Московская четверка плюс 18 филиалов

Между качеством обучения юристов в стране и количеством нераскрытых дел существует прямая связь. Юридические вузы рады бы изменить ситуацию, но и у них не без трудностей. На вопросы нашего корреспондента отвечает ректор Московского нового юридического института Виктор Коростелев.

— Виктор Захарович, примерно год назад журнал «Босс» уже рассказывал о вашем вузе. Интересно было бы узнать новости.

— В целом 2004 год был для нас достаточно успешным. Решены принципиальные задачи. Во-первых, в 2004 году образовательный процесс проходил в четырех учебных корпусах вместо одного, что на улице Кржижановского. Новые корпуса открылись в административном районе Богородское, в Марьине и в районе ВДНХ. Продолжают учиться студенты и в старом корпусе на улице Кржижановского.

СМИ помогли нам информировать людей о новостях вуза. Поэтому в каждом из корпусов сейчас занимаются одновременно несколько групп студентов. Их готовят по программам высшего образования на дневных факультетах. Есть и среднее специальное образование, колледж. Идея приблизить обучение к тем, кто в нем заинтересован, будет развиваться нами и в будущем, в 2005 —2007 годах.

— В наши дни далеко не все могут приехать в Москву и поступить в вуз. Потенциальные Плевако и Кони, возможно, так и не реализуют свои незаурядные дарования…

— Филиалы в регионах уже созданы. Сейчас идет, и довольно успешно, очередная аттестация филиалов. Процедуру прошли, в частности, филиалы в Брянске, в Советске Калининградской области, в Новошахтинске. Государственная аттестация в очередной раз подчеркнула главное: образовательные услуги МНЮИ соответствуют государственным стандартам РФ.

— Что бы вы могли сказать о материальной базе института?

— Она была и остается объектом самого серьезного внимания. Московская четверка корпусов получила все необходимое техническое оснащение, в том числе и компьютерные классы. Практически закончилась комплектация структурных подразделений всех 18 филиалов — представительств вуза в европейской части РФ и за рубежом: в Белоруссии, Литве, Армении.

— Какие направления работы вы назвали бы приоритетными?

— Тенденции в образовании, как и в любой другой области, развиваются динамично. Поэтому на ученом совете МНЮИ принята достаточно широкая программа повышения качества образовательных услуг. Одно из приоритетных направлений — применение методов дистанционного обучения, связанных с современными электронными средствами. Они включают передачу информации и контрольных тестовых заданий, создание электронных учебников. Некоторые из них в настоящее время проходят апробацию в ряде филиалов.

— Даже отличный электронный учебник, согласитесь, не конкурент преподавателю…

— Об уровне нашего профессорско-преподавательского состава говорит тот, например, факт, что две трети педагогов имеют ученую степень и звание.

— Что для руководства вуза, его преподавателей является общей оценкой качества работы?

— Для нас высокая оценка – в том, что в ряде регионов на важных должностях успешно трудятся выпускники МНЮИ. Их можно встретить в судейских сообществах, в органах внутренних дел. Как пример могу привести: судейское сообщество Брянской области рекомендует своей судейской системе специалистов с нашим дипломом.

— Назовите основные проблемы вашего вуза.

— Очень сложными остаются вопросы согласования. Они возникали и в отношениях со структурными подразделениями на местах, и в Москве. Для их разрешения тесно взаимодействуем и с Минобразования России, и с органами управления.

Для нашего вуза очень важно иметь возможность развиваться именно в Москве. Но нам, по определению занятым образовательным процессом, собственники (как муниципальные, так и немуниципальные) никаких скидок не делают. В некоторых случаях арендная плата превышает все разумные пределы. Чем ближе к центру города, тем она больше. Владельцы зданий не отдают себе отчета в том, что вуз – не коммерческая организация, цели прибыли, выгоды она перед собой не ставит. А любое повышение таких постоянных составляющих среды обучения, как арендная плата, влечет автоматическое повышение стоимости образовательных услуг. В чем мы, естественно, не заинтересованы.

Мы прекрасно понимаем, что образование должно быть доступным для всех слоев населения, а не только для детей финансовой элиты. Тем более такое образование, как юридическое, где важнейшее — выработка именно гражданской, личностной позиции. Но этому надо учить. И как можно лучше учить.