Школа счастливых детей


Текст | Елизавета Милютина

Не секрет, что многие дети не любят ходить в школу, и иногда учение, даже для очень способных ребят, превращается в сплошное мучение. Почему так происходит? Сторонники ноосферного образования убеждены: эти дети не получают в школе главного – возможности реализовать свой творческий потенциал.

Для начала немного теории. Понятие «ноосферное образование» происходит от термина «ноосфера», что, по определению Владимира Ивановича Вернадского, означает «область жизни, управляемая разумом». Концепция ноосферного образования представляет собой синтез естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования XX века.

Вот как характеризует ноосферное образование один из российских разработчиков данной методологии председатель отделения «Ноосферное образование» доктор психологических наук РАЕН Наталия Владимировна Маслова: «Суть ноосферного образования заключается в раскрытии высшего потенциала ребенка, того, что заложено в нем природой. Высший потенциал – это сумма физических, творческих и коммуникативных возможностей человека. Цель образования – научить ребенка мыслить самостоятельно, жить в гармонии с собственным внутренним миром, с внешней средой, природой и обществом».

В процессе такого обучения активно используются различные не традиционные для школы методики (в том числе и ролевые игры, проектные формы обучения, техники релаксации). Это сделано для того, чтобы ученик пропустил через себя знание и творчески переработал его.

Школ, использующих концепцию ноосферного образования, в России не много. Те, что есть, практически все находятся в регионах страны. Но и в столице существует школа, педагоги которой пришли к данной концепции опытным путем. Это знаменитая московская школа-«отличница» № 354 им. генерала Д. Карбышева с физико-математическим и экологическим уклонами, расположенная в историческом центре города – Лефортовском переулке.

Отдыхать – не значит бездельничать

Первые шаги к ноосферному образованию были сделаны в школе № 354 в начале 80-х годов. «Мы пришли к этому интуитивно, – рассказывает ее директор Татьяна Константиновна Родионова. – Например, ввели релаксирующие уроки, которые, как потом оказалось, являются одним из элементов ноосферного образования. Такие занятия помогают сохранить здоровье ребенка и уберечь его от чрезмерных нагрузок. А еще они дают ученику возможность раскрепоститься на уроке и в то же время получить от него максимальный эффект».

Описать релаксирующий урок очень сложно – на нем нужно побывать. Выглядит он примерно так. Допустим, тема занятия – строение клетки. Первая часть урока довольно традиционна: учитель дает детям новую информацию и ведет с ними активный диалог. Потом наступает черед релаксации. Дети получают микроскопы и изучают клетку под руководством учителя. А в это время в кабинете звучит классическая музыка, и воздух наполняется каким-то волшебным ароматом. Естественно, методы и средства релаксации могут варьироваться в зависимости от предмета, темы занятия и фантазии самого педагога. Ребенок решил еще раз посмотреть записи по теме урока – пусть смотрит на здоровье! Считает необходимым закрепить свои знания и нарисовать клетку в тетрадке – пожалуйста! Устал смотреть в микроскоп и хочет просто закрыть глаза и про себя повторить тему урока – ради бога! Он может делать все, лишь бы это было на пользу!

В школе уже давно активно используется Дальтон-технология. Ее суть в том, что дети добывают знания о предмете исследования самостоятельно: с в библиотеках, музеях, с помощью специальных приборов. Ребята вправе выбрать консультантов, которыми могут быть ученики и учителя, специалисты НИИ и профильных вузов города (благо что у школы сложились хорошие отношения со многими такими учреждения столицы). Ценность Дальтон-технологии в том, что она приучает детей мыслить самостоятельно, развивает их коммуникативные навыки и творческие способности.

Свобода творчества и мысли

Так же, на интуитивном уровне подбирался состав педагогов. «У нас сложилась настоящая команда единомышленников. Так вышло, что здесь оставались те, кому оказались близки наши ценности. И сегодня в школе нет учителя, который не пропустил бы их через себя», – уверена Татьяна Константиновна.

Что это за ценности? Одна из них – установка на то, что в школе не должно быть «потерянных» детей. Учитель обязан заинтересовать ученика своим предметом, а администрация школы сделает все, чтобы обучение каждого ребенка шло по индивидуальной программе. Сегодня на 60 человек каждого потока в школе действует 50 расписаний. Ученик сам определяет почасовую нагрузку личного учебного плана, исходя из собственных интересов и того, какой профессии он хочет посвятить свою жизнь.

Здесь особые отношения между детьми и педагогами. «У нас нет традиционной иерархии учитель – ученик», – говорит Татьяна Константиновна. – По сути, это коллегиальное общение, мы единомышленники. Например, работая над конкретным заданием, учитель и ученик вместе ищут правильное решение. Ребенок предлагает свое видение проблемы и имеет право на собственную точку зрения, пусть даже она и расходится с точкой зрения педагога. А учитель будет поощрять его изыскания». Согласитесь, это очень хорошо, когда у ребенка есть возможность общаться на равных с мудрым взрослым человеком.

«У нас ребенок может не отвечать на уроке, не выходить к доске. Мы также считаем, что у ученика должна быть своя личная жизнь в семье и потому он не обязан учить конкретное задание к конкретному числу, – вдруг он не успеет этого сделать из-за семейных обстоятельств», – продолжает она.

Такое отношение дает свои результаты. Вот уже в течение 20 лет в школе нет ни одного двоечника. Дети понимают, что им нечего бояться, над ними не давлеет угроза получения двойки и вызова родителей за один неверный шаг, они учатся с радостью. А если ученик не доволен оценкой, он может посвятить всю вторую половину дня тому, чтобы повысить ее пересдав тест по этому предмету. «Самое страшное – когда у ребенка опускаются руки, когда он говорит учителю, что согласен на тройку. Значит, педагогу не удалось заинтересовать ученика в своем предмете. Возможно, с новой темой интерес к предмету у него возродится, но на данном этапе мы ребенка потеряли», – добавляет Татьяна Константиновна.

Детское решение недетской проблемы

Еще одной ступенькой к ноосферному образованию стало обращение 354-й школы к экологическим проблемам. В уже далеком теперь 1982 году ее ученики провели свое первое исследование влияния окружающей среды на здоровье людей. Затем это стало делаться регулярно. На протяжении многих лет здесь ведется непрерывное экологическое образование – с первого по одиннадцатый класс. Малышей учат ухаживать за конкретными растениями, экономить воду, бережно относиться к природе, а ученики старших классов уже в состоянии проводить серьезные исследования. В распоряжении ребят комплексные экологические приборы, с помощью которых они могут снять данные о состоянии воды и почвы в любом месте. Потом в лаборатории школы полученные данные обрабатываются и заносятся в компьютер.

Ученикам этой школы не надо объяснять, как губительна порой бывает для нашей планеты деятельность человека, насколько опасны для всех живых существ вредные выбросы, как нужно заботиться об окружающем мире. Напротив, они сами могут многому научить взрослых. Одно из уникальных исследований школьников – анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья жителей центра столицы. «Ребята взяли конкретные дома и улицы Москвы, как правило, те, где они живут, и проанализировали ситуацию. За информацией они обращались в поликлиники, больницы и клинические центры столицы. И сегодня мы имеем диаграмму динамики распространения различных болезней среди населения центральных районов с 1985 года до нашего времени. У нас есть картотека, в которой показано, какой район находится в зоне риска той или иной болезни. К счастью, в последние годы в связи с выводом из Москвы промышленных предприятий рост заболеваемости населения стал уменьшаться», – говорит Татьяна Константиновна.

Экологи школы нашли своих соратников: ребята регулярно встречаются со своими сверстниками на российских и международных конференциях, поддерживают с ними отношения с помощью Интернета они вместе думают над тем, как решить общую для всех нас проблему экологии Земли, планеты с которой связано будущее человечества.

«Забота о природе, экологии – одна из черт ноосферного образования, – говорит Наталья Владимировна Маслова. – Сначала дети заботятся о том, что они видят и могут, так сказать, пощупать: о растениях, воде, животных… А потом через это они приходят к осознанию: как значимо их собственное здоровье. Ведь есть экология планеты и есть экосистема человека, которая тоже очень важна. Человек должен жить в согласии и с природой, и с собственным здоровьем, он должен уметь достигать гармонии внутри себя. То есть понятие экологизации планеты мы трактуем более широко. Оно включает в себя экологизацию как внешнюю, так и внутреннюю, причем не только ученика, но и учителя», – подчеркивает Наталия Маслова.

Школа-красавица

«Сегодня вкрапления элементов ноосферного образования встречаются и в некоторых других школах столицы, – говорит Наталья Маслова. – Однако такого, как в школе № 354, нет нигде в Москве. Ее педогагический коллектив под руководством своего лидера, Татьяны Константиновны Радионовой, внедрил практически все элементы ноосферного образования. Это проявляется и в технологиях и методиках преподавания, в работах самих ребят, в материальной базе школы, и даже в ее здании. Если вы заметили, оно очень красиво, а воспитание ребенка в красивом и гармоничном мире тоже соответствует ноосферному образованию».

И действительно, здание школы – разговор особый. Несколько лет назад Татьяна Родионова ценой неимоверных усилий добилась того, чтобы школе построили новое просторное здание по оригинальному проекту. Такую школу столица прежде не видела. Здесь впечатляет все: и необычные архитектура и расположение здания, к которому, как к храму, ведут возносящиеся вверх ступеньки, и ландшафтный дизайн на территории, а в теплое время года – еще и цветущий сад. «В этом году мы победили в конкурсе “Московский дворик-2004” в номинации “Лучший школьный и детсадовский двор”. Отрадно, что все в этом дворике было с любовью сделано руками наших учеников, их родителей и учителей», – говорит Татьяна Константиновна. Внутренняя обстановка школы тоже уникальна. Школа оборудована по последнему слову техники, к услугам детей – библиотеки, компьютерные классы, лаборатории, где они в любое время могут заниматься. И, конечно же, просторные классы, комнаты для творческой работы, спортивные залы. У школы есть собственный этнографический музей, экспонаты для него ребята привозят из своих многочисленных поездок по России, а также живой уголок и два зимних сада.

Чего же не хватает сегодня чудо-школе? Прежде всего единомышленников. «Мне кажется что, если в нашем городе появятся подобные школы, понимающие друг друга, это будет превосходно. Ведь мы шаг за шагом совершенствуем мир вокруг себя. А главное, наши выпускники уже сложившиеся личности, живущие в гармонии с собой и окружающим миром. Это люди, которые четко определились в своем выборе профессии, в отношении к семье, обществу и природе», – говорит Татьяна Родионова.