Почти как мы, но интереснее


Текст | Владимир Гурвич

Казахстан интересен тем, что похож на Россию. Реформы начались со схожих позиций. Структура экономики, качество человеческого капитала тоже близки к российским. Правда, Казахстан в десять раз меньше по площади. И еще различие: стабильный политический режим постсоветского периода и прагматичный подход к решению многих проблем.

В Казахстане, как и у нас, наблюдался развал экономических связей, в конце 90-х там пережили сложные финансовые времена во многом в результате российского кризиса. Но что они сделали в отличие от нас? После 1998 года правительство ликвидировало все нереальные социальные мандаты, на что мы не отважились до сих пор. Известно, какую реакцию в обществе вызвала монетизация льгот. Кроме того, Казахстан заключил большое количество соглашений по разделу продукции (СРП). Сейчас они не очень довольны этими договорами, но четыре года подряд, с 1999 по 2002 год, в Казахстане росли валовые иностранные капвложения – по 40% в год!

Как такое стало возможным? С момента обретения независимости в стране проводились системные преобразования, в том числе административная реформа. Руководство Казахстана понимало, что без общего реформирования отдельные отраслевые программы не дадут результатов. И что главная из задач – приватизация и реформа реального сектора экономики. То есть сначала – рыночные реформы, макроэкономическая стабилизация. А уже потом, когда рыночный механизм заработает, появятся внешние инвестиции, стабилизируются финансовая и денежно-кредитная системы, можно будет говорить о какой-либо индустриальной стратегии государства.

Нефть и дороги

В Казахстане, отметим, очень сложная структура экономики, с большим, чем у нас, доминированием тяжелой промышленности. Постоянно увеличивается значение нефтяного фактора. Нефтедобыча составляет 40% производства промышленной продукции, а по капвложениям – 72%. Нефти добывают 50 млн т в год.

В последние годы резко возросли доходы от продажи сырья. В республике образовался избыток денег. Целевая норма накопления здесь держится на уровне 28%, в то время как мировая средняя норма – 24-25%. У стран, совершивших экономические прорывы, этот показатель не меньше 27-30%. (У нас норма накопления 20% при огромном количестве инфраструктурных проблем.)

Куда девать деньги? В Казахстане решили заняться строительством дорог. Но одной этой меры, разумеется, мало. И поэтому в 2000 году был создан стабилизационный фонд. Сейчас в нем сосредоточено примерно $4 млрд.

С целью диверсификации экономики принята стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года. Для ее реализации создано несколько финансовых институтов и институтов развития с общим уставным капиталом в $700 млн.

Школы-десятилетки

В современном Казахстане мыслят десятилетками. Разработан стратегический план экономического развития до 2030 года. Предполагается реализовать три десятилетних плана. Первый – к 2010 году, причем в качестве основной его цели поставлено удвоение ВВП. Но в последние годы темпы роста превышают 10%, и удвоение ВВП ожидается в 2008 году.

Прочной экономики, основанной исключительно на нефти, нет и быть не может, здесь это хорошо понимают. Вот почему выбран путь диверсификации отраслей, отхода от сырьевой направленности, а также создания условий для перехода к сервисно-технологической экономике. Смысл этих мер весьма образно определил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: наша задача – научить казахстанцев жить так, как будто в республике нет нефти и газа.

Его заявление выглядит особенно интересным на фоне того факта, что в стране разведаны колоссальные природные запасы нефти и газа. В ближайшие 10-15 лет объем экспорта нефти на мировые рынки планируется довести до 230-250 млн т. По словам посла РК в России Крымбека Кушербаева, такие цифры очень высоки даже для нефтеперерабатывающих стран Персидского залива. Активная индустриально-инновационная политика обеспечит более чем девятипроцентный ежегодный темп роста экономики. К 2015 году по сравнению с 2000 годом ожидается увеличение объема ВВП в 3,5-3,8 раз и снижение энергоемкости внутреннего валового продукта в два раза.

Правительство взяло под свой контроль создание в стране венчурной индустрии и привлечению финансовых средств в инновационную деятельность. За основу концепции венчурной индустрии принят существующий в Израиле государственный фонд «Йозма». Это так называемый фонд фондов: он является инициатором формирования других фондов с коммерческими инфраструктурами. В 2004 году открылись казахстанские фонды «Арекет» и «Адвант». На очереди третий.

Капитализация

Отличие Казахстана от нашей страны в том, что там нет такой громадной пропасти между словами и делами. Здесь действительно создана целая сеть институтов развития: банк, инвестиционный фонд, корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, центр маркетингово-аналитических исследований, центр инжиниринга и трансфертных технологий. Перечисленные структуры находятся в составе Министерства индустрии и торговли Казахстана, куратора программы. Для их капитализации выделено $2,5 млрд.

Казахстан использует кластерный подход к развитию индустрии. Он подразумевает концентрацию в одном месте критической массы факторов производства и сопутствующих отраслей c целью обеспечения высокой конкурентоспособности. В 2004 году правительство определило все перспективные субрегиональные и региональные кластеры. Институты развития станут для них трамплином. Из 150 отраслей несырьевого сектора наиболее подготовленными к кластеризации оказались семь. Это туризм, грузоперевозки, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, металлургия, производство строительных материалов. Параллельно ведется работа по созданию хлопкового, винного и рыбного кластеров.

Стимулы

На достижение этих же цивилизованных целей направлена и налоговая политика. С 1 января 2004 года максимальные ставки индивидуального подоходного налога снижены с 30 до 20%, ставки НДС – с 16 до 15%. Введены регрессивная шкала ставки социального налога (ее максимальный размер – 20%, минимальный – 7%) и ряд других положений. Установлен особый налоговый режим в области научных разработок и информационных технологий. Для научных организаций выделяются особые территории – экономические зоны. Такая зона создана, например, в поселке Алатау вблизи Алма-Аты. В тесном сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями, в том числе Microsoft, начато строительство центра информационных технологий. В г. Степногорске формируется центр биотехнологий, в г. Курчатове – центр ядерных технологий.

И все же, по словам президента Казахстана, некоторые из важных программ до сих пор не разработаны, например реформирования и развития жилищно-коммунальной сферы. Она остается малоэффективной и непрозрачной. Нет плана легализации теневого сектора. Не принята и государственная программа микрокредитования.

Проблемы

В последнее время Казахстан столкнулся с чисто российской проблемой – с усилением процесса монополизации экономики. Многие крупные компании пошли по пути создания многопрофильных холдингов. Они занимаются видами деятельности, далекими от основной. В их структуру входят торговые дома, консалтинговые, страховые и финансовые предприятия, санатории, телекомпании, накопительные пенсионные фонды, авиакомпании и т. д. Причем это в равной степени относится как к государственным, так и к частным корпорациям. Например, банк «ТуранАлем» в Алма-Ате занимается туристическим бизнесом, имеет охранное агентство, страховую, лизинговую, инвестиционную компании, пенсионный фонд. Ему же принадлежат заводоы по производству асбеста, соли, спичек. Валют-транзит банк, один из десяти крупнейших в Казахстане, является владельцем гостиниц, строительных и ювелирных фирм, развлекательного комплекса.

Такая картина становится повсеместной. В результате не остается простора для развития малого и среднего бизнеса, для здоровой конкуренции, сокращается налоговая база. Деятельность холдингов является закрытой. Особенно это касается банков. Трудно говорить о надежной банковской системе при таком количестве аффилированных с ними компаний. Банки выдают дочерним структурам льготные кредиты, не всегда обеспеченные ликвидным залогом. Сырьевые мегахолдинги также монополизировали свои отрасли.

Казахстан позиционирует себя как государство, которое устремлено в будущее, как современная страна, готовая освоить самые передовые мировые достижения. В своем послании к правительству, названному «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике и нации», Нурсултан Назарбаев изложил перспективу. Она предполагает макроэкономическую стабильность, продолжение системных реформ, индустриально-инновационное обустройство, развитие села и социальной сферы. Насколько реальны эти планы, покажет время.