Александр ПОЛИН: необходим закон о дорожных фондах


Беседу вел Максим Вазыхов

Обеспеченность страны автомобильными трассами общего пользования составляет 34,2 км на 1 тыс. кв. км, 4 км на 1 тыс. жителей. Показатели, скажем прямо, не лучшие в мире.
И кардинального улучшения пока что не предвидится: финансирование строительства дорог по-прежнему остается в основном заботой государства. Но все же есть регионы, где содержание дорог, их ремонт поставлены на хорошем уровне.
Наш корреспондент беседует с председателем Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области Александром Полиным.

— Александр Алексеевич, наверное, и в вашей области есть потребность в прокладке новых дорог. А что можно сказать про старые?

— В настоящее время, когда возможности дорожных фондов перестали соответствовать потребностям дорожной отрасли в финансировании, приоритеты в ней резко поменялись. Теперь они состоят в том, чтобы сохранить имеющееся, привести в порядок существующую дорожную сеть и тем самым обеспечить безопасность движения. Новое строительство — это колоссальные затраты, не сравнимые с затратами на ремонт и содержание. Необходимость в новом строительстве не уменьшилась, но надо исходить из реальных финансовых возможностей.

— Какая проблема здесь главная?

— Скудное финансирование является наиболее острой проблемой дорожного хозяйства, как, впрочем, и любой другой отрасли экономики.

Непростое положение создалось с принятием в государственную собственность внутрихозяйственных дорог. Назвать их дорогами сложно, скорее это обозначение направлений. Возможно, строились они по правильным технологиям, но интенсивная эксплуатация и отсутствие оперативного ремонта довели их до плачевного состояния. Бюджет регионального дорожного фонда не в силах решить проблему приведения в нормативное состояние сельских дорог. Выделяемая регионального помощь из федерального бюджета ничтожно мала в сравнении с потребностью.

И все же, несмотря на трудности, показатели состояния дорожной сети Курской области улучшаются с каждым годом: если в 2002 году отремонтировано 141 км дорог, то в 2003-м — уже 831 км, в 2004-м — 1 тыс. км. Программой дорожных работ на 2005 год предусмотрен ремонт 1,1 тыс. км дорожного полотна. Таким образом, за три-четыре года вся сеть дорог общего пользования, а ее протяженность — 6 тыс. км, будет приведена в нормативное состояние.

— Понимают ли проблему во всем ее объеме в администрации области?

— И губернатор Александр Николаевич Михайлов, и первый заместитель губернатора — председатель Правительства Курской области Александр Сергеевич Зубарев оказывают всяческую помощь дорожным предприятиям области. На дорожные работы направляются средства областного бюджета, несмотря на постоянный их дефицит.

— Какую технологию вы используете?

— Одно из основных направлений развития дорожной отрасли области — внедрение новой техники, прогрессивных технологий и материалов на объектах строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них. Приобретены и успешно эксплуатируются установка для производства битумных эмульсий, машина «Шафер» для поверхностной обработки высокой производительности, позволяющие добиться лучшего сцепления минеральных материалов и выполнять работы при более низких температурах, чем это возможно при использовании битума. Введен в эксплуатацию и успешно действует цех по выпуску бортового камня, поребрика и тротуарной плитки. Его продукция позволяет отказаться от поставок бортового камня и тротуарной плитки из других регионов Российской Федерации, а также производить дорожно-строительные работы в комплексе, особенно в городах и поселках. Мы теперь строим не только ленту дороги, но и тротуары, газоны, площадки с применением указанных выше материалов. В текущем году тротуарной плитки выпущено более 300 тыс. кв. м, бортового камня и поребрика — около 120 км.

Перед нами стоит задача за три — пять лет полностью благоустроить населенные пункты. Мощности для этого у дорожников хватит. В области работают три асфальтобетонных завода «Тельтомат Т-160» производительностью 160 т/ч каждый. Процесс приготовления асфальтобетонной смеси полностью автоматизирован, дозирование материалов осуществляется с помощью компьютеров. Благодаря точной дозировке улучшается качество асфальтобетонной смеси, соответственно повышается долговечность покрытий автомобильных дорог. Расход газа и электроэнергии сокращается более чем вдвое. В 2004 году заводы были оснащены линиями подачи целлюлозы в смесительное отделение. Тем самым открылась возможность приступить к выпуску щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Она нашла применение в верхних слоях покрытия на наиболее напряженных автомобильных дорогах Курска, обеспечивая повышенную прочность, долговечность дорожной одежды. А также ее водоустойчивость, что особенно важно при троллейбусном движении с его повышенной нагрузкой на покрытие. Этот факт — результат изучения разработок научно-технических институтов и тесного сотрудничества с ними.

— Вам, наверное, приходится широко применять дорожную технику?

— В арсенале дорожников — передвижные установки для регенерации асфальтобетона. С их помощью можно из отходов приготовить асфальтобетонную смесь для ямочного ремонта прямо в том месте, где необходимо выполнять работы. И что особенно важно, применение установок позволяет выполнять ямочный ремонт покрытий дорог в зимнее время, а это значительно экономит средства и обеспечивает безопасный проезд круглый год. Кроме того, при строительстве и ремонте автомобильных дорог на территории области широко применяются асфальтоукладчики «Фогель-1900», дорожные катки НД-70 немецкой фирмы «ХАММ», автосамосвалы грузоподъемностью 30 т МАЗ — 64229-027 для перевозки асфальтобетонной смеси. Данный набор механизмов позволяет повысить производительность труда, улучшает качество работ и значительно снижает их себестоимость, что очень важно в условиях жесткого дефицита средств.

— По территории области в будущем пройдет участок платной магистрали …

— О строительстве участка платной автомагистрали Москва — Симферополь можно сказать, что это вопрос будущего, его надо решать. Но параллельно с первоочередными задачами по сохранению действующей сети дорог. Да, основная опорная сеть региональных дорог общего пользования (около 3 тыс. км) приведена в нормативное состояние. И все же нельзя не сказать о недостаточном внимании со стороны федеральных органов управления дорожным хозяйством к дорогам Курской области. Развитие существующей федеральной сети автодорог в ближайшие годы не предусматривается.

— Каковы перспективные планы?

— Планы дорожников на будущее — привести в нормативное состояние существующую сеть дорог, иметь возможность строить, реализовать целевую программу «Социальное развитие села на 2004— 2010 годы», в соответствии с которой предстоит проложить 655 км дорог, связывающих сельские населенные пункты.

— Планы реальные?

— Что может помешать реализации намеченных планов? В первую очередь упразднение закона «О дорожных фондах в Российской Федерации». Новая редакция закона не разработана, реальные источники формирования доходов дорожных фондов не определены. Вследствие упразднения закона дорожные фонды лишились статуса целевых, финансирование дорожного хозяйства в условиях постоянного дефицита средств в региональных бюджетах может осуществляться по остаточному принципу.

Негативные последствия изменений, внесенных в Налоговый и Бюджетный кодексы в части финансирования дорожного хозяйства, очевидны. Недостаточное финансирование — это проблема не только курских дорожников, но и всей России. В нашей большой стране протяженность автомобильных дорог с учетом ведомственных и частных трасс составляет 930 тыс. км. Поэтому наше государство должно обратить внимание на нужды дорожной отрасли, обеспечив ее средствами к существованию.

Еще одна проблема, требующая к себе пристального внимания, — качество производимых материалов для дорожного строительства. Это касается и продуктов переработки нефти (гудрона), и каменных материалов. Считаю, что существующие ГОСТы нужно пересматривать и делать это в тесной увязке с производителями.

Учитывая сказанное, думаю, я выражу не только свое мнение, но и мнение коллег из других регионов: для поддержания стабильности дорожной отрасли, возможности текущего и долгосрочного планирования развития дорожной сети необходим закон о дорожных фондах, который прописал бы целевые источники территориальных дорожных фондов, чьи размеры обеспечивали бы потребность регионов в дорожных работах. Без принятия радикальных мер в дорожном хозяйстве обеспечить выполнение положений Послания президента России Федеральному собранию, в котором он говорит об удвоении ВВП, я считаю, будет невозможно.

Уверен, что в условиях жестких бюджетных ограничений нецелесообразно заниматься новым строительством. Основные усилия дорожников России должны быть направлены на сохранение существующей сети автомобильных дорог, их своевременный ремонт и качественное обслуживание.

Справка «БОССа»

Александр Алексеевич Полин родился 18 октября 1954 года в селе Будище Большесолдатского района Курской области. В 1977 году окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт. Прошел путь от старшего инженера производственно-технического отдела дорожного ремонтно-строительного управления до руководителя крупнейшего в Курской области дорожного предприятия.

В августе 2002 года назначен на должность председателя Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области.

Одним из основных направлений деятельности А.А. Полина стало внедрение новой техники, прогрессивных технологий и материалов на объектах строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Курской области и сооружений на них. Это позволяет увеличить производительность труда дорожников, сократить сроки строительства и ремонта автодорог, улучшить качество выполняемых работ. Выполнение ремонтных дорожных работ на многих объектах проводится комплексным поточным методом, при котором задействованы несколько дорожных организаций.

Под непосредственным руководством А.А. Полина в дорожном хозяйстве Курской области за последние годы произошли существенные изменения. Так, в 2003 году было отремонтировано 831 км дорог (в шесть раз больше, чем в 2002 году), в 2004-м — свыше 1 тыс. км. За два последних года значительно укреплена производственно-техническая база предприятий дорожной отрасли области, приобретается новая современная дорожная техника. Введена конкурсная система получения подрядов: проводятся конкурсы между дорожными предприятиями на право выполнения работ по содержанию, строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.

Работая на перспективу, А.А. Полин стремится повышать профессиональный уровень специалистов комитета, руководящего состава, ИТР и рабочих дорожных предприятий, организует их обучение не только в учебных центрах, но и на курсах повышения квалификации, проводимых при ОГУП «Курскавтодор», передовых ДРСУ и ДЭПах.

А.А. Полин — депутат второго (1997—2001 годы) и третьего (2001—2006 годы) созывов Курской областной думы.

За значительный вклад в дорожное строительство Курской области в 1996 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Он также награжден нагрудным знаком «Почетный дорожник».