Налог для малых и средних


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Впервые единый налог на вмененный доход (ЕНВД) был введен в России федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года. По сути, это явилось очередной попыткой властей поддержать малое и среднее предпринимательство через упрощенное налогообложение. С тех пор ЕНВД существенно изменился.

Вмененный (потенциально возможный) доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение, и используется для определения величины единого налога по утвержденной ставке. Для каждой конкретной сферы бизнеса устанавливается сумма ежемесячного дохода, процент от которого отчисляется в бюджеты разных уровней. Сумма ЕНВД зависит от базовой доходности предприятия, повышающих и понижающих коэффициентов, количества физических показателей (размер производственной площади, численность работающих, величина производственной мощности и др.).

В настоящее время ЕНВД заменяет налоги на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на имущество предприятий и ЕСН. При этом взносы на обязательное пенсионное страхование не отменяются. Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход обязательно для предприятия, если оно введено на территории субъекта Российской Федерации, где предприятие работает.

В идеале такая система должна регулировать взаимоотношения бизнеса и налоговых органов, четко фиксируя для предприятий малого и среднего бизнеса суммы налоговых выплат. Кроме того, она призвана стимулировать финансовую открытость, поскольку компаниям становится просто невыгодно скрывать свои доходы, ведь тем самым они выведут себя из-под облегченной системы налогообложения.

Тем не менее несовершенство системы взимания вмененного налога проявилось очень скоро, после введения ее в действие. Недовольство предпринимателей вызвало то, что уплата ЕНВД производится внесением авансовых платежей — до того как будет получен реальный доход. Критиковалась и уравнительная система взимания этого налога, поскольку реальный доход предпринимателей, работающих в одинаковых условиях, может существенно различаться. Однако самые большие нарекания высказывались по поводу взаимоотношений бизнеса и региональных властей, нередко стремившихся завысить на местах ставки ЕНВД, и администрирования сбора этого налога.

Новые корректировки

Попытки усовершенствовать систему взимания ЕНВД делались неоднократно. С 1 января 2003 года в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса РФ закон 1998 года был отменен. Вместо него вступил в действие федеральный закон от 24 июля 2002 года «О едином налоге на вмененный доход» (с внесенными в него изменениями от 31 декабря 2002 года).

Новый закон упорядочил взаимодействие федеральных и региональных законодательств. Дело в том, что бо2льшая часть вмененного налога поступает в региональные бюджеты, поэтому каждый регион заинтересован в максимальном использовании законодательства в своих интересах. Система, действовавшая в России до 2003 года, допускала в порядке взимания этого налога разночтения. Нередко региональные законы даже противоречили федеральному и возникавшие из-за этого споры приходилось решать в судебном порядке. В новом законодательстве разночтений фактически нет. Более того, новая система предполагает гораздо меньшее количество параметров, регулируемых региональными властями. Большинство их полномочий в данном вопросе передано на федеральный уровень. На федеральном уровне, в частности, устанавливаются базовая (вмененная) доходность для каждого из этих видов деятельности и коэффициент, учитывающий инфляцию. А местным органам власти в рамках регионального законодательства оставлено право выбрать в предлагаемом перечне виды деятельности, облагаемые ЕНВД, и определить порядок и сроки введения этой системы на своей территории. Правом предоставлять льготы по уплате ЕНВД, как это было ранее, они больше не обладают.

Забастовки против повышения ставок

В июле 2004 года был принят федеральный закон «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ», который затронул и систему взимания вмененного налога. Так, с 1 января 2005 года планируется повысить ставки налога на вмененный доход в 1,5 раза.

Сделано это для того, чтобы дать регионам возможность дифференцировать налоговую нагрузку на малый бизнес. Не секрет, что сейчас для большинства регионов вмененный налог мало интересен из-за его плохой собираемости. Так, по данным Александра Андрякова из Экономической экспертной группы, приведенным в газете «Ведомости», в 2003 году поступления от ЕНВД в региональные бюджеты составили 2,2 млрд руб. (0,3% их налоговых доходов), в местные бюджеты — 7,6 млрд руб. (1,7% налоговых доходов ). В I квартале 2004 года, когда поступления от ЕНВД в федеральный бюджет передали муниципалитетам, их доходы от налога исчислялись 3 млрд руб. (3,4% налоговых доходов), а доходы регионов — 1,8 млрд руб. (0,9% ). В целом же, по оценкам экспертов, собираемость ЕНВД составляет около 80%.

Кроме того, с 1 января 2005 года нас ожидает существенное снижение максимальной ставки ЕСН (с 35,6% до 26%), в связи с чем правительство планирует забрать у регионов часть налога на прибыль. Повышение ставок на вмененный доход поможет им увеличить сумму налогов, которые остаются на местах.

Однако идея поднять ставки ЕНВД уже вызвала ряд нареканий как у экономистов, так и у представителей предпринимательского сообщества. Так, член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева высказала «Ведомостям» свое опасение, что правительство подталкивает регионы к завышению ставок налога, как это было несколько лет назад. Многие эксперты отмечают, что столь существенное увеличение ставок приведет к тому, что предприниматели будут вынуждены поднимать цены на свои услуги и снижать зарплату сотрудникам. Более того, рост ставок, по мнению многих, способен привести к тому, что малый и средний бизнес опять уйдут в тень, тем самым нарушится одна из основных целей ЕНВД — повышение финансовой прозрачности бизнеса.

Наиболее ярко свое недовольство выразили предприниматели. Особенно активны оказались бизнесмены Приморья. По сообщению ИА REGNUM, в середине октября предприниматели большинства приморских городов, протестуя против увеличение ставок ЕНВД, прекратили работу. Забастовка продолжалась один час. Это привело к тому, что Бюджетный комитет Законодательного собрания Приморского края отложил рассмотрение вопроса о повышении единого налога на вмененный доход.

Июльские изменения в федеральном законодательстве преподнесли также сюрприз организациям, с которых ранее ЕНВД не взимался. 1 января 2005 года в России отменяется налог на рекламу. Вместо него фирмы, занимающиеся распространением и (или) размещением наружной рекламы, должны платить единый налог на вмененный доход.

Закон предусматривает ЕНВД в размере 15% от вмененного дохода за каждый квадратный метр площади информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и устанавливает ее базовую доходность в размере 3 тыс. руб., а для световых и электронных табло — 4 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. При этом конкретная ставка налога на местах будет определяться региональными законодателями.

Отношение экспертов и самих предпринимателей к подобному нововведению неоднозначное. С одной стороны, они признают, что закон имеет либеральный характер (ведь тема отмены налога на рекламу поднималась рекламным сообществом довольно давно), кроме того, он дает местным властям больше возможностей для развития среднего и малого бизнеса. С другой стороны, многие опасаются, что налоговая нагрузка на предприятия данного сектора рынка существенно возрастет, что не замедлит привести к повышению цен. Вызывает беспокойство и недостаточная прозрачность параметров, по которым местные власти будут рассчитывать налог.