Новые нормативные акты 15 ноября – 1 декабря


Текст | Кира Ремнева

15 ноября совет директоров Центрального банка РФ одобрил основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год.

Главной целью денежно-кредитной политики провозглашено снижение инфляции до запланированного уровня (7,5-8,5% в 2005 году, 6,0-7,5% – в 2006-м и 5,0-6,5% – в 2007-м). Официальный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год разработан Правительством РФ в трех вариантах в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов.

Первый вариант предполагает ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта на мировых рынках. В рамках сценария этого прогнозируется снижение цены на нефть до $22,5 за баррель, увеличение ВВП на 4,8%, среднегодовой курс доллара – 30,7 руб. По второму сценарию цена на нефть составит около $26 за баррель, ВВП вырастет на 6%, а доллар будет стоить 30,2 руб. Третий (наиболее оптимистичный) вариант предполагает $28 за баррель нефти, рост ВВП на 6,3%, а среднегодовой курс доллара — 30 руб. Кстати, именно эти, последние, цифры использованы в расчете доходов федерального бюджета в 2005 году.

Кроме того, Банк России не исключает, что в 2005 году возможно не только сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на российские энергоносители, аналогичной той, которая наблюдается в нынешнем году, но и ее улучшение. Разработано два дополнительных варианта платежного баланса и денежной программы, соответствующих среднегодовой цене на российскую нефть на уровне $31 и $35 за баррель.

26 ноября 2004 года принято Постановление Правительства РФ № 689 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2004 года».

В расчете на душу населения прожиточный минимум составляет 2396 руб., для трудоспособного населения – 2629 руб., для пенсионеров – 1816 руб., для детей – 2336 руб.

26 ноября 2004 года вышло Постановление Правительства РФ № 690 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год» (вступает в силу 1 января 2005 года).

В рамках программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи, затраты в расчете на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования программы. Так, подушевые нормативы составят в среднем 3157 руб. на человека в год, в том числе 1507,5 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета расходов на необходимые лекарства).

Финансирование программы будет осуществляться из бюджетов всех уровней, а также из средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, предусмотрены территориальные программы. Их разработкой займутся органы государственной власти субъектов РФ. Программы могут включать дополнительные объемы медицинской помощи, но уже за счет средств местного бюджета.

Данным постановлением гражданам гарантируется бесплатная скорая, амбулаторно-поликлиническая и экстренная стационарная помощь.

29 ноября 2004 года принят Федеральный закон № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2005 года).

Налоговый кодекс дополняется новым разд. X «Местные налоги» и входящей в него гл. 31 «Земельный налог».

Новым законом определяется круг плательщиков налога, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения и уменьшения. Налоговым периодом признается календарный год. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В соответствии со ст. 393 НК местные органы могут и не устанавливать отчетный период. Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; расчеты сумм авансовых платежей – в течение налогового периода, но не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные/представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), устанавливая земельный налог, обязаны определить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Предел налоговых ставок – 0,3% кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, и 1,5% в отношении прочих участков. Могут быть введены дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и/или разрешенного использования земельного участка. В 2005 году будут применяють действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, могут быть приняты налоговые льготы с указанием оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Вступил в действие Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Ранее правоотношения в области обращения с архивами в нашей стране регулировались Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, принятыми 7 июля 1993 года. Данный нормативный акт не являлся законом прямого действия и предполагал наличие соответствующих законов в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании.

Отличие принятого документа от утратившего силу прежде всего в том, что это закон прямого действия, решающий конкретные вопросы организации архивного дела. Расширена и сфера его применения: теперь закон распространяется не только на документы с грифом «хранить вечно», но и на те, что подлежат долговременному или кратковременному хранению (например, это может касаться финансовой документации).

Кроме того, с принятием этого закона решена проблема разграничения полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. «Если раньше в муниципальное образование поступал документ федерального происхождения, то там могли объяснить нежелание хранить его отсутствием денег, – комментирует руководитель Федерального архивного агентства Владимир Козлов. – Новый закон де-юре признал, что все документы, находившиеся в архивах муниципальных образований до принятия закона, являются собственностью муниципальных образований».

Появилась новая норма с достаточно жестким регламентом хранения архивов в случае ликвидации или реорганизации учреждения.