В поисках разведданных


Текст | Сергей Киселев

Без системы корпоративной безопасности компании невозможно управлять предпринимательскими рисками. Задача этой системы заключаются не столько в сборе, обработке и накоплении данных, сколько в их информационном анализе и синтезе управляющих воздействий.

Термин «бизнес-разведка» (business intelligence) определяется как широкая категория технологий, связанных со сбором, хранением, анализом и обеспечением доступа к информации с целью принятия оптимальных деловых решений. Практическое использование этих технологий, в частности, позволяет:

– постоянно отслеживать и анализировать новую информацию, имеющую отношение к бизнесу конкурентов;

– организовывать постоянный поток автоматически выделяемой информации о действиях конкурентов (ценовая политика, слияния и поглощения, рекламные объявления и анонсы, отзывы об их изделиях);

– раскрывать планы конкурентов;

– проводить изучение потенциального спроса на продукцию и услуги;

– изучать реакцию рынка на отдельные свойства товаров и услуг, например с помощью анализа тональности публикаций об этих объектах.

Конечно, эти системы используются также в других областях деятельности: в военной разведке, в работе правоохранительных органов, медицине, банковской сфере, страховании и др.

Как же ведется бизнес-разведка? Сначала определяются требования к параметрам помех планированию и организации поисковой работы. Затем рассматриваются возможные источники информации (обычно, используются несколько альтернативных или доверенных). Следующий этап – создание модели системы угроз и системы управляющих воздействий при их обнаружении. На полученной основе разрабатываются методика и технология бизнес-разведки.

Естественно, вести ее невозможно без специализированных информационных технологий, без информации, получаемой из масс-медиа, внутрифирменных, банковских, правительственных отчетов, а также прогнозных исследований.

Приведем несколько типичных примеров использования информационных бизнес-разведки.

В процессе изучения фигуранта при формировании дела описание его поступков может быть получено из различных источников: отчетов участковых, протоколов, оперативных донесений, агентурных сообщений и др. Зачастую эти документы хранятся в различных фондах. У объекта может быть большое количество контактов, как прямых, так и предполагаемых по косвенным признакам. Учетная информация об объекте тоже может храниться в различных базах данных. Получение всей этой информации очень трудоемко. Для этого используется специализированная система автоматического выделения фактов, связей и ведения дел.

Во время выборных кампаний кандидаты зачастую собирают информацию о конкурентах и их окружении из открытых источников. Для данной цели, как правило, применяют поисковые системы. Ареал выделяемых персон включает обычно более 50 человек. Объем выделяемой информации составляет сотни страниц. Ценность выводов весьма невысока, поскольку эксперт не может проанализировать большое число фактов. В этих случаях помогают ретро-фонды открытой информации и Интернет.

Для мониторинга мнения потребителей о качестве производимой объектами или конкурентами продукции в настоящее время применяют либо метод периодических опросов, либо экспертную обработку сообщений из Интернета. Поскольку в Интернете индексируется незначительная часть объема страниц, экспертный поиск нужных фактов представляет собой очень трудоемкую задачу. Существенно дешевле и эффективнее использовать технологию активной доставки новых фактов с помощью специализированных программ-агентов.

При изучении клиентов банками, страховыми компаниями из различных источников – регистрационных учетов, финансовых отчетов, налоговых деклараций, баз данных зарегистрированной собственности и транспортных средств, СМИ, оперативных источников и из аналитических систем – собираются факты в досье с целью минимизации рисков.

Поскольку предметная область зачастую довольно обширна, целесообразно составлять несколько досье на один объект. Например, одно досье может отражать бизнес-деятельность объекта, второе – его личную собственность, третье – медицинские данные и т. д. Такой подход дает возможность различным группам аналитиков работать только с профильной для них группой атрибутов. Однако лицо, принимающее решение, может анализировать все досье объекта и все его связи.

Технология пакетного формирования досье весьма актуальна в компаниях, имеющих распределенную систему офисов. Каждый из них может собирать информацию о действиях конкурентов в своем регионе. При этом рыночная политика формируется в центральном офисе в том числе на основании досье на конкурентов.

Cовременные информационные технологии бизнес-разведки относятся к технологиям извлечения знаний. Они включают в качестве источников все системы, используемые в процессе подготовки и принятия решений. Обычно эти системы интегрированы в корпоративный аналитический портал компании. Растущая популярность данного класса информационных систем объясняется возможностью интеграции всех накопленных экспертами и программами-автоматами. Так достигается важное сочетание возможностей автоматического сбора большого количества относительно «сырых» фактов из различных источников, их экспертной оценки и информационной поддержки принятия адекватных решений. Основанные на этом подходе системы бизнес-разведки компаний получают качественно новые преимущества в конкурентном бизнесе.

Автор — заместитель генерального директора компании «Белый ветер»