикой отличается от других стран ЕС и ОЭСР доминирующей ролью государственных пенсий – около 85% от общей суммы выплат. До недавнего времени индексация пенсий была увязана не с динамикой потребительских цен, как в большинстве стран, а с ростом реальной (чистой) заработной платы. Однако компенсационные расходы, обусловленные старением населения, заставили Германию в 2001 году перейти к индексации по номинальной (начисленной) заработной плате. По той же причине увеличен пенсионный возраст женщин с 60 до 65 лет и размер страховых взносов – с 17,5% до 19,5% (выплачиваются поровну работодателем и работником).

Но все же уровень пенсий в Германии очень высок – почти 70% средней зарплаты наемного работника, около 900 евро. Более половины населения выходит на пенсию досрочно, теряя при этом от 3% до 11% полной пенсии в отличие, скажем, от Канады, где «досрочный» 60-летний пенсионер недосчитывается 30%. Если у немецкого пенсионера менее 12 лет стажа, он получает базовую пенсию в 350 евро.

Пенсионным страхованием на предприятиях в Германии охвачено около половины работников. Оно обычно оговаривается тарифными соглашениями между профсоюзами и объединениями работодателей, но не является обязательным для работодателя. Средний размер профессиональных пенсий – 250-560 евро.

Значительная часть населения Германии (по некоторым опросам, до 50%), не слишком веря в обеспеченную государством старость, выплачивает дополнительные взносы в систему частного пенсионного страхования. Предстоящая пенсионная реформа как раз и направлена на включение сберегательно-накопительного принципа в интегрированную пенсионную систему. В будущем предполагается увеличить и пенсионный возраст, и размер взносов (до 22% заработной платы к 2030 году). Эти намерения правительства подвергаются резкой критике со стороны профсоюзов и многих партий.

Народ и план

Французские пенсионные реформы, направленные на поощрение частного пенсионного страхования, начались в 1994 году. Но уже с 1990-го осуществлялась реализация так называемого плана народных накоплений. Согласно ему, вкладчик пенсионного фонда (минимальный период вложения – восемь лет) получал немало налоговых преимуществ. При этом сохранность сбережений гарантировалась государством. Идея французам понравилась: высокий доход по этим вкладам привела к стремительному росту пенсионных накоплений.

В сентябре 2003 года стране предложили новые условия работы пенсионных фондов. Участие в них позволяет любому лицу уменьшить на 10% сумму доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, пенсионная система Франции предусматривает еще одно налоговое послабление: при передаче пенсионных сбережений по наследству они не облагаются никаким налогом, если их сумма не превышает 152,5 тыс. евро.

Основная пенсионная схема сохранится во Франции до 2010 года. Но период выплаты пенсионных взносов увеличится с 37,5 до 40 лет. Постепенно сокращаются суммы пенсий в системе социального страхования. Многие французские эксперты и политики полагают, что нынешнее правительство, продекларировав снижение налогов и призывая население к более широкому участию в частных пенсионных фондах, на деле ограничивает возможности этих фондов в их поисках альтернативных налоговых поступлений.

Возраст и деньги

Пенсионная реформа в Японии подняла планку пенсионного возраста с 55 до 65 лет. Средняя пенсия составляет около 40% от заработной платы, а отчисления в пенсионный фонд – 17,4% (они вносятся поровну работником и работодателем). Неработающие жены могут делать взносы в пенсионный фонд по месту работы мужа (характерная черта японской жизни – многочисленные меры по социальной защите неработающих членов семьи, получающих различные пособия на предприятии, где трудится ее глава). Демографическое старение населения (а Япония и без того одна из самых «старых» стран мира) потребовало очередного реформирования пенсионного обеспечения. Намечено повышение ставки пенсионных отчислений до 18%, (процесс предполагается растянуть до 2020 года), и снижение среднего размера начисляемых пенсий до 50% от заработной платы. Однако довольно высокий уровень жизни среднестатистического японского пенсионера обеспечивается не только за счет пенсии, выплачиваемой из государственного пенсионного фонда. По оценкам экспертов, его накопления составляют около $30 тыс.

Пенсионный возраст в Чехии увеличен на два года для мужчин (62 года) и на три года для женщин (57-61 год). В этой стране, относительно недавно выбравшей рыночный путь развития, сохранена государственная распределительная пенсионная система при одновременном введении дополнительного частного пенсионного страхования. За последние шесть лет число людей, обратившихся в частные фонды, возросло в 13 раз и составляет примерно 40% экономически активного населения. Это связано не только с политикой государства по снижению налогов для стимулирования добровольного индивидуального пенсионного страхования, но и с введением государственных субсидий: государство переводит небольшие ежемесячные суммы на накопительные счета работников в частных пенсионных фондах. Примечательно, что правительство в данном вопросе не опасается зарубежного вмешательства: 14 из 18 таких фондов принадлежат финансовым структурам четырех западных стран.

В заключение – данные о совокупных активах пенсионных фондов некоторых стран: в Нидерландах – это 93% от ВВП, в Великобритании – 77,5%, в США – 64,4%.

Автор – доктор экономических наук, профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС при президенте РФ