«ДеЛаваль» — двигатель прогресса в молочном производстве


Текст | Татьяна ПУДОВА

Однажды мне довелось побывать на молочной ферме. Доярки в резиновых сапогах до колена, стойла — в навозе, коровы — не лучше. В общем, картина еще та! Оттого даже как-то не по себе становится, когда начинаешь листать каталог продукции компании «ДеЛаваль» (она занимается производством и распространением оборудования для молочного животноводства). Все-то у них чистенько, аккуратно. Разве что дояры в галстуках не ходят.

— Я понимаю ваше недоумение, — говорит президент компании «ДеЛаваль» в регионе Россия, Украина, республики Центральной Азии Николай Тимошенко. — Стереотип о неприглядности животноводческой фермы еще существует. Есть такие явления на селе. Но не надо забывать, что мы все-таки живем в XXI веке. Современные технологии позволяют значительно облагородить труд животноводов, сделать его более цивилизованным и эффективным. Это возможно и у нас, в России.

— И вы знаете как?

— Наша компания этим и занимается. «ДеЛаваль» разрабатывает и внедряет технологии, способные помочь молочному животноводству России выйти на качественно новый уровень. Доильное и холодильное оборудование, системы управления стадом и автоматизации процессов производства молока, служба сервиса, средства гигиены и ухода за животными, оборудование для кормления и многое другое — вот что позволяет создать в отрасли не просто эффективные, а высокорентабельные предприятия. Во всем, что касается доения и контроля за качеством молока, оптимизации процессов управления производством, кормления и здоровья животных, можно смело опираться на наш многолетний опыт.

— Это слова, не более. А факты, как говорится, где?

— Пожалуйста. В результате реализации в Ленинградской области проекта «Балтийское море» в восьми хозяйствах за три года (1997—2000) рост надоев составил 25,8%. При этом 99,8% молока, поставлявшегося на молкомбинат «Петмол», было высшего сорта. На Западе уровень рентабельности в 2—3% считается приемлемым и достаточным для существования и развития фермерского хозяйства. У партнеров «ДеЛаваль» этот показатель в зависимости от методики расчета колеблется от 5—8% до 40%. Наша задача и заключается в выводе производства молока на рентабельность. Из года в год партнеры «ДеЛаваль» входят в группу лучших сельскохозяйственных предприятий России.

«ДеЛаваль» сотрудничает со всеми, кто заинтересован в прогрессивном ведении бизнеса и ориентирован на выпуск качественных молочных продуктов. Недавно трем российским предприятиям — производителям молочной продукции дан зеленый свет для выхода на европейский рынок. Вклад «ДеЛаваль» есть и в этом принципиальном достижении молочной отрасли. В «большом» молоке Лианозовского МК, кстати, тоже: сюда поступает молоко из хозяйств, оснащенных оборудованием нашей компании в рамках проекта «Молочные реки Подмосковья».

— Производство молока высокого качества — задача комплексная. И просто установкой даже самого современного оборудования ее не решишь.

— Это верно, ситуация в молочном бизнесе постоянно меняется. Но для работы в таких условиях «ДеЛаваль» располагает всеми необходимыми ресурсами. Мы можем предложить решения для производителей молока, использующих и привязную, и беспривязную системы содержания животных, а также мегафермы. Имеется у нас и опыт предоставления комплексных решений.

— Что значит «комплексное решение»?

— Это создание всего проекта под ключ; комплектация современным оборудованием, способным работать с повышенной нагрузкой, с большим поголовьем и с максимальной отдачей; обучение персонала, которому предстоит трудиться на современном предприятии; профессиональный консалтинг, рекомендующий наиболее эффективные ноу-хау, технологии и тонкости производства.

Лишь такой комплексный подход, связывающий воедино все эти важные направления, дает инвестору ожидаемый результат и выгоду от вложенных средств. Подобное пакетное решение есть только у нас, оно проверено российской практикой и гарантируется слаженностью организационной структуры компании (как в рамках международной группы «ДеЛаваль», так и его российского подразделения).

— Конечно, цифры впечатляют. Но для вывода на конкурентоспособный уровень всего животноводческого

хозяйства страны этого мало. Масштабы нужны!

— Масштабов хотите? Хорошо. На отечественный рынок «ДеЛаваль» пришла в 1993 году. За это время на молочно-товарные фермы компанией поставлено около 400 доильных установок, введено в эксплуатацию более 100 доильных залов и 200 мобильных кормосмесителей-кормораздатчиков «ДеЛаваль». На территории страны действует свыше 1 тыс. наших танков-охладителей, с помощью которых только в Южном федеральном округе ежедневно сберегается порядка 1,5 тыс. т молока. За прошедшие 11 лет более 1 тыс. отечественных животноводческих хозяйств стали нашими полноправными партнерами и успешно развивают свой бизнес. В 2003 году оборот «ДеЛаваль» на российском рынке составил почти 15 млн евро.

— А если говорить о конкретных проектах? Расскажите о последних, наиболее значимых, на ваш взгляд.

— В 2003 году мы начали пилотный проект по комплексному решению для крупных агропромышленных структур с ОАО «Красный Восток» в Татарстане. По своим масштабам этот проект крупнейший в Европе. Он рассчитан на возведение четырех мегаферм по 7,5 тыс. голов крупного рогатого скота в каждой (из них по 2,5 тыс. дойных коров) и еще двух животноводческих комплексов по 1 тыс. дойных коров в каждом. В настоящее время эксплуатируются уже три мегафермы, в четвертой завершается монтаж оборудования.

Крупные проекты реализуем также совместно с компаниями «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Юнимилк» и сотнями других фирм — от Калининграда до Благовещенска.

Успешное продвижение региональных программ по развитию молочного производства — итог эффективного использования административных и экономических ресурсов отрасли, внедрения современных подходов агроменеджмента, добросовестного труда коллектива предприятий.

Такие программы наращивают обороты в Тюменской, Рязанской и других областях. В этом году с участием представителей администраций на местах прошли научно-практические конференции по проблемам развития молочного животноводства в Нижегородской, Челябинской областях, Краснодарском и Алтайском краях.

Компания «ДеЛаваль» высоко оценивает потенциал отрасли и твердо стоит на позиции последовательного расширения направлений, технологической модернизации молочного производства во всех регионах России.

— А что нового в плане оборудования можно ожидать в ближайшем будущем?

— «ДеЛаваль» стала лидером на рынке доильного оборудования не только за счет обеспечения производителей молока различными решениями, системами и сервисом, но также благодаря разработке и внедрению ноу-хау в условиях конкретного рынка. Среди новых продуктов в ближайшее время будет представлен счетчик соматических клеток (DCC), который позволяет прямо на ферме, буквально за минуту, анализировать один из основных критериев оценки качества молока. Для российского рынка адаптируются проекты по организации производства козьего молока. В Центральной и Южной Европе такое решение пользуется популярностью. «ДеЛаваль» создала первый в мире робот-дояр (корректнее его называть VMS — «Система добровольного доения»). Работать по этой технологии начали всего пять лет назад, а сегодня ее используют уже более 700 предприятий во всем мире. Есть интерес к VMS и в России.

Вообще, хочу сказать, что в конце 2003 года мы составили прогнозы деятельности компании в России на следующий год. Но результаты трех кварталов 2004 года значительно опередили даже самые оптимистичные ожидания. Российское подразделение оказалось наиболее эффективным во всей корпорации.

— С чем, по вашему мнению, связаны такие успехи?

— Это результат кропотливого каждодневного труда всех сотрудников российского подразделения группы «ДеЛаваль».

— Давайте немного познакомимся с историей и структурой вашей корпорации. Насколько я знаю, все началось с какого-то открытия?

— Совершенно верно. В 1878 году Густав де Лаваль изобрел молочный сепаратор. Это произвело настоящую революцию во всем молочном производстве. Через пять лет он основал компанию AB Separator (ныне «ДеЛаваль»). 1883 год и считается годом рождения корпорации. Сегодня она входит в группу компаний Tetra Laval и работает в 115 странах. В ее структуре 20 производственных предприятий, 36 маркетинговых компаний, 29 коммерческих представительств.

— А как обстоит дело с научной частью? Все же производство молока — это такая отрасль, в которой взаимосвязаны животные, люди и оборудование. Она требует постоянного совершенствования, что невозможно без исследований и научных разработок.

— Для этого у компании «ДеЛаваль» есть четыре научно-исследовательских центра. Первый — ферма Хамра, находится в Швеции. Хамра не только основной экспериментальный и демонстрационный центр компании, но и полноценно действующая коммерческая ферма, где корова-рекордсменка дает почти 20 тыс. кг молока в год (в среднем по России данный показатель составляет примерно 3 тыс. кг в год). Центр технологии гигиены расположен в Канзас-Сити (США), центр разработки новых систем охлаждения молока — в Гронингене (Нидерланды). Наконец, крупный научно-исследовательский центр молочного животноводства с коммерческой фермой создан в Хомере (США).

— А какова цель пребывания «ДеЛаваль» в нашей стране?

— Повысить качество молока и, как следствие, молочных продуктов, улучшить условия содержания животных, укрепить здоровье поголовья, создать комфортные рабочие места для работников молочного производства — вот ряд задач, которые ставит перед собой «ДеЛаваль». Их решение позволит и нам, и нашим партнерам двигаться по пути прогресса и вести прибыльный бизнес.

— Звучит оптимистично. Какие у вас дальнейшие планы относительно России и СНГ?

— Если охарактеризовать их одним словом — долговременные. Мы и дальше собираемся использовать наши ноу-хау для поддержки производителей молока и молочной промышленности в целом. Россия, без сомнения, стоит в этих планах на первом месте среди остальных стран СНГ, и не только из-за огромной территории, но также по причине ее потенциала. Реальность такова, что сегодня перспективы развития молочного животноводства в России лучше, чем в других странах СНГ.

Справка «БОССа»

Николай Иванович Тимошенко родился 18 августа 1962 года. Имеет почти 13-летний опыт в области общего менеджмента, маркетинга, организации продаж в качестве руководителя предприятия, директора структурного подразделения международного концерна.

В концерне Tetra Laval (Швеция) работает более десяти лет. Начав в 1994 году свою карьеру коммерческим представителем Tetra Pak по Сибири и Дальнему Востоку, за два года выстроил систему взаимодействия с ключевыми партнерами по бизнесу, сформировал команду профессионалов регионального офиса Tetra Pak в Красноярске. В 1996 году стал директором по продажам компании Tetra Pak в России и Белоруссии. С 1 февраля 2004 года является президентом «ДеЛаваль» в регионе Россия, Украина, республики Центральной Азии.