Приглашение в «Винный квартал»


Текст | Татьяна ПУДОВА

Вина, изготовленные из винограда, выращенного в Ростовской области, трудно перепутать с другими. Они словно пропитаны ароматом разнотравья донских степей. Такие же яркие, сложные, сильные. Сейчас уже никто и не скажет точно, когда здесь начали делать вино. Доподлинно известна только одна дата — 1928 год, тогда в советской прессе впервые промелькнуло название Миллеровского винзавода, занимавшегося производством «тихих» вин.

Он снабжал своей продукцией всю европейскую часть России и являлся бюджетообразующим предприятием Миллеровского района Ростовской области вплоть до 90-х годов. Думаю, не стоит рассказывать о жизни предприятия в период антиалкогольной борьбы, она была примерно одинаковой у всех производителей алкогольной продукции. Миллеровскому винзаводу, можно сказать, повезло: в начале 2000 года, через год после инициирования процедуры банкротства, на предприятие пришел новый генеральный директор — Валерий Тройчук. К виноделию он, правда, никакого отношения не имел, зато был хорошим экономистом по профессии и психологом по жизни. Тогда кредиторская задолженность компании составляла почти 1 млн руб. Не будучи лично знаком ни с кем из кредиторов, Валерий Владимирович убедил их отсрочить свои требования. Под одно только честное слово…

В противовес повальному засилью в России дешевой «бормотухи» Тройчук взял ориентир на изготовление качественных натуральных виноградных вин под торговой маркой «Винный квартал». Первый год, как и следовало ожидать, был самым трудным. Сказались и постепенная выплата долгов кредиторам, и модернизация производства, и создание новой команды. Однако уже в 2002 году объем выпускаемой продукции вырос в четыре раза по сравнению с уровнем 2000 года. По итогам восьми месяцев текущего года завод произвел больше 1 млн бутылок вина.

А в 2005 году этот показатель должен перевалить за отметку 2 млн.

Не так давно на заводе произошло знаменательное событие: завершилось объединение с одним из донских виноградарских хозяйств. Сейчас площадь его виноградников составляет 210 га, в нынешнем году будет посажено еще 35 га донской лозы. Выращивание собственного винограда позволит компании не только перейти на полное самообеспечение виноматериалами, но и осуществлять контроль качества на всех стадиях производства вина. Да и моральный аспект немаловажен. Ведь здесь возделывают свои, донские сорта винограда: «Сибирьковый», «Красностоп золотовский», «Цимлянский черный».

При таких достижениях кажется странным, что продукция Миллеровского винзавода поступает на прилавки магазинов исключительно Ростовской области. Странным для рядового потребителя, но не для генерального директора компании. По словам Валерия Тройчука, виноградарство у нас считается сельскохозяйственной отраслью, тогда как виноделие — почему-то промышленным сектором. А это уже совершенно разные вещи: по другим схемам начисляются налоги, да и отношение со стороны контролирующих органов, если говорить честно, несколько иное.

Отечественное вино прежде чем попасть на прилавок магазина другого региона проходит через акцизные склады. Там проверяется его качество, уплачивается вторая часть акцизного налога, на каждую бутылку наклеивается региональная марка. Только после всей этой процедуры — небыстрой и недешевой — оно идет в продажу. И это несмотря на то что производители гарантируют качество своей продукции, подтверждая его всевозможными документами, сертификатами и акцизной маркой. Вино же из ближнего и дальнего зарубежья поступает на прилавок, минуя данный этап.

Осложняет ситуацию и то, что в проекте бюджета на 2005 год предусмотрено сокращение финансирования сельскохозяйственной отрасли. Если до сих пор виноградарским хозяйствам компенсировали до 30% расходов на посадку виноградников, то в будущем году такого «подарка» им ждать не следует.

«Складывается впечатление, — говорит Валерий Тройчук, — что у Правительства России вообще нет продуманной политики в отношении всего сельского хозяйства, и в частности нашей отрасли. Развитие виноделия идет не благодаря усилиям правительства, а за счет таких факторов, как появление среднего класса, основного потребителя отечественного вина, и переориентация людей на более полезные и качественные напитки. Именно это способствует восстановлению объемов потребления вина, которые были утеряны за годы антиалкогольной войны».

Несмотря на всевозможные препятствия, отрасль развивается. Тем более что потенциал у нее есть. Ежегодное увеличение потребления вина в России составляет 10%. Учитывая это, Миллеровский винзавод планирует в будущем году выпустить новую эксклюзивную линейку — вина наименований, контролируемых по происхождению. Что станет, как надеется Валерий Владимирович, пусть небольшим, но приятным событием для всей винодельческой отрасли России и безусловно значимым событием — для компании.