«Отбеливание» вайнахской экономики


Хаджимурат АРСАМАКОВ, Владлен КРИВОШЕЕВ

Борьба с терроризмом в Чечне самым тесным образом связана с проблемой ee послевоенного обустройства. О способах возвращения республики к нормальной жизни много спорят, но смысл споров сводится в основном к финансовой стороне вопроса — к субсидиям и дотациям федерального центра. Между тем существуют и другие варианты.

Речь идет не столько о восстановлении прежнего, сколько о создании нового – высокотехнологичного и высокоэффективного хозяйства, способного поднять регион на иной уровень экономических отношений внутри России, связать его массой производственных и торговых контактов с другими российскими регионами, сформировать экспортный потенциал.

Программу восстановления хозяйства Чечни и развития Ингушетии следует разрабатывать и осуществлять как единую, что диктуется экономико-территориальной общностью: инфраструктурой, природными и трудовыми ресурсами. В некоторых своих положениях программа должна охватывать и сопряженные территории Дагестана с привлечением капитала дагестанских предпринимателей.

Работа

Первоочередная задача программы — создание рабочих мест на предприятиях, чья продукция и услуги потребуются для восстановления хозяйства Чечни и развития экономики Ингушетии. За «точку роста» деловой активности целесообразно принять отрасли, обеспеченные собственными природными ресурсами. В промышленности это строительная индустрия, обладающая одной очень важной для региона особенностью: ее предприятия могут быть привязаны к относительно небольшим населенным пунктам и входить в категорию среднего, а иногда и малого бизнеса. (Следует иметь в виду, что одно рабочее место в стройиндустрии способно обеспечить занятость примерно 20 человек в других отраслях: на транспорте, в торговле, техническом сервисе).

В сельском хозяйстве «точкой роста» может стать выращивание эфиромасличных культур и производство из них эфирных масел и экстрактов. Не все знают, что в регионе для этого существуют исключительно благоприятные природно-климатические условия: черноземы и устойчивая теплая погода на протяжении 270–280 дней в году. Экономический эффект в данном производстве многократно превышает эффект от выращивания пшеницы.

И в промышленности, и в сельском хозяйстве предложение найдет спрос. Трудовой ресурс республик сохранился, десятки тысяч чеченцев и ингушей работают сейчас на множестве стройплощадок практически по всей России. Если появится стимул вернуться домой в виде стабильной, престижной и хорошо оплачиваемой работы, проблем с трудовым обеспечением, скорее всего, не возникнет. Занятость едва ли не самый важный вопрос для нынешней Чечни (и до войны там была самая высокая в России безработица, сегодня же в ряде районов республики она доходит до 90—95%). Помимо социальной решается и другая ключевая проблема — обеспечение покупательной способности населения.

Деньги

Инвестиционная программа должна опираться в первую очередь на капиталы чеченских и ингушских предпринимателей, а также на привлеченные средства из различных фондов и кредиты коммерческих банков.

Особо подчеркиваем, что опора на капитал чеченских и ингушских предпринимателей возможна при условии предоставления им ряда льгот, создания особого инвестиционного климата. Восстановительные работы в Чечне с акцентом на частный капитал, принадлежащий чеченцам и ингушам, имеют ряд привлекательных сторон, среди которых ощутимое снижение бремени расходов федерального бюджета далеко не самая существенная.

Существеннее возможность на деле консолидировать население республики, снизить напряжение, вызываемое унижающим горцев чувством зависимости от федерального центра. Предприятия, возведенные на деньги чеченцев, дающие работу чеченцам, выпускающие продукцию, нужную чеченцам, будут заведомо лучше защищены от терактов, чем предприятия интернациональные. Немаловажно и то, что частный капитал в куда более высокой степени защищен от разворовывания, чем бюджетные средства.

Очередность

Первый этап — восстановление предприятий и создание новых, недостающих для образования комплекса, способного максимально обеспечить необходимыми материалами строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры. Чечня и Ингушетия располагают уникальными природными ресурсами для стройиндустрии, причем в количествах, достаточных не только для собственных нужд.

Поэтому экономически и политически целесообразно строить новые предприятия и восстанавливать прежние уже на базе современных высокопродуктивных технологий, позволяющих выпускать конкурентную на внешних рынках продукцию: кирпич, цемент, известь, плитку для полов, кислотоупорные плитку и трубы, глазурованную облицовочную плитку, санитарнно-техническую керамику, огнеупорные материалы, каменно-керамические трубы, фасадные облицовочные материалы, сухие смеси. Имеются в виду предприятия, производящие импортозамещающую и экспортную продукцию, с престижными рабочими местами — механизированными, автоматизированными, компьютеризованными, с высокой оплатой труда. Только такие рабочие места привлекут местное население, особенно чеченскую и ингушскую молодежь.

Переквалификацию, подготовку персонала для высоких технологий стройиндустрии, в том числе и ИТР, можно провести за счет поставщиков оборудования, в некоторых случаях за счет средств соответствующих международных фондов.

Почти 90% нерудных ископаемых находится в равнинной части региона, то есть в наиболее спокойной, что позволяет начать реализацию программы уже теперь, не дожидаясь завершения военных операций в предгорье и горах. Модернизацию и строительство новых предприятий целесообразно поручить единому генеральному подрядчику, который бы осуществил все этапы работы: предпроектное обследование, проектирование, строительство, поставку оборудования, монтаж, сдачу под ключ. Это разумно с точки зрения единой технической политики и контроля за целевым использованием предоставленных льгот. Однако данный пункт надлежит обсудить с инвесторами особо.

Транспортную составляющую стройиндустрии, скорее всего, следует воссоздать с учетом сложившейся транспортной схемы и на сугубо рыночной основе, приватизировав железнодорожные ветки, отдав на откуп частникам автотранспорт. Необходимо также широко применить лизинг транспортных средств.

Социальная инфраструктура

Объекты социальной инфраструктуры должны строиться либо по госзаказу, либо на деньги их будущих собственников, либо за счет средств, привлеченных общественными фондами.

Для решения острейшей задачи здравоохранения — восстановления на качественно новом уровне медицинского обслуживания населения лучшим вариантом является привлечение международных благотворительных фондов. Нужно, используя тактику адресных пожертвований, обратиться к властям конкретных городов в США, Японии, Германии, Франции (в этих странах хорошо развиты институты пожертвования и поддержки бедствующих) с просьбой обустроить в конкретно указанных чеченских населенных пунктах медицинские учреждения, которым будут присвоены имена городов-спонсоров.

Таким же образом можно мобилизовать средства и для общеобразовательной системы, учреждений культуры.

Подобная тактика пригодна и для России, если, начав общественное движение под лозунгом «Поможем Чечне вернуться к мирной созидательной жизни!», обращаться не к муниципальной власти, а к крупному предпринимательству, успешным предприятиям.

Переломить недоброжелательное отношение к Чечне как к источнику неспокойствия, сложившееся у большинства российского населения, так же трудно, как и вернуть ее, уже отторгнутую в общественном сознании, в состав России. Очевидно, что для реализации последнего предложения, будь оно одобрено, потребуется создание координационного органа, чего-то вроде министерства на общественных началах (возможно, ассоциация, пул, коллегия, генеральная дирекция), который помимо организаторской работы возьмет на себя и функцию согласования действий с федеральными ведомствами, местными властями, частным капиталом в России и за рубежом. Руководить таким органом должен, скорее всего, не политик, а представитель делового мира.

Авторы: Хаджимурат Идрисович Арсамаков — кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник ГНЦ ВНИИ геосистем Минприроды РФ и РАН, заместитель председателя координационного совета Ингушского общественного центра;

Владлен Михайлович Кривошеев — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН.

Статья подготовлена на основе аналитической записки в Администрацию президента РФ, составленной авторами.