Николай ПУЛЯЕВСКИЙ: «малая» энергетика, большие проблемы


Беседу вел Леонид Бурганов

Муниципальные предприятия, производящие и транспортирующие тепловую энергию только для жилищного фонда населенных пунктов с числом жителей до 20 тыс. человек, обычно называют «малой» энергетикой и относят к коммунальной сфере ЖКХ. Таким предприятием является Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие (УМТЭП) ЗАТО г. Полярный. Наш корреспондент беседует с его директором Николаем Михайловичем Пуляевским.

— Судя по вашему настроению, жизнь «малого» энергетического, да еще жилищно-коммунального предприятия тяжела…

—Увы. И с ходом реформы ЖКХ она не становится легче. Как мы говорим, «малая» энергетика — большие проблемы. Экономическое благополучие такого предприятия, как наше, напрямую зависит от платежей населения. По реформе ЖКХ с 2005 года население должно оплачивать 100% коммунальных услуг. А в коммунальных услугах отопление и горячее водоснабжение составляют 70—80%. Если население в состоянии оплачивать это, значит, хорошо. Но на практике получается обратное: население и не готово, и не в состоянии оплачивать 100% коммунальных услуг, а бюджеты местных уровней не могут компенсировать недобор платежей с населения. Еще ряд причин отрицательно влияет на финансово-экономическое положение муниципальных теплоэнергетических предприятий. Прежде всего рост цен на топливо и энергоносители (например, стоимость 1 т мазута с транспортировкой в наш регион, г. Мурманск, за пять лет выросла в четыре раза). Следующая проблемная ситуация для предприятий складывается, когда к экономическим причинам ухудшения положения прибавляются политические, популистские мотивы. Политики под видом недопущения социальной напряженности, защиты малоимущего населения и так далее препятствуют сокращению неплатежей. Муниципальные предприятия в этом случае становятся заложниками администраций муниципалитетов. Происходит это вот почему. Во-первых, для муниципальных унитарных предприятий решениями администраций муниципалитетов в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на теплоэнергию. И, как правило, уровень тарифов ниже себестоимости и не обеспечивает покрытия затрат. Зато, по субъективному мнению чиновников администрации, он достаточный и, главное, приемлемый для населения. Во-вторых, решениями администраций муниципалитетов устанавливается предельный уровень оплаты коммунальных услуг, и он тоже обычно ниже норм, предписанных правительством, и обосновывается, как правило, субъективным мнением руководителей администраций о неспособности населения оплачивать высокий уровень квартирной платы. В-третьих, собственником имущества муниципального предприятия и учредителем является все та же администрация муниципалитета в лице ее руководителя.

— Ситуация почти безвыходная.

И все же, каковы пути решения таких проблем?

— Считаю правильным следующий выход: приватизация таких муниципальных теплоэнергетических предприятий, как наше. Для этого нужно преобразовать их в акционерные общества, в которых муниципалитет будет осуществлять свое влияние только через пакет принадлежащих ему акций. Тарифы на услуги по теплоснабжению будут устанавливаться энергетическими комиссиями, что исключит волюнтаризм и теплоэнергетиков, и администрации муниципального образования. Муниципальное имущество станет собственностью акционерного общества, что позволит использовать его залоговую стоимость при кредитовании, для привлечения инвестиций и т. д. Акционерное общество свободно в стратегических и тактических вопросах управления предприятием, что позволит создать комплексную систему предоставления качественных услуг населению по теплоснабжению на муниципальном уровне — от источника тепла до квартиры. Станет возможным переход на прямые договора с квартиросъемщиками, оставляя службам администрации функции определения и контроля предоставления населению льгот и субсидий за счет бюджетного финансирования. В дальнейшем на рынок коммунальных услуг придет и частный капитал. Но произойдет это тогда, когда исчезнет монополизм муниципалитетов.

Мелкие однотипные акционерные общества различных муниципальных образований в регионе смогут объединиться в региональные корпорации, не теряя самостоятельности, объединяя при этом свои финансовые возможности путем обмена долями акций. Это поможет решению общих задач по снабжению, внедрению технических разработок, проведению специализированных ремонтов и т. д.

Через развитие здоровой конкуренции на рынке коммунальных услуг мы сможем добиться реальных результатов реформирования ЖКХ.