СНГ и 2004-й


Текст | Наталья Павлова, Константин Затулин

Недавние события в Украине и прошлогодние события в Грузии продемонстрировали усиление влияния США и Евросоюза на постсоветском пространстве. Но это усиление сделало более отчетливым тот факт, что положение России на постсоветском пространстве остается определяющим. Ведь никакие события на территории бывшего Советского Союза не могут преодолеть или сократить разность потенциалов бывших союзных республик. Россия – единственное государство среди стран СНГ, способное полагаться на собственные силы.

Очевидно, что в СНГ продолжается размежевание на государства, видящие свою опору в союзе с Россией, и на те, которые, не обладая ее потенциалом и возможностями, рассчитывают на поддержку мировых центров силы. Влияние Соединенных Штатов, государств Западной Европы и других стран, соседствующих со странами Содружества, на политическую и экономическую ситуацию в СНГ неоспоримо, продолжает Константин Затулин. Американцы открыто называют те или иные регионы бывшего Советского Союза, в частности Центральную Азию и бассейн Каспийского моря, зоной своих интересов. В этом – корень происходившего (и происходящего) и в Грузии, и в Молдове, и в Украине.

У кого плечо надежнее

Во многих государствах СНГ национальная элита пытается избавиться от «остаточного влияния» России – ее культуры, русского языка – и одновременно войти в организации типа НАТО, претендовать на вступление в Европейский союз. Расширение этих организаций – процесс, начавшийся не сегодня. То, что Литва, Латвия и Эстония вступят в НАТО и Европейский союз, было очевидно уже несколько лет назад. Россия за это время могла бы решительно поставить вопрос о положении русского и русскоязычного населения в перечисленных странах. Однако, по словам Константина Затулина, всякая попытка занять более жесткую и осмысленную позицию в данном вопросе у нас душилась собственными руками.

Это делалось вроде бы из лучших побуждений, из желания продемонстрировать свою цивилизованность, не портить отношений с Западом. Но итог оказался плачевным. При более целенаправленной внешней политике, когда политические шаги подтверждаются экономическими, он мог быть иным. Мы расплачиваемся за советское прошлое, есть чувство вины, есть Чечня. И Америка нам здесь не пример, хотя она, как и прежде, продолжает вмешиваться во внутреннюю жизнь других государств, маскируя собственные интересы необходимостью защищать пресловутые права человека.

Новая ситуация

Отличительная российская черта – умение сопротивляться сложившимся, казалось бы, безвыходным обстоятельствам. Взять, например, актуальную тему Украины. Она давно желает членствовать в НАТО, и год за годом Россия пытается – путем уступок и поблажек – убедить украинское руководство в том, что пророссийская ориентация куда выгоднее проамериканской. Украина выслушивает с удовольствием, получает экономические преференции, когда дело касается отсрочки и списания долгов или продвижения каких-либо украинских товаров на российском рынке. И при этом нисколько не ставит под сомнение новоявленную евроатлантическую солидарность.

Вот, например, в преддверии украинских президентских выборов ратифицирован целый пакет договоренностей с Украиной. Затулин убежден, что решение этого вопроса основано на ложном анализе. Уже к лету 2004 года судьба выборов в Украине была в значительной степени предрешена, и предрешена не в нашу пользу.

Получается, что сделанные Россией уступки и шаги навстречу принесут выгоду прозападно настроенным политическим силам. Причем теперь с Россией и вовсе незачем церемониться: все наши козыри в российско-украинских отношениях пожертвованы в пользу гиблого дела ее прежней власти. Единственный безвозвратный ресурс – время, которое ушло впустую, а ведь его можно было использовать для помощи пророссийским силам, их консолидации, осовременивания.

Тихие призывы

У России не может быть никакого удовлетворения исходом дела в Аджарии. Аслан Абашидзе был одним из немногих политических деятелей Грузии, выступавших за развитие отношений с Россией. В этом вопросе он преследовал свой интерес, свою выгоду – экономическую, инвестиционную, политическую, но по-другому в мире и не бывает.

Законно избранный Абашидзе потерпел поражение. По мнению Затулина, в откликах на аджарские события содержалось довольно много благоглупостей. Это относится и к публикациям в российской печати, и к выступлениям его коллег в Госдуме. Максимум, что российская сторона сумела публично выдавить из себя, – призыв отказаться от кровопролития!

Глубинная причина конфликта видится Константину Затулину в том, что с 1991 года правительство Грузии осуществляет порочный план создания унитарного государства – «Грузии для грузин». Но ведь Грузия, в отличие, скажем, от Армении, никогда не была мононациональным государством. Фактически эта территория являлась квазигосударственным образованием только в Cоветском Союзе, во времена Грузинской ССР. Никто всерьез не спрашивал тогда воли абхазского или осетинского народа. Но пока существовала советская власть, проблема не выходила на первый план. Хотя каждые десять лет в Абхазии вспыхивают волнения, направленные против руководства автономией из Тбилиси.

С тех пор как Советский Союз развалился, на поверхность всплыли все национальные противоречия. Политический деятель, который понимает, что Грузия – сложносочиненное государство, проходящее тест на право быть независимым, должен думать о реальной автономии, реальном федерализме. Но и при улыбчивом г-не Саакашвили, и при хмуром г-не Гамсахурдиа проводится один и тот же курс – превращение Грузии в унитарное государство.

Посев и всходы

Все то, что сейчас происходит, представляет собой всходы посева, осуществленного 10-15 лет назад. До сих пор не все понимают, что мы оказались в ситуации, в которой не жили несколько сотен лет. В какой мере нынешние границы России гарантируют ее безопасность, ее свободное экономическое развитие? Правда, надо признать, что не впервые в связи с внешнеполитическими обстоятельствами Россия не обладает в полном объеме возможностями принятия решений. Надо обратить внимание на имеющиеся резервы.

Союзниками России в СНГ прежде всего являются народы, а не политические верхи, получившие в результате раздела Советского Союза и власть, и собственность. Пока же российское руководство предпочитает встречи с президентами «без галстуков».

Есть проблема 20 млн русских на территории бывшего СССР. Но эта проблема распадается на целый ряд вопросов. При реорганизации Правительства РФ ликвидирована Комиссия по делам соотечественников, ее заменил межведомственный комитет при МИДе. Миграция – единственный источник пополнения населения России – сегодня оказалась в ведении правоохранительных органов. А правоохранительные органы проверяют документы, а не создают условия для переселения русских, скажем, из Туркмении или Центральной Азии, где им вообще сейчас нечего делать.

Применительно к СНГ вопрос об исполнении обязательств и о доверительных отношениях не решается. Соответственно Россия не получает выгод и преимуществ, которые могла бы получить. И так, увы, по множеству направлений.

Константин Затулин – директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы