Самарская ситуация: определенная неопределенность


Текст | Дмитрий САВЕЛЬЕВ

В марте истекает срок полномочий губернатора Самарской области Константина Титова. До недавнего времени называли три сценария определения персоны самарского губернатора на новый срок. Первый — сохранение Константина Титова на посту главы областной администрации. Новая схема назначения губернаторов давала Титову некоторые шансы. Но после мощных митингов против монетизации в Самарской области Кремль теплых чувств к Константину Алексеевичу, по-видимому, не испытывает.

Второй сценарий — продвижение на пост губернатора чиновника из «партии власти». Основными кандидатами считались областной прокурор Александр Ефремов и глава областного правительства Сергей Сычев. Но кандидатура Ефремова появилась достаточно случайно: на посту прокурора он мало чего добился и на роль самарского комиссара Каттани определенно не тянет. Сычев же, несмотря на поддержку «Единой России», не имеет необходимого политического веса и воспринимается как обыкновенный тольяттинский бизнесмен, удачно попавший в коридоры власти.

Третий сценарий — публичный: продвижение на пост губернатора человека, который больше всех на это рассчитывает, имеет наиболее высокий рейтинг. Самой вероятной кандидатурой в этом случае считался бывший самарский нефтепереработчик, экс-президент компании «ЮКОС-ЭП», а ныне депутат Государственной думы Виктор Казаков. Но его недавнее «юкосовское» прошлое и самоидентификация с этой компанией ограничивают перспективы политика.

Другой называвшийся кандидат — мэр Самары Георгий Лиманский недостаточно популярен в области и даже в самой Самаре: прошлым летом его сторонники потерпели поражение на выборах городской думы. Для Лиманского существует проблема сохранения его нынешней должности — ему не до борьбы за губернаторское кресло.

Еще называли спикера облдумы Сазонова, но он настолько откровенно связан с группой «СОК», что его перспективы не выглядели сколько-нибудь убедительными.

Эти три сценария могли реализоваться в случае досрочной отставки Титова, о которой много говорилось. Однако отставки не произошло, а фигуранты второго и третьего сценариев не готовились к соревнованию на длинную дистанцию, потому сейчас конкуренция за губернаторское кресло, по сути, вернулась к исходной точке.

Теоретически за губернаторское кресло может побороться Олег Сысуев, бывший мэр Самары, а затем вице-премьер федерального правительства и заместитель главы президентской администрации. Но он в город возвращаться не стремится, да и политический вес Олега Николаевича в последние годы значительно уменьшился.

В январе возник слух о таком кандидате, как вице-губернатор Московской области, бывший военный Алексей Пантелеев. Ужас местной элиты от такого предположения связан с тем, что соседней Ульяновской областью несколько лет управлял генерал Владимир Шаманов. Наконец, появилась информация, что Титов все-таки останется на губернаторском посту несмотря ни на что.

Усталость местных элит от губернаторской команды привела к тому, что ею в сотрудничестве с Администрацией президента был начат поиск свежего варианта. Критерии отбора кандидата: опытный управленец, человек новой формации, желательно ориентирующийся в том, как работает бизнес, узнаваемая на федеральном уровне фигура, имеющая опыт отстаивания интересов области. Политик, готовый занять пост губернатора, но при этом не ведущий борьбу с использованием запрещенных приемов уличной политики. И одновременно пользующийся доверием населения.

Такой фигурой предстал председатель думского Комитета по вопросам местного самоуправления, в прошлом вице-губернатор Самарской области Владимир Мокрый. Его имя называли и ранее, но он терялся в ряду претендентов, которые рассматривались как более вероятные.

Владимир Мокрый, как отмечают самарские политологи, имеет большой управленческий опыт. Он работал в комсомоле, затем перешел на должность заведующего промышленным отделом райкома партии. Позднее работал в обкоме, самарском горисполкоме и, наконец, в областной администрации. Там в должности вице-губернатора он курировал отношения с территориальными образованиями области до избрания депутатом Государственной думы по одному из самарских одномандатных округов в 1999 году (переизбран по тому же округу в 2003 году). Его коллеги по областной администрации вспоминают, что г-н Мокрый был основным разработчиком самарской реформы МСУ и воплощал ее на практике.

Владимир Семенович, как уже было сказано, глава солидного думского комитета (с 1999 года). В Администрации президента его считают одним из основных авторов федеральной реформы местного самоуправления и законодательства, легшего в ее основу. Эксперты отмечают европейский уровень понимания им проблем рыночной экономики и современного политического устройства (это, скорее всего, результат его исследований в области сравнительного правоведения европейских стран).

Владимир Мокрый, несмотря на ставшие модными в определенных кругах веяния по усилению командных методов, приверженец демократических принципов управления. Его принципиальность всегда ценили в кремлевских экспертных группах по вопросам государственного и муниципального управления, в работе которых Владимир Семенович неизменно участвует. Он пользуется большим авторитетом в европейских структурах: ПАСЕ и Конгрессе местных и региональных властей Европы.

В «Единой России», в думской фракции которой Владимир Семенович ведет активную работу, многие поддерживают Мокрого. На федеральном уровне «ЕР», по сведениям автора, выступают за выдвижение кандидатуры Владимира Мокрого на пост губернатора Самарской области.

Эксперты отмечают, что г-н Мокрый, оказавшись в Москве, не оторвался от проблем Самарской области. Так, в прошлом году он выступал с критикой областного правительства по вопросам социально-экономической политики. Владимир Семенович, будучи одним из активных членов «Единой России», оказывал поддержку Дмитрию Сивиркину, когда его смещали с поста регионального лидера единороссов. По оценкам местных аналитиков, весьма популярен в области телевизионный проект «Губерния Владимира Мокрого».

По данным авторитетного социологического исследования, Владимир Мокрый является вторым по уровню влиятельности политиком в области («40 самых влиятельных политиков», журнал «Дело», № 11 за 2004 год). 5% населения назвали его тем кандидатом на пост губернатора, кого может выбрать Путин (Фонд социальных исследований, ноябрь 2004 года).

Проводить программу модернизации Самарской области, возвращения ей звания столицы Поволжья — дело не из легких. Но сейчас для местной элиты и для Администрации президента ясно, что Владимир Семенович Мокрый — одна из лучших кандидатур для решения этих задач.