Улан-Удэ — город солнца


Текст | Леонтий БУКШТЕЙН

В центре России живут по своим меркам и представлениям. За Уралом — по своим. А за Байкалом — и вовсе по житейским законам с сильным влиянием буддизма. Философский взгляд на мир, неторопливость в суждениях и почитание древних обычаев и обрядов сочетаются с предприимчивостью, динамичным подходом к бизнесу и устремленностью в завтрашний день.

Улан-Удэ (как и Бурятии в целом) не досталось разливанного моря нефти и несметных запасов газа. Нет и золота с бриллиантами. И угля тоже нет. Все энергоносители привозные, по высокой цене. Как и электроэнергия. Железнодорожные тарифы тоже кусаются. Здесь в основном действуют по принципу опоры на собственные силы: горожане и администрация Улан-Удэ не рассчитывают на помощь со стороны, все стремятся выпускать здесь же.

Если учесть, что основные градообразующие предприятия Улан-Удэ с момента своего создания зависели от союзного бюджета, то с изменением расклада в экономике страны в начале 90-х годов, с исчезновением госзаказа как такового они пострадали, и пострадали заметно. И только теперь, спустя годы, становятся на ноги, наращивают производство.

Последние десять лет пришлось искать прогрессивные решения и администрации города, которую возглавляет доктор экономических наук Г.А. Айдаев. Руководящему органу столицы Бурятии нужно было сформировать необходимые условия для стабилизации социально-экономического положения Улан-Удэ, увеличения доходов городского бюджета, обеспечения эффективной занятости населения и создания комфортных условий для его проживания в суровых условиях резко континентального климата.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что решать эти непростые проблемы муниципальной власти удается. Пять последних лет ведется упорная борьба за преодоление системного кризиса, поразившего экономику в целом в начале 90-х. Мало того, руководством администрации была поставлена задача перейти к динамичному развитию предприятий машиностроительной отрасли, пищевой и легкой промышленности, транспорта.

И все это пришлось делать на фоне появления и укрепления частной собственности, новых форм деятельности, изменяющейся структуры капитала. Конечно, ограниченные возможности городского бюджета не позволяют сколько-нибудь существенно влиять на финансово-хозяйственные итоги работы бывших муниципальных и государственных предприятий.

Стоит прибавить сюда и ставшие притчей во языцех не до конца продуманные межбюджетные отношения, несовершенную систему наделения мандатами органов местного самоуправления и их финансовое обеспечение. Но то, что городская администрация может сделать для бюджетообразующих предприятий, она делает.

Например, муниципальный заказ 2003 года в объеме 1,2 млрд руб. был распределен между предприятиями города, имеющими хорошие показатели роста и развития. Принята здесь и такая практика: ежегодно администрация Улан-Удэ и крупные предприятия заключают соглашения, где прописываются обязательства последних увеличивать производство, создавать новые рабочие места, повышать отчисления в бюджеты всех уровней. И городу есть с кем и о чем договариваться: за последние пять лет количество прибыльных предприятий удвоилось, они составили более половины всех производств. В 2003 году было заключено 27 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями промышленности и связи.

Изменения в жизни города хорошо видны на примере динамики изменения структуры его промышленности за последние пять лет. В 1998 году теплоэлектроэнергетика составляла 56,5%. Это означало, что затраты на обогрев и освещение, а также на производство (которое в тот год находилось в состоянии стагнации) были непомерно велики. Учитывая высокие забайкальские тарифы на электроэнергию, можно констатировать, что город тратил гораздо больше электроэнергии, чем мог себе позволить. Но в условиях зимы, длящейся по восемь-девять месяцев в году, экономить на теплоносителях никак не удается.

В то же время машиностроение и металлообработка, традиционно сильные отрасли городской промышленности, стагнировали: они занимали всего 20,8%. Затем начался их подъем: 1999 год — 27,1%, 2000-й — 39,4%, 2002-й — 52,2%, 2003 год — 59,4%. Соответственно снижалась доля выработки и, следовательно, потребления электроэнергии и тепла: от 56,5% в 1998 году до 25,5% в 2003 году.

Можно отнести на счет главы администрации города и тот отрадный факт, что, несмотря на не самые благоприятные условия, продолжался рост инвестиций в основной капитал. Как известно, инвесторы в значительной мере учитывают в своих планах и так называемый человеческий фактор, то есть кто в городе решает ключевые проблемы и кто принимает наиболее важные решения. Логично сделать вывод, что администрации города инвесторы верят, на предложения направлять средства в городскую экономику отвечают позитивно. Например, в 2003 году темпы роста инвестиций по сравнению с показателями 2002 года составили 120%, а по сравнению с 1998 годом и вовсе увеличились в 2,2 раза. В том же 2003 году город привлек в развитие отраслей экономики инвестиции в основной капитал в размере 1826,1 млн руб. В действующих ценах эта сумма превысила уровень 1998 года в 5,8 раза. Таким образом, установлен своеобразный рекорд по Восточно-Сибирскому региону, сопоставимый только с инвестициями в топливно-энергетический комплекс и алмазодобывающую промышленность.

Куда же инвестируют собственники бизнеса в Улан-Удэ? Статистика отображает довольно оптимистичные тенденции: теперь в городе меньше строят промышленных зданий и больше занимаются переоснащением производства. Если пять лет тому назад на эти цели расходовалось 24,6% инвестиций в основной капитал, то в 2003 году уже 53%. Можно констатировать, что улан-удэнские предприниматели идут по пути интенсификации производства и внедрения энергосберегающих технологий. Так и хочется сказать словами многократно обруганного классика: верной дорогой идете, товарищи! И что немаловажно, обновление основных фондов ведется за счет закупок отечественного оборудования. При этом в течение ряда лет главным источником инвестиций в основной капитал были собственные средства предприятий, но в 2003 году произошел некий перелом: существенную роль стали играть привлеченные средства. Банковский капитал нарастил свое участие почти в четыре раза, а взаимное кредитование предприятий по сравнению с 2002 годом выросло в 2003 году почти в 15 раз!

Цели инвестирования вполне совпадают с целями, провозглашенными городской администрацией. Больше всего средств поступает в отрасли, производящие промышленные товары и продукты питания, в строительство и лесное хозяйство. Это 55% общего объема инвестиций в основной капитал. Но вместе с тем налицо снижение данного показателя почти на треть, что аналитики приписывают увеличению объемов инвестиций в основной капитал, направляемый в отрасли по оказанию рыночных и внерыночных услуг.

Существенный для Улан-Удэ вопрос: а как инвестируют социальную сферу? Объем инвестиций в эту чувствительную для горожан область возрос и составил в 2003 году 276,9 млн руб. Это шестая часть всех инвестиций в основной капитал. И в строительстве неплохо работают средства инвесторов: объем работ, выполненных предприятиями города собственными силами по договорам строительного подряда по всем отраслям экономики города, составил 1,4 млрд руб.

И последнее, о чем нужно сказать, касаясь темы инвестиций (последнее по порядку, но не по значению для каждого горожанина), — инвестиции в строительство жилья, повышение комфортности жизни, улучшение тепло-, электро- и водоснабжения. Извечная российская проблема, доставшаяся в наследство от СССР, — это возведение жилья. Теперь уже не просто жилья, а жилья комфортабельного, отвечающего всем современным требованиям. В данном смысле 2003 год оказался очень продуктивным.

На строительство жилья было направлено 116 млн руб. — в 3,6 раза больше, чем за пять лет до того. Введение 75 тыс. кв. м жилья за год — это почти наполовину больше, чем в 1998 году. И здесь есть благоприятная и знаковая тенденция: сами жители города строят все больше. Если в 2000 году индивидуальные застройщики возвели для себя 36,4 тыс. кв. м, то в 2003-м — уже 53,5 тыс. кв. м. Что говорит и о росте доходов, и о содействии городской администрации самостоятельному решению населением жилищной проблемы. На фоне постоянного сокращения бюджетных средств, выделяемых на строительство жилья, этот путь, выбранный властями Улан-Удэ, представляется перспективным.

В городе принята муниципальная программа реконструкции ветхих сетей и коммуникаций. Значительная ее часть отведена ремонту теплотрасс и объектов муниципальной собственности, таких, как стадион им. 25-летия БурАССР.

И еще об одном аспекте деятельности городских властей, который показателен для всех без исключения крупных городов: организация торговли и предоставления услуг населению. В Улан-Удэ потребительский рынок развивается высокими темпами: за пять лет розничный товарооборот вырос в 4,6 раза, что обусловлено не менее энергичным ростом доходов населения. Да и прирост в торговых сетях довольно существенный: в 2002 году открыто 48 магазинов, в 2003-м — 62 плюс 24 предприятия общественного питания и 14 — бытового обслуживания.

Конечно, у города масса проблем, в муниципальном бюджете не хватает средств на все задуманные проекты. Но как нельзя разом сделать счастливыми всех вокруг, так и сложно добиться высокого качества жизни в отдельно взятом городе. Даже таком, как Улан-Удэ, где, как утверждает статистика, солнечных дней больше, чем в Сочи. Здесь даже есть ОАО «Институт солнечной энергетики». Эта положительная энергетика присуща городу, который уверенно смотрит в будущее.