Великое закрытие Севера


Текст | Виталий МАРЕЧЕНКОВ

Северный Ледовитый океан. Арктика. Именно здесь пролегает кратчайшая морская дорога, соединяющая Европу и Дальний Восток. Чтобы понять, насколько она экономична и выгодна, достаточно привести лишь один пример. Морской путь из Гамбурга в Иокогаму по традиционному маршруту (мимо Африки и Индии) составляет 11,4 тыс. миль. По Северному морскому пути (СМП) короче почти вдвое — 6,6 тыс. миль.

Даже человеку, не обремененному специальными знаниями, сразу становится очевидна привлекательность Северного морского пути для перевозки грузов. И особенно отрадно, что эта стратегическая трасса находится под контролем России. Пока находится. Ведь если для руководства СССР развитие СМП и соответственно атомного ледокольного флота являлось задачей стратегической важности, то сегодня ситуация здесь сложилась весьма драматичная.

Хотя Российская Федерация и по сей день обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом, доставшимся ей в наследство от Советского Союза, однако используются атомоходы совсем не по прямому назначению. В основном для поездок туристов к Северному полюсу. Конечно, теоретически можно и на стратегических бомбардировщиках возить, скажем, бананы из Африки в Сибирь. Вот только рентабельно ли это?!

Впрочем, и туристам-экстремалам скоро придется поискать другой вид транспорта. По оценкам специалистов, после 2005 года многие атомные ледоколы выработают свой ресурс. А ремонтировать и продлевать срок их службы будет некому и не на что. Государство, как всегда, найдет деньги на повышение зарплат высшим чиновникам, но на поддержку собственного атомного ледокольного флота — вряд ли.

Что же касается специалистов, тех самых кадров, которые, как известно, решают все, — так их почти не осталось. Кто уехал с Севера и подался в места более теплые и сытые, кто спился, кто просто постарел. А притока свежих, молодых сил, увы, не наблюдается.

И новых ледоколов уже давно не закладывали. Единственное исключение — ледокол «50 лет Победы», чье строительство началось в середине 90-х. Но начаться-то оно началось, только вот когда закончится? Да и не решит одно судно всех проблем. Ключевые порты на пути следования караванов находятся, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии. Разрушена инфраструктура СМП. К некоторым причалам суда просто не могут подойти — нужно проводить дноуглубительные работы. А делать этого никто, похоже, не собирается.

Впечатление такое, что наделенные властными полномочиями чиновники действуют по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Нет ледоколов, нет пригодных для использования портов — нет и проблемы Северного морского пути.

Подобная ситуация весьма устраивает наших ближних и дальних соседей. Финляндия, Польша, Япония, Великобритания, Норвегия, Швеция уже давно с интересом поглядывают на выгодную морскую магистраль, ожидая, когда Россия уйдет оттуда. Собственно речь о том, что СМП должен быть передан под международную опеку, уже ведется не только за рубежом. Один наш не в меру ретивый чинуша так и заявил в прямом эфире: «Воды Северного Ледовитого океана, его моря являются стратегической транспортной артерией, суверенитет над которой должен быть международным». Проще говоря, трасса эта стратегическая, и ее нужно отдать в руки иностранцев! Во времена не столь давние отправился бы этот государев человек в тайгу лет эдак на 15 выполнять другую стратегическую задачу — по заготовке леса.

Кстати, о стратегии. Северный морской путь — это ведь не одна лишь дорога из Европы на Дальний Восток. Это транспортная артерия, с помощью которой в ближайшем будущем можно решать проблемы по освоению природных богатств самого Севера. Разведанные запасы полезных ископаемых в регионах Сибири, непосредственно прилегающих к трассе СМП, огромны. И нефть, и газ, и даже алмазы! Причем месторождения алмазов — сверхрентабельные. То есть процент добываемых в них драгоценных камней не 10—12, согласно норме рентабельности, а более 60!

И еще, для справки: только в прибрежной зоне одного (!) региона — Республики Саха (Якутия) разведанные залежи полезных ископаемых оцениваются специалистами в $700 млрд. Не так давно открыты Штокмановское газоконденсатное месторождение (3,2 трлн куб. м) и Приразломное месторождение нефти (более 100 млн т).

А сам шельф Северного Ледовитого океана, словно шкатулка, наполнен всеми элементами таблицы Менделеева.

Конечно, до этих богатств еще предстоит добраться, а затем вывезти их. Средств же, как водится, нет. Так, может, подождать, пока вывозить начнут другие? У нас ведь богатая, процветающая страна, где не существует бедности, где решены все социальные проблемы, функционирует мощная, развитая экономика, и нам все это не нужно.

Правда, в последние годы какое-то движение в направлении развития Северного морского пути вроде бы началось. В Госдуму поступают соответствующие законопроекты, заметен интерес и со стороны исполнительной власти. Крупные компании (в частности, «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Норильский никель») тоже заинтересованы в сохранении и восстановлении СМП. Будем надеяться, найдутся люди, которые увидят все выгоды и перспективы этого проекта и сумеют вдохнуть в него новые силы. Тогда, быть может, великое закрытие Севера не состоится. Б