Культура, искусство и образование: возможные сценарии развития


Текст | Раиса Пшеничникова

Административная реформа России сегодня формирует качественно иные условия развития культуры, искусства и системы непрерывного художественного образования. Радикальная трансформация всей социально-культурной сферы, процессы стандартизации, унификации, постоянно меняющаяся нормативная база создают совершенно иное откружение для существования традиционных культур, национальных традиций, профессионального искусства и художественного образования в нашей стране. Особую угрозу здесь представляет зависимость нравственных, моральных ценностей человека от уровня его материального благосостояния. Кроме того, отсутствие каких-либо серьезных исследований в плане проектирования и прогнозирования возможных сценариев их развития еще более усугубляет данную проблему.

Сегодня духовный, интеллектуальный потенциал России, сосредоточенный в религиозных конфессиях, общественных организациях, в сфере науки, искусства, литературы, в культурных национальных традициях, не имеет возможности достаточно весомо влиять на законы и приоритеты в жизни общества. Активное воздействие на людей социальных коммуникаций, новых технологий, Интернета, виртуальной культуры, рынка «спиритуальных товаров», эзотерических культур привело к формированию совершенно иной информационно-образовательной и культурной среды в обществе.

Это в конечном счете порождает немало социально-психологических противоречий, которые оказывают влияние на современного человека, желающего получить знания и развить себя как человека культурного. Вместе с тем статус культуры и искусства в нашей стране крайне низок, и потому ученые отмечают целый ряд разрушительных тенденций в этой области. К тому же размывается кадровый состав и снижается его качественный уровень за счет оттока специалистов в зарубежные страны.

С другой стороны, наблюдается рост национального самосознания, выражающих в интенсивном развитии традиционно-национальных культур, в возврате к своим истокам, своим корням, своим предкам, но на качественно ином уровне по сравнению с предыдущей историей их развития.

В результате все большее число людей вовлекается в данный процесс, что, естественно, содействует изменению массового сознания. Кстати, надо сказать, что именно архетипическое, ритуализированное и мифологическое мышление нашего времени способствует формированию нелинейного мышления, создает новую среду – синергетическую, связанную с поиском конструктивных принципов коэволюции сложных систем. Можно утверждать, что уход от многообразия национальных культур, в которых зафиксирован гений каждого народа и этноса, будет являться реальным тормозом в развитии как человеческого ресурса, так и качества жизни.

Далее следует отметить, что современная трансформация культуры и культурного пространства связана с формированием «древне-новых» моделей поведения и жизни человека. По сути, мы имеем дело с появлением новой теории ритуала как «древне-нового», или духовного, знания. Отсюда и потребность в расшифровке закодированных в древних культурах знаний.

Большое значение в осмыслении возможных сценариев развития культуры, искусства и художественного образования имеет фундаментальный труд «Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты» (М., 2000). Крупнейшие ученые, составители данного научного труда, рассматривают концепцию устойчивого развития России, ее субъектов и регионов в контексте проблемы глобальной безопасности и новых моделей развития цивилизации. Такой подход позволяет анализировать возможные сценарии развития культур и художественного образования России с учетом мировых процессов, в их взаимодействии и взаимосвязи.

Особое внимание следует обратить на раздел, касающийся вопросов духовно-нравственных ценностей, образования и науки в обществе устойчивого развития. В нем вводится ряд новых терминов и понятий, таких, как «индекс гуманитарного развития», из пяти показателей которого три связаны с уровнем культуры и образованности населения; «качество жизни», определяющее взаимоотношения человека и общества, человека и природы на основе гармонизации и реализации духовного и творческого потенциала каждого; «сфера разума», чья сущность выражается в изменении общественного сознания в сторону понимания ответственности каждого человека за последствия собственной деятельности, особенно перед будущими поколениями, а так же формировании у людей взгляда в будущее, а не только в прошлое. Предстоит огромная работа по открытию для современного человека различных кодовых систем культуры, связанных со становлением целостной картины мира. Если допустить исчезновение хотя бы одной из культур, картина мира окажется неполной. Идея диалога цивилизаций, диалога культур (Лев Выготский, Владимир Библер, Александр Суббето и др.) рассматривается как стратегическая составляющая ухода от одностороннего линейного мышления к многостороннему и многообразному. По сути, это еще один из предполагаемых сценариев развития культуры и человека в современных условиях. Именно генетические характеристики этносов и древние культурные традиции ставятся во главу угла в вопросах развития качества человеческого ресурса. Сегодня в мире существует движение «За развитие Человеческого Потенциала». В нем принимали и принимают участие многие выдающиеся умы современности (Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Вильгельм Райх, Станислав Грофф и др.). Основной смысл этого движения заключается в напоминании о том, что все мы должны научиться пробуждать собственный потенциал, который дремлет в нас. Различные формы ритуала, театра, церемонии, медитации и визуализации (то есть эзотерическая культура) могут ускорить данный процесс, но главное – «повторное» открытие духовного и универсального измерения в нашей повседневности. Этот поиск становится индивидуальным путешествием духа. Обобщая исследования по проблеме «карты внутреннего пространства», Невилл Друри подчеркивает, что «классический дуализм “субъект – объект” является устаревшим методом для научного наблюдения» и ему надо предпочесть системы саморазвития, разработанные в различных эзотерических науках.

Особую озабоченность сегодня вызывает судьба непрерывного художественного образования в России. Анализ показывает, что именно художественное образование все в большей мере приобретает черты сценария, элементы будущей новой модели образования, символом и структурным центром которой становится миф всех времен и народов о «магическом древе – древе жизни и знания».

Доказательством служит все более активно развивающаяся философия культуры. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно проанализировать материалы круглых столов и обсуждений ученых. В трудах известных эзотериков, в частности в исследовании Бориса Муравьева, отмечается, что развитие будущей цивилизации связано со всеобщим возрождением всех культурно-исторических типов через взаимопонимание, которое основывается на общественно осознанном гнозисе. «Мы придем к расцвету национальных культур в единой мировой цивилизации – к творчеству великого принципа человеческого братства», – считает этот ученый (Муравьев Б., Гнозис, Т. 3. Эзотерический цикл. Киев, 1998. – с. 41).

Являясь свидетелями глубокой трансформации социальной сферы в результате действия процессов стандартизации и унификации, особенно в сфере художественного образования, мы видим развитие мощной тенденции, которую можно обозначить как стремление к единообразию. Понятно, что делать это нас заставляет необходимость вхождения в мировое образовательное пространство, особенно в связи с подписанием Россией Болонской декларации.

Тогда возникает вопрос, как быть с расцветом национальных культур, которые связывают с духовно-нравственным воспитанием, эволюцией человека и формированием новой информационной культуры. С одной стороны лежит американская модель образования, с другой – европейская, а наша модель – посередине, мы евразийская страна. Здесь, к сожалению, нет никаких исследований интеграционного характера, есть лишь небольшие, локальные, но они, по сути, не дают ответа на вопрос о сценарии развития системы художественного образования.

Вместе с тем знаменитый Иоганн Фихте в своей фундаментальной работе «Назначение человека» говорит о том, что главной познавательной способностью людей является творческая фантазия. Существующая система художественного образования как раз и занимается ее развитием. В этом плане накоплен уникальный опыт, методики, технологии.

Следует отметить еще одну проблему, связанную с предполагаемым сценарием развития культуры, искусства и художественного образования, – это вопросы сохранения культурного и природного наследия.

Интерес к тому, как происходит моделирование образа, стиля, знаковой системы будущего, прошлого и настоящего, обусловлен также развитием виртуальной философии, психологии и образования. В определенной степени эта проблема начинает решаться в рамках нейролингвистического программирования и практической психологии. Известный философ Рудольф Штейнер подчеркивал, что «никто не мог бы иметь собственных мыслей и идей, если бы не был ясновидящим, ибо в обыкновенных мыслях и идеях с самого начала содержится жемчужина ясновидения», то есть в культурно-духовном наследии содержится масса таких жемчужин. Отсюда вытекает глобальная задача структурной реорганизации всего культурно-духовного наследия, связанной с развитием науки о культуре, наследии, ее методах и методологии и с эволюцией самого человека.

Автор – ректор Федерального государственного образовательного учреждения ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»