Григорий БАЛЫХИН: cистема профессионального образования не отражает реальной потребности в специалистах


Беседу вела Анастасия Саломеева

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) создано меньше года назад. И фактически с первых дней оно занимается важнейшими для нашей страны вопросами: модернизацией системы образования, перестройкой рынка образовательных услуг, повышением качества образования. О том, как идет эта работа, рассказывает руководитель агентства Григорий Балыхин.

– Григорий Артемович, какие первоочередные задачи стоят сегодня перед возглавляемым вами ведомством?

– Если попытаться кратко сформулировать возлагаемые на наше агентство функции по реализации государственной политики в области образования, то они могут быть сведены к двум основным. Первая – организация деятельности образовательных учреждений по оказанию государственных услуг в данной области. Вторая – реализация прав собственника федерального имущества, необходимого для осуществления полномочий Рособразования и подведомственных ему учреждений, организаций и предприятий в установленной сфере деятельности.

Основными задачами агентства в 2004 году являлись создание условий, обеспечивающих бесперебойное успешное функционирование сети подведомственных ему образовательных и иных учреждений, организаций и предприятий, отвечающих за реализацию государственных услуг в сфере образования; завершение работы по разграничению ответственности и полномочий, относящихся к сфере деятельности агентства в новой структуре органов государственной власти; выполнение первоочередных мер по совершенствованию системы образования в свете требований, изложенных в Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию, в соответствии с решениями Правительства РФ, приказами и поручениями Минобрнауки России.

В результате проделанной работы все подведомственные агенству образовательные учреждения обеспечили завершение 2003/04 учебного года, проведение всех запланированных мероприятий по подготовке к новому учебному году, успешно осуществили прием 2004 года на первый курс вузов и средних специальных учебных заведений. Закончена работа по передаче большинства учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации.

В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы по Федеральной программе развития образования на 2004 год выделен лимит капитальных вложений в объеме 1 млрд 264 млн 065 тыс. руб. на строительство профессиональных образовательных учреждений. За прошедший год были сданы корпуса Липецкого государственного технического университета, учебный корпус Северо-Кавказского горно-металлургического университета, пусковые комплексы Кубанского, Пермского, Ульяновского, Южно-Уральского государственных университетов и ряда других. Всего же в 2004 году введено более 200 тыс. кв. м учебно-лабораторных площадей.

В соответствии с ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 и последующие годы» в прошедшем году осуществлялось восстановление учреждений образования, объем лимитов государственных капитальных вложений составил 303,82 млн руб.

После передачи агентству функций государственного заказчика по федеральным целевым программам в области образования нами было проведено 76 конкурсов (причем в достаточно сжатые сроки), по результатам которых реализовано государственных контрактов на сумму 8005,4 млн руб.

В настоящее время подводятся итоги эксперимента по реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Он помог выявить эффективные вариативные модели модернизации сети сельских школ.

Помимо этого, наше агентство принимает участие в широкомасштабных экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, по переходу отдельных вузов на финансирование с использованием государственных именных финансовых обязательств.

Среди крупных мероприятий, проведенных с участием Федерального агентства по образованию, хочу отметить всероссийский форум «Образовательная среда», II Всероссийский студенческий форум в Томске, международную выставку «Российские университеты в ХХI веке», ряд мероприятий, посвященных празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Это, в частности, всероссийская эстафета и всероссийский слет юных патриотов «Равнение на Победу!», всероссийский финал военно-спортивной игры «Победа», встречи с ветеранами фронта и тыла, проходившие под девизом «Во славу Великой Победы», всероссийская «Вахта памяти-2004».

– А какие планы у агентства на 2005 год?

– В новом году мы продолжим работу по реализации основных направлений, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Федеральное агентство по образованию в качестве приоритетов своей деятельности в 2005 году и далее видит следующие задачи: повышение качества и усиление практикоориентированного характера профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда; осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российской высшей школы в Болонский процесс; значительное обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений профессионального образования. Не менее важны разработка и развитие экономических механизмов в образовании, внедрение апробированных моделей финансирования; модернизация системы межбюджетных отношений с учетом предусмотренного законодательством перераспределения полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Самое пристальное внимание будем уделять совершенствованию управления образованием на основе принципов стратегического менеджмента, бюджетирования, ориентированного на конечный результат, внедрения современных информационных систем и баз данных, систем электронного документооборота и поддержки принятия решений, развития государственно-общественного характера управления образованием.

Чрезвычайно актуальны сегодня выработка механизмов интеграции образования и научной деятельности, создание научно-образовательных центров, технопарков и бизнес-инкубаторов для осуществления взаимодействия системы образования и инновационной экономики.

На реализацию вышеперечисленных задач будут направлены такие планируемые агентством крупные акции, как традиционный Российский образовательный форум, форум «Образовательная среда», международная конференция «Инновационные процессы в высшем образовании», комплекс мероприятий, посвященных празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне, Российский слет студенческих стройотрядов и многие другие.

– Одна из целей происходящей в стране модернизации образования – интеграция российских вузов в европейскую образовательную систему. Каким образом, на ваш взгляд, можно этого достичь?

– В последние годы федеральными органами исполнительной власти с участием российских высших учебных заведений сделано немало полезного для решения задач, способствующих вхождению отечественной системы образования в качестве полноправного партнера в мировое образовательное сообщество.

Среди приоритетов развития высшего профессионального образования наиболее актуальным является реализация комплекса мер по обеспечению государственных гарантий доступности качественного высшего профессионального образования, по созданию условий для повышения его качества, по совершенствованию содержания этого образования. В числе таких мер: введение государственных образовательных стандартов нового поколения, в соответствии с которыми сформирован банк учебно-методической литературы по 256 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, а также активное внедрение информационных образовательных технологий, развитие реальной многоуровневой системы высшего образования, инновационных систем оценки качества знаний и аттестации студентов, введение зачетных единиц (учебных кредитов) в образовательном процессе, реализация моделей непрерывного образования в течение всей профессиональной карьеры.

Реализация этих и ряда других мер позволит системе российского образования, обладающей богатыми классическими традициями, колоссальным творческим потенциалом, фундаментальностью знаний и системностью их изложения, выйти на очередную ступень своего развития и занять достойное место среди других передовых образовательных систем мира.

Однако стоит отметить, что участие России в Болонском процессе вызывает неоднозначное отношение в обществе, особенно с той точки зрения, что российские ученые получат возможность продавать свою интеллектуальную собственность на Западе и таким образом узаконится процесс «оттока мозгов» из нашей страны.

Но сегодня на пути вхождения России в международное образовательное пространство стоит ряд серьезных проблем. Например, специалист, получивший диплом, выдаваемый большинством отечественных вузов в одних западных странах считается магистром, а в других – бакалавром. Это естественно, для решения этой проблемы необходимо внести соответствующие поправки в закон «Об образовании».

Немаловажна и проблема финансирования. Одно из направлений Болонского процесса – повышение мобильности современного образования: каждый студент должен хотя бы один семестр отучиться в другом вузе, желательно за границей. Вполне понятно, что для российского высшего образования, не имеющего отлаженной системы образовательных кредитов, выполнение данного условия является не самым легким делом. К тому же сейчас всего лишь пять российских вузов выдают приложения к диплому в формате, утвержденном ЮНЕСКО, хотя к 2005 году такие приложения обязаны предоставлять все вузы страны.

– В 2004 году в послании Федеральному собранию президент сказал, что наше профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а более половины выпускников не находят работу по специальности. Какие вы видите пути выхода из сложившейся ситуации?

– Сегодня система профессионального образования не отражает реальной потребности в специалистах. Экономическая ситуация быстро меняется. Не секрет, что в соответствии с полученной специальности работают далеко не все выпускники вузов. Эта цифра колеблется от 20% до 50%, причем не только в России, но и во всем мире.

Проблема трудоустройства выпускников вузов, даже государственных, по полученным ими специальностям действительно стоит очень остро. Для ее решения необходима активизация работы в этом направлении служб занятости, координация их деятельности с работодателями и образовательными учреждениями. Системе образования нужен четкий заказ на подготовку специалистов, и не только количественный, но и качественный: каких специалистов ждут от нас, какими знаниями, умениями, навыками они должны обладать. Без активной помощи работодателей высшие учебные заведения не смогут в полном объеме решить весь этот комплекс сложнейших проблем.

Разумеется, Федеральное агентство по образованию в рамках своей компетенции ведет соответствующую работу. В частности, с учетом предложений министерств и ведомств формируется проект предложений к государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (в том числе инженерных и научных кадров для ряда отраслей промышленности) на 2005 год.

Расширяется сфера целевого приема в вузы. Разрабатывается новое положение о целевой подготовке, предусматривающее меры по закреплению выпускников высших учебных заведений на рабочих местах, соответствующих профилю их подготовки. Для этого необходимо решить ряд вопросов на государственном уровне. Среди них – предоставление достойной зарплаты, жилья или жилищных субсидий и другие меры социальной направленности.

Около 48% выпускников очной формы обучения подведомственных нам учреждений высшего профессионального образования получили направление на работу. С учетом активизации деятельности вузов на рынке труда и расширения практики целевого приема в ближайшие годы этот показатель должен существенно увеличиться. Таким образом, невостребованных молодых специалистов станет меньше.

Определенные надежды мы возлагаем и на развитие механизма реализации государственных субсидий в системе высшего образования, а также на образовательные кредиты.

Кроме того, в России все более популярным становится такое решение проблемы трудоустройства выпускников, как квотирование: это когда некоторое количество рабочих мест, преимущественно в госсекторе, оставляют за молодыми специалистами. Опыт подобного рода уже есть в Волгоградской и Липецкой областях, в Санкт-Петербурге.

На состоявшемся недавно заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке был представлен проект программы «Содействие трудоустройству выпускников вузов на 2005-2007 годы», одобренный студенческими профсоюзами и Федеральным агентством по образованию. В основу этого документа положена разветвленная система сбора информации о выпускниках вузов. Рособразование также участвует в разработке межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия их трудоустройству и временной занятости студентов.

На базе учреждений высшего профессионального образования создано 227 центров содействия трудоустройству выпускников. Кроме того, совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки планируется разработать систему учета показателей по трудоустройству выпускников при проведении аттестации высших учебных заведений.

Можно еще много говорить о путях решения проблемы гарантированного трудоустройства наших выпускников, однако самым эффективным – при всей сложности его реализации – является приведение уровня подготовки специалистов в соответствие с сегодняшними и перспективными потребностями реального сектора экономики и сферы услуг.

– Министерство образования и науки готовит новую систему финансирования высших учебных заведений. На каком этапе находится эта работа?

– С 1 января 2005 года введена новая бюджетная классификация, то есть порядок распределения бюджетных расходов по статьям. Новизна данной системы, в частности, в том, что количество статей расходов существенно сокращается за счет их укрупнения; это дает бюджетополучателю, в нашем случае вузу, значительную свободу в маневрировании средствами с учетом конкретных потребностей. Например, ранее деньги, полученные на отопление, нельзя было перебросить на оплату электроэнергии. Теперь все статьи по коммунальным платежам объединены в одну, и вуз сам вправе решать, куда и сколько потратить.

Рособразование со своей стороны планирует в письмах-рекомендациях по формированию бюджетов подведомственных организаций предложить порядок расчета потребности по отдельным видам бюджетных расходов, например на стипендии, материальную помощь, социально-культурные нужды и т. д.

Стоит также отметить, что сейчас определяющим в нашей экономике становится метод программно-целевого финансирования, то есть все большая часть средств, ассигнуемых раньше по смете, будет направляться на финансирование по целевым программам. Сам порядок реализации ФЦП, предусматривающий конкурсную процедуру распределения средств, экспертные оценки результатов выполнения тех или иных проектов, предполагает несравнимые преимущества перед традиционным сметным финансированием. Кроме того, прозрачная система целевого планирования проектов, ориентированных на конкретный конечный результат, создает условия для обеспечения государственно-общественного характера управления образованием и повышения роли общественных ресурсов в его развитии.

Следует подчеркнуть, что после многолетнего недофинансирования системы образования в 90-х годах, приведшего к серьезному ухудшению ее учебно-материальной базы, сокращению научных исследований и опытно-экспериментальной деятельности в сфере образования, введение системы федеральных целевых программ стало реальной основой формирования бюджета инновационного развития отрасли.

Являясь эффективным инструментом вовлечения региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников в процесс финансирования образования, федеральные программы объективно способствуют утверждению новых, чисто экономических методов управления в отрасли.

– Сегодня активно обсуждаются способы более эффективного управления имущественным комплексом учреждений науки и образования. Информация о решениях по данному вопросу, которая становится доступна широкой общественности, вызывает много споров. Не могли бы вы несколько прояснить ситуацию?

– В настоящее время Министерство образования и науки РФ разрабатывает Концепцию участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Принятый в ней термин «государственная образовательная организация» допускает широкое толкование спектра образовательных структур. К ним, в частности, могут быть отнесены федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с преобладающим участием Российской Федерации в капитале. Концепция ориентирована на все государственные организации сферы образования, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно этому документу, должно быть предусмотрено сохранение участия Российской Федерации в управлении государственными образовательными организациями в случае, если они отвечают определенным критериям. Например, если организация располагает уникальными научно-педагогическими школами и (или) уникальным учебным или исследовательским оборудованием, утрата которых приведет к снижению образовательного, научного и экономического потенциала страны, конкурентоспособности на мировом рынке образования, нанесет ущерб национальной безопасности.

Если организации не соответствуют принятым критериям, в управлении ими Российская Федерация сохраняет свое участие в той мере, в какой обеспечивается контроль за процедурами реорганизации и влияние на профиль их деятельности. По-видимому, эти организации постепенно могут быть реорганизованы в автономные учреждения (АУ) или государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО). Таким образом, вопрос о приватизации учреждений профессионального образования не стоит.

Более того, 21 октября прошлого года на заседании Правительства Российской Федерации, где обсуждались предложения правительственной комиссии по проведению административной реформы об определении подведомственности и возможном изменении формы собственности федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, было принято решение об отнесении всех без исключения вузов к организациям, подлежащим сохранению в федеральной собственности.

В рамках перераспределения полномочий и ответственности между уровнями государственной власти Федеральному агентству по образованию необходимо осуществить передачу в ведение субъектов Российской Федерации большинства учреждений начального и значительной части учреждений среднего профессионального образования. В перечень передаваемых на региональный уровень учреждений, одобренный решением Правительства Российской Федерации, включено 2931 учреждение НПО и СПО, из них 417 – техникумы и колледжи.

Данный процесс направлен прежде всего на оптимизацию сети учреждений этих уровней профессионального образования и предполагает их реорганизацию и интеграцию, что особенно актуально в условиях ухудшения демографической ситуации в стране, характеризующейся резким снижением числа выпускников девятых и одиннадцатых классов общеобразовательных школ. Мы надеемся, что его главным положительным результатом будет приближение профессиональных училищ, лицеев, техникумов и колледжей к реальным потребностям региональных рынков труда.