Еще раз о губернских выборах


Текст | Николай БЛИНОВ

Вступил в силу Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”».

Закон был принят в третьем чтении Государственной думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом Российской Федерации.

В соответствии с новым законом главы регионов (главы исполнительной власти), то есть губернаторы, будут избираться не на прямых выборах, а законодательными собраниями по представлению президента Российской Федерации.

Закон устанавливает порядок и сроки внесения президентом РФ предложений о кандидатуре главы исполнительной власти. Он определяется этим документом как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а его избрание — как «наделение гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».

Предложения о кандидатуре главы региона вносятся президентом РФ в законодательный (представительный) орган субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Перед внесением президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в законодательном (представительном) органе проводятся соответствующие консультации по предложенной кандидатуре. Данной нормы в президентском законопроекте не было, ее внесла Государственная дума.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ рассматривает предложенную президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней. Решение по предложенной кандидатуре считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) собрания субъекта РФ. В случае когда Конституцией (Уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный парламент, решение считается принятым при количестве голосов, составляющем более половины от фиксированного числа депутатов каждой из палат.

При отклонении законодательным (представительным) собранием представленной кандидатуры либо при непринятии по ней решения в установленный срок президент РФ в семидневный срок вносит повторное предложение по кандидатуре.

При двукратном отклонении кандидатуры (или кандидатур) президент РФ после соответствующих консультаций в течение месяца вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более шести месяцев.

Временно исполняющий обязанности главы региона не может распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, а также вносить предложения об изменении Конституции (Устава) субъекта РФ.

В случае третьего отклонения кандидатуры, представленной президентом РФ, он имеет право распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Таким образом, в принятом законе оказалась смягчена норма о роспуске законодательных собраний. В первоначальном варианте предусматривался роспуск собрания после двукратного отклонения кандидатуры.

Оставлены без изменения содержащиеся в президентском законопроекте основания для отстранения от должности глав регионов: ненадлежащее исполнение обязанностей и выражение недоверия президентом РФ.

Закон, как и президентский законопроект, устанавливает переходное положение. В соответствии с ним положения закона в части, касающейся порядка наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, не применяются в том случае, если выборы главы региона назначены до вступления в силу данного закона.

Ранее избранные высшие должностные лица субъектов РФ сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они избраны.

Кто и как

Принятый закон, точнее, еще законопроект, на стадии обсуждения вызвал, пожалуй, наибольший интерес как политиков, так и прессы. Подобного резонанса не было даже у закона о монетизации льгот и достаточно «темной» пенсионной реформы, казалось бы напрямую касающихся большинства населения.

Причина понятна. Подписан первый закон со времени избрания В. Путина, призванный радикально изменить реальное соотношение властных полномочий центра и регионов, — своего рода проба сил, которая может вылиться в еще более радикальные действия по установлению властной вертикали. Оппозиция (и «правая», и «левая») отлично понимает это, отсюда столь бурная, местами истеричная реакция.

Противники закона обвиняют его в недемократичности, неконституционности, в обосновании узурпации власти. Хватает комментариев и по поводу его нецелесообразности и несвоевременности: не просчитаны последствия, в перспективе способные привести чуть ли не к развалу страны. Закон грубо попирает права регионов и конституционный принцип федерального устройства.

Подробно о соответствии закона Конституции РФ и постановлениям Конституционного суда уже писалось в октябрьском номере журнала «БОСС». Ничего принципиально нового после принятия Государственной думой поправок в этом документе не появилось.

Оставляя вопрос о целесообразности, своевременности и последствиях закона политикам и публицистам, остановимся еще раз на отдельных положениях Конституции, которые, с точки зрения его критиков, грубо попираются.

Главное обвинение — нарушается установленное Основным законом право граждан на прямые выборы. Бесспорно, чисто теоретически прямые выборы являются более демократичными, чем косвенные, через законодательные собрания, то есть через представителей, хотя Конституция не делает различий между этими видами выборов.

Но это теоретически. На практике же декларированное право и возможность его реализации — две разные вещи. Почему-то забывают, что предложенные президентом РФ меры как раз и вызваны наиболее распространенными, причем именно в регионах, фактами грубого нарушения прав и свобод граждан.

Даже если рассматривать новый закон как некое ограничение прав и свобод (хотя, повторюсь, на чисто теоретическом, а не на правовом уровне), Конституция это допускает. Ст. 55 ч. 3 Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Вопрос в том, кто и как оценивает положение в стране и регионах, и устраивает ли оно их. Нет сомнений, что нынешняя ситуация делает необходимыми такие ограничения (настоящий закон, еще раз подчеркну, строго соответствует Конституции). Это, к сожалению, реальность: сегодня мы являемся единственной в мире страной, имеющей национально-территориальное деление. Постоянно находиться под угрозой распада страна не может.

Закон призван покончить со всевластием тех губернаторов, которые поставлены на «кормление» местными кланами чиновников и бизнесменов. По мнению В. Милитарева, вице-президента Института национальной стратегии (ИНС), новый документ способен помочь в ликвидации этого «второго этажа олигархии».

Критики закона, радея о соблюдении Конституции, забывают упомянуть о том, что ей противоречил именно ранее действовавший закон. Новый же положение исправил. Б

Автор — юрист, независимый эксперт