Новые нормативные акты


Подготовила Кира Ремнева

10 декабря 2004 – 15 января 2005

Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”»

Согласно новому закону, минимально необходимая численность политический партий увеличена в пять раз – с 10 до 50 тыс. членов. При этом партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. Их минимальная численность также увеличена в пять раз – со 100 до 500 членов. Остальные региональные отделения не могут состоять менее, чем из 250 человек (ранее 50).

Партии, зарегистрированные до принятия указанного закона, обязаны привести свою численность в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2006 года. В противном случае партия будет преобразована в общественное объединение, а то и вовсе ликвидирована.

Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”»

Согласно внесенным изменениям, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяется по представлению президента РФ соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Новым законом устанавливаются порядок и сроки внесения президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ и рассмотрения вопроса законодательным органом субъекта РФ. Такое предложение вносится за 35 дней до окончания срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, а законодательный орган субъекта РФ рассматривает его в течение 14 дней. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов законодательного органа субъекта РФ, в двухпалатном законодательном органе – более половины установленного числа депутатов (членов) каждой из палат. Также предусматриваются порядок и сроки повторного внесения предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ и его рассмотрения законодательным органом субъекта РФ в случае отклонения представленной кандидатуры законодательным органом субъекта РФ.

Кроме того, определяется порядок назначения президентом РФ в ряде случаев временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ. Также уточняются основания и порядок временного отстранения высшего должностного лица субъекта РФ от исполнения его обязанностей.
Изменен порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в отдельных случаях: после вынесения предупреждения президент РФ вправе указом распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Устанавливается переходное положение, когда статьи федерального закона в части, касающейся порядка наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, не применяются в случае, если выборы высшего должностного лица субъекта РФ назначены до вступления в силу указанного федерального закона. Высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), избранные до вступления в силу названного федерального закона, осуществляют свои полномочия до истечения их установленного срока.

Федеральный закон от 16 декабря 2004 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации” и Федеральный закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации” и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»”»

Согласно принятым изменениям члены Совета Федерации – представители от однопалатных законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ избираются не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе нового созыва. Представители от двухпалатных законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представители от указанных органов, формируемых путем ротации, избираются со дня истечения срока, на который были избраны предыдущие представители соответствующих органов.

Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, назначаются не позднее трех месяцев со дня вступления в должность соответствующего высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

По представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Постановление Конституционного суда РФ от 15 декабря 2004 года «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона “О политических партиях” в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации “Православная партия России” и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина»

Согласно оспариваемому положению, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под ними понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

По мнению заявителей, данное положение нарушает свободу объединений и принцип равноправия в ее реализации. Оно не согласуется со ст. 13 (ч. 5) Конституции РФ, закрепляющей основания, по которым в Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений.

Конституционный суд РФ разъяснил, что использование политической партией в своем наименовании слов и выражений, имеющих прямое отношение к какой-либо религии или национальности, непосредственно связывается с соответствующими идеологическими установками, программными принципами и целями. Если содержание устава и программы политической партии не подтверждает, что партия создается по религиозному или национальному признаку, то слова, указывающие на ее национальную или религиозную направленность, не должны употребляться и в названии партии.

Оспариваемый пункт признан не противоречащим Конституции РФ в части, не допускающей создания политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.