Гостеприимное небо Жуковского


Леонтий БУКШТЕЙН

В этом году I Международный фестиваль пилотажных групп на аэродроме в Жуковском проходил под знаком 100-летних юбилеев двух наших выдающихся летчиков-испытателей: Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки. Их преемники еще раз показали, кому покоряется небо России. Помимо отечественных в небе Подмосковья выступили пилотажные группы из Италии и Франции. И, нужно сказать, выступили с блеском.

На фестивале присутствовало немало гостей, среди них руководители Москвы и Московской области, авиакосмической отрасли, крупные специалисты-авиастроители, ветераны оборонно-промышленного комплекса.

Один из почетных гостей — Геннадий Петрович Воронин, специалист в области разработки и производства радиоэлектронных систем управления, доктор экономических наук, 30 лет отдавший работе в «оборонке». В свое время он был заместителем министра судостроительной промышленности СССР, заместителем председателя Госкомитета РФ по оборонным отраслям промышленности (занимался ракетно-космической техникой и утилизацией оружия). Последние пять лет возглавлял Госстандарт России, а в 2002—2003 годах — Российский центр испытаний и сертификации «Ростест-Москва». Сегодня заслуженный машиностроитель России, лауреат Государственной премии СССР Воронин — президент Всероссийской организации качества и Академии проблем качества, член комиссии по присуждению международной премии имени Петра Великого и международной премии «Золотой штурвал».

— Что вас, ветерана, заботит сейчас больше всего? — обращаюсь я к Геннадию Петровичу.

— Мне часто вспоминаются слова философа Ивана Ильина: спасение России — в качестве. Это актуально и в наши дни, когда ставится задача быть конкурентоспособной страной. Ведь раньше производство самолета на 100% — от заклепки до двигателя — было госзаказом. А что мы имеем сегодня? Весь самолет, в комплексе, уже не является госзаказом. И на предприятиях самолетостроительной отрасли стали сокращать специалистов по государственной приемке. Я считаю, это неправильно. Система менеджмента качества — дело, конечно, хорошее. Но военпред — это, как говорится, отдельная песня. Они не мешают друг другу, они друг друга дополняют.

И по финансированию госзаказа в последние 12 лет было много обещаний. Но по старой недоброй традиции наше государство никогда своих обещаний не выполняет. Самое большее — на 5—6%. Что, естественно, отражается и на самолетостроении — гражданском и военном. В этих условиях очень важно сохранить в отрасли интеллектуальный и промышленный потенциал. Вот почему для меня и Международный авиационно-космический салон (МАКС), который проводится в Жуковском, и нынешний Фестиваль пилотажных групп — не просто зрелище, а еще и наглядная демонстрация наших возможностей, некое обещание будущего процветания отечественной авиации.

— Техника российских пилотажных групп сегодня выглядит очень убедительно: мощные тяжелые машины ведут себя в воздухе легко, словно птицы. Видно, что в них заложен огромный ресурс и двигателей, и авионики, и конструктивных решений…

— Все это так, но в последние годы у нас недостаточно запускается новых моделей. Мы продолжаем показывать модернизированную технику, созданную на основе хорошо известных брэндов, разработанных еще в советские времена. При этом несколько лет назад был продемонстрирован вертолет «Черная акула», а на вооружение он так и не поступил. Мы давно говорим о боевом самолете пятого поколения, но до сих пор показываем лишь отдельные образцы — серийные по-прежнему остаются в планах предприятий-производителей. Много сказано и написано о гражданском самолете Ту-204-300, и он демонстрируется на стоянке фестиваля. Однако в небе России этих машин практически нет, а нам нужны сотни таких самолетов. Хочется, чтобы хорошие разработки внедрялись как можно быстрее.

— Магомед Толбоев и его коллеги называют вас отцом и учителем…

— Это высокая оценка из уст таких профессионалов и мужественных людей, как они. Мы много общались на испытаниях, на технических советах. И со временем кроме служебных отношений возникли еще и дружеские. Это приятно. Но меня беспокоит тот факт, что известная в мире школа прохождения специалистов по всем ступенькам производства, особенно в авиационно-космической отрасли, в нашей стране практически сведена на нет. У нас есть грамотные спецы. Это люди новой формации. Но и им нужна школа, школа в ее старом понимании, основанная на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Тогда мы будем и дальше уверенно лидировать и на земле, и в небе.

Известный летчик-испытатель Магомед Омарович Толбоев в день открытия фестиваля был, что называется, нарасхват. Со свойственными ему терпением и тактом старался отвечать на вопросы десятков корреспондентов. Журнал «БОСС», пользуясь давним знакомством с летчиком, попросил его об эксклюзивном интервью.

— Магомед Омарович, на прошлогоднем МАКСе вы еще прихрамывали после катастрофы, а сегодня вполне работоспособны и даже, как говорят, планируете принять участие в выступлении пилотажной группы из Италии?

— Да, у меня все в порядке, спасибо. Буду летать на итальянском учебно-тренировочном самолете легкого класса в составе группы Frecce Tricolori ведущим второй четверки.

— На фестивале должен быть продемонстрирован Су-30-МКИ. Что это за машина? Судя по номеру, модификация уже известная?

— Не совсем. Это машина серьезно модернизированная, особенно по части бортового оборудования, компьютеры на ней стоят новые. Может работать по заданной летчиком программе. Машина боевая, сейчас она находится в процессе испытаний.

— Расскажите, пожалуйста, о российских, итальянских и французских пилотажных группах и их технике.

— Российские машины представлять нет необходимости: их знают во всем мире, и тем более здесь, на аэродроме в Жуковском. Наши коллеги из Франции и Италии выступают на машинах легкого класса, но все летчики — офицеры военно-воздушных сил, как и мы. Нельзя сказать, что мастерство участников или технический уровень машин очень уж различаются: компания в этом году подобралась примерно равная и по силам, и по технике. Но, правда, они немного завидуют мощи наших машин, а мы — маневренности их самолетов.

— Что для вас значат такие фестивали и авиасалоны?

— Возможность увидеть новые связи в авиастроительной отрасли, ведь сегодня создаются новые корпорации, возникают новые производственные связи. Здесь, в Жуковском, воочию убеждаешься, какого уровня способны достичь и техника, и мастерство пилотажных групп. За ними подтягиваются и все летчики России.

— Буквально накануне открытия фестиваля был опубликован список из почти тысячи наименований предприятий, фирм и организаций, играющих ключевую роль в укреплении обороноспособности нашей страны, повышении благосостояния граждан. В их числе немало предприятий самолетостроения, авиационных КБ, аэропортов.

— Все правильно. Авиакосмическая отрасль всегда была важна для России. Но сначала необходимо определить, что у нас за страна. Потом понять, что ей нужно для обеспечения безопасности. И раз уж стране требуются военно-космические силы, боевая авиация, то надо направлять на их развитие соответствующие силы и средства. По-другому продвигаться вперед не получится.

— Похоже, многие понимают это не хуже вас.

— А как же! Посмотрите, сколько у нас VIP-гостей: несколько тысяч человек в списке! Это говорит о том, что мы — в центре внимания и властных структур, и финансистов, и специалистов. Нужно приводить в действие все силы и использовать все возможности.

В заключение рассказа о Фестивале пилотажных групп — интервью с генеральным директором ОАО «Авиасалон» Игорем Константиновичем Новиковым.

— Со времени предыдущего МАКСа прошел год. Чем он был заполнен для вас?

— Подготовкой нынешнего фестиваля и очередного МАКСа, который состоится в 2005 году.

Фестиваль для нас — это праздник в небе и на земле. На сегодня десять пилотажных групп из разных стран заявили о желании участвовать в нем.

А вот МАКС — событие другого рода. Мы намерены сделать наши авиасалоны не только местом демонстрации лучшей в мире летной программы, но и бизнес-мероприятиями международного уровня для банкиров, страховых компаний, конструкторов и производителей летной техники. Всем известны авиакосмические выставки в Англии, Франции, Германии, Сингапуре, Чили и ОАЭ. Мы не станем их дублировать, у нас будет своя программа и свое предназначение. Мы позиционируем себя как связующее звено между Европой и Азией.

В прошлом году наши специалисты посещали все проводившиеся авиасалоны, устанавливали деловые контакты, изучали опыт зарубежных коллег. И обнаружили одну тенденцию, которая нам не очень понравилась: сокращение участия в выставках натурных образцов летной техники. Мы считаем, что на авиасалонах должна демонстрироваться летная техника, и у нас для этого есть все возможности. В том числе и поэтому интерес к авиасалону в Жуковском постоянно растет. Наш партнер «Рособоронэкспорт» приглашает огромное число иностранных гостей. Например, израильтяне подтвердили решение открыть собственный павильон (раньше у них на МАКСе были представлены лишь отдельные предприятия), Германия увеличит площадь своего павильона, большой интерес к МАКСу проявили страны Северной и Южной Америки.

— А что будет меняться непосредственно здесь, в районе летного поля?

— Сразу после окончания Фестиваля пилотажных групп мы начинаем строительство новых шале, хотим возвести новый павильон. Все это мы делаем для того, чтобы вернуть в Россию настоящие летные праздники. И, естественно, содействовать развитию отечественной авиационно-космической отрасли.