Олег МОРОЗОВ: кто разгребать все это будет?

Выступление Олега Морозова, заместителя председателя Госдумы РФ, по вопросу отставки правительства счесть лояльным кабинету министров сложно. Хотя, казалось бы, единоросс Морозов олицетворял сразу всех противников вотума недоверия кабинету министров.

— Олег Викторович, что из главного, по вашему мнению, не прозвучало в докладе Михаила Фрадкова?

— Фрадков, выступая в Думе, критично оценил работу правительства. Я бы даже сказал — очень самокритично. Хотя давайте будем честными. С момента начала реформ определенно наметились позитивные сдвиги. Сегодня гораздо меньше нареканий со стороны наших льготников по транспортному обслуживанию. Деньги поступили к транспортникам, конкуренция усилилась, снижаются тарифы на перевозки. Люди сегодня имеют реальную возможность получить деньги вместо льгот.

Тем не менее социальный климат в стране напряжен как никогда. Думаю, это объясняется недоработками при реализации реформ. Люди видят, можно сказать, халатное отношение к ним. Взять хотя бы тот факт, что льготников не смогли или не сочли нужным правильно сосчитать. Это серьезный просчет. Общество не должно захлебываться в реформах и воспринимать их как неизбежное зло!

Фрадкову, вместо того чтобы заниматься самобичеванием перед Думой, стоило бы больше внимания уделить сделанному в 2004 году. Только извлекая уроки из прошлого, можно не повторить ошибок в будущем. Мы, депутаты, тоже учимся на своих ошибках. Поэтому впредь не станем одобрять ни одного нововведения, пока не убедимся в наличии механизма, продуманного до последнего винтика. Я об этом говорил в Думе.

Нынешнее правительство с чьей-то легкой руки назвали техническим. Это сравнение, увы, оправданно. Наша фракция неоднократно упрекала кабинет в бухгалтерском отношении к реформам. Однако то, что прозвучало из уст Фрадкова с думской трибуны, обнадеживает. Он назвал важные приоритеты развития экономики страны. Все это дает основание думать, что правительство наконец прислушалось к критике со стороны «Единой России».

— Именно с подачи депутата Олега Морозова правительству отвели два месяца для «работы над ошибками»…

— Конечно, назначая правительству двухмесячный срок, я не ждал скорого светлого будущего. Но важно понять реакцию. Если она будет позитивная, мы обязательно подставим правительству плечо. Его нельзя сегодня оставлять один на один со страной, без парламентской поддержки — это было бы абсолютно несправедливо по отношению к народу. Да-да, именно к народу. Людям все равно, кто там виноват — Дума, конкретные министры или правительство в целом. Им нужен результат.

И есть надежда, что парламентский урок пойдет правительству на пользу.

— Перечислите, пожалуйста, вопросы, которыми, с вашей точки зрения, правительству следует заняться в первую очередь.

— Прежде всего обеспечить право граждан на денежное замещение так называемого социального пакета уже в этом году.

В данном вопросе надо исключить любое неравенство в правах бывших льготников, когда один получает выплаты из федерального бюджета, а другой — из регионального. Есть вопрос и о федеральной ответственности перед гражданами, подвергавшимися политическим репрессиям. Регионы здесь, понятно, абсолютно ни при чем. И наконец, необходимо уже в ближайшее время поставить под законодательный контроль тарифную политику естественных монополий и обеспечить адресную защиту наименее обеспеченных людей в ходе реформы ЖКХ.

— А вы уверены, что нынешний состав кабинета соответствует масштабности задач?

— Осенью прошлого года во время парламентских слушаний по закону о монетизации мы предупреждали правительство о возможных проблемах. Говорили, что есть ряд обязательных действий, которые должны сопровождать этот закон. Признаемся, что правительство сделало не все для обеспечения выполнения закона. К сожалению, уровень работы кабинета и прежде всего его финансово-экономического и социального блока сегодня не соответствует масштабу задач нашей страны.

Удар все больше смещается в сторону президента — в январе политических требований на улицах стало гораздо больше, чем экономических. Под вопрос ставится сама суть его курса. А это в большой степени результат ошибок кабинета министров.

— Ну так тем более стоит подумать о смене исполнителей…

— Одна из самых больших проблем исполнительной власти та, что она не спохватится, пока жареный петух не клюнет куда следует. Тут-то и выясняется, что, оказывается, закон можно нормально реализовать. Льготники перестают митинговать, начинают получать вовремя компенсации, исчезает раздражение. Вот и приходится парламенту выяснять: то ли у регионов что-то со слухом, то ли у правительства что-то с речевым аппаратом…

Повторюсь: нельзя обществу захлебываться в реформах! Народ не успевает «проглотить» одну реформу, как на него набегает «девятый вал» новых! И дело не в том, что их много. К сожалению, как мы убеждаемся, в каждой реформе есть и такая часть, которая не подготовлена как надо, не продумана до конца. Либо денег нет, либо организационного ресурса не хватает. Неумелое исполнение губит все, любые идеи и любые реформы. Б

Беседу вела Татьяна Кособокова