Александр ДАНИЛИН: мы движемся в правильном направлении


Беседу вела Анастасия Саломеева

Из всех иностранных IT-компаний, работающих в нашей стране, самой известной, пожалуй, является Microsoft. И она, безусловно, не обошла своим вниманием сотрудничество с российскими государственными организациями. О том, какие проблемы в области информационных технологий стоят сегодня перед российскими государственными учреждениями, нашему корреспонденту рассказал менеджер Microsoft по работе с государственными и образовательными организациями Александр Данилин.

— Александр, оцените, пожалуйста, политику государства в развитии отечественной IT-индустрии.

— На мой взгляд, сейчас наше государство находится на стадии пересмотра своего отношения к развитию отечественной IT-индустрии. Меняется и политика в области внедрения IT в государственном секторе.

К этим вопросам начинают подходить более серьезно и комплексно. О чем говорит, в частности, тот факт, что Министерство информационных технологий и связи РФ планирует до конца этого года представить на рассмотрение правительства несколько важных концепций. Среди них концепции развития рынка информационных технологий РФ, использования информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и управления, региональной информатизации. Сейчас эти документы активно обсуждаются экспертным сообществом, и думаю, что в скором времени они будут приняты.

Однако в целом, по моему мнению ситуация далека от идеальной. Посмотрите, как наши ведомства, да и само государство подходят к реализации IT-проектов. В 80% случаев это либо решение срочных проблем, своеобразное тушение пожаров, либо просто закупка оборудования, причем без учета того, какие прикладные задачи оно должно выполнять. Очень редко к данному вопросу подходят комплексно.

— А какой же, на ваш взгляд, должна быть идеальная ситуация?

— В идеале государство должно четко определить свои приоритеты и стратегию их реализации. После этого формируется архитектура информационных технологий, которая послужит достижению поставленных целей. Затем становится ясно, какие тактические шаги необходимо сделать, для того чтобы воплотить эту архитектуру на практике.

Безусловно, проблемы, с которыми сегодня сталкивается государство и его ведомства, занимаясь информатизацией, чрезвычайно сложны, часто они значительно сложнее тех, что стоят перед коммерческими организациями. Причем это характерно не только для России, но и для других стран. Например, Министерство обороны США использует более 28 тыс. различных информационных систем — колоссальная цифра! Ясно, что таким хозяйством довольно трудно управлять. Американцы гораздо дальше нас продвинулись в вопросах разработки архитектуры информационных систем отдельных ведомств и «электронного правительства» в целом. И, судя по количеству и качеству опубликованных документов, они имеют достаточно ясное представление о том, какой должна быть концепция «электронного правительства» и «электронного» ведомства.

Тем не менее проблемы информационных технологий в государственных ведомствах проще не становятся.

Приведу в пример недавнее высказывание министра обороны США Дональда Рамсфельда: «Наличие в министерстве 673 различных не скоординированных систем финансового учета сделало невозможным найти следы транзакции на общую сумму в $2,3 млрд». Эти цифры показывают, насколько трудно управлять информатизацией во властных структурах. И задача особенно усложняется, когда мы переходим от уровня информатизации отдельной организации на межведомственный уровень, то есть к системам, реализующим принципы «электронного правительства».

— Возможно, нам нужны некие законодательные инициативы, чтобы урегулировать ситуацию в отрасли?

— Да. Сейчас активно обсуждается концепция развития правового регулирования в сфере информационных технологий. Уже есть черновой вариант этого документа, и мне он кажется весьма разумным.

Я не являюсь экспертом по юридическим вопросам, однако, на мой взгляд, нашей стране не хватает некоего законодательного акта, который был бы аналогом принятого в США Закона о реформировании использования информационных технологий в органах государственной власти (The Information Technology Management Reform Act). Такой документ позволил бы в более структурированном виде выделить в бюджетном процессе все федеральные IT-проекты, согласовал бы концепцию «электронного правительства» с теми проектами, которые реализуются отдельными ведомствами.

Необходимость принятия данного закона вызвана следующими обстоятельствами. Сейчас затраты государства на информационные технологии «съедают» существенную часть бюджета. Мировая статистика говорит о том, что в среднем государственные ведомства расходуют на IT примерно 6% своего общего бюджета, или около 50% капитальных затрат. Конечно, это, если считать по-честному, все прямые и косвенные затраты, связанные с IT. Сумма выходит огромная: достаточно представить 6% бюджета Российской Федерации, которые сейчас толком не учтены и не управляются. Вот почему нам нужен государственный акт, который регламентировал бы процесс и жизненный цикл управления информационными технологиями.

Есть еще одна проблема, тесно связанная с правовым регулированием. Эксперты Microsoft уже давно говорят о необходимости внесения изменений в бюджетную классификацию. Сегодня в государственном бюджете Российской Федерации нет отдельной статьи расходов на информационные технологии, правительство фактически не имеет возможности отслеживать эту, довольно большую, статью своих затрат.

— Как скоро, на ваш взгляд, в России может воплотиться концепция «электронного правительства»?

— Процесс создания «электронного правительства» займет достаточно продолжительное время, причем это касается не только России, но и западных стран. Кстати, в нашей стране уже есть довольно успешный опыт реализации определенных элементов данной концепции.

Что такое «электронное правительство»? Действия государственных органов, осуществляющиеся на основе информационных и телекоммуникационных технологий, а также с использованием Интернета. Задачи «электронного правительства» — оптимизация управления государством и повышение качества услуг, предоставляемых государством своим гражданам и хозяйствующим субъектам. Для этого необходима интеграция ведомственных информационных систем и создание интеграционной инфраструктуры.

Однако данный вопрос не может быть решен положительно до тех пор, пока не будет принят ряд федеральных законов, формализующих процедуры и бизнес-процессы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, права и обязанности должностных лиц. Среди них законы об административных регламентах и о стандартах государственных услуг. Сейчас эти законопроекты активно обсуждаются. Конечно, работа над ними займет какое-то время, но я думаю, что мы движемся в правильном направлении.

— А можно ли с помощью информационных технологий сделать более открытой для населения работу чиновников? Ведь без этого, наверное, также нельзя говорить о правильном развитии концепции «электронного правительства».

— Да, но сами IT-технологии не решают проблемы преодоления административных барьеров. Здесь важна политическая воля руководства.

Безусловно, наша компания предлагает технологии, которые повышают эффективность работы людей, делают ее более прозрачной, создают основу государственной инфраструктуры работы с информацией. Современное поколение программного обеспечения в рамках архитектуры Microsoft .NET предоставляет широкие возможности для создания информационных систем, способных к интеграции с другими системами на основе открытых стандартов.

— Я знаю, что Microsoft занимается еще и просветительской работой, в частности популяризацией среди чиновников информационных технологий. Насколько необходима она сегодня?

— На наш взгляд, такая деятельность имеет большое значение. И сегодня она необходима, как и раньше. Но время меняется — другими становятся и наши задачи. Еще несколько лет назад многим российским чиновникам принципы работы «электронного правительства» казались экзотикой, а сегодня они уже практически ни у кого не вызывают вопросов. Сейчас нужно популяризировать другие вещи, например идеологию создания архитектуры «электронного правительства», правила эффективного управления программами и проектами на федеральном уровне.

— Каково ваше мнение о ФЦП «Электронная Россия»?

— Очень хорошо, что эта программа принята. Microsoft вместе с партнерами активно участвует в ней. Однако ее реализация сталкивается с рядом проблем. Одна из них — финансирование, которое изначально было разнесено на достаточно большое количество проектов. На мой взгляд, подобный подход не отличается целостностью.

Не был решен и один из фундаментальных вопросов: что такое «Электронная Россия»? Программа, посвященная лишь «электронному правительству», или же она касается создания в России информационного общества в целом? Ведь в том и в другом случае проекты, входящие в программу, должны быть совершенно разными. Долгое время точно ответить на этот вопрос не удавалось, поскольку официальная концепция допускала разные толкования. Сейчас идет работа по совершенствованию «Электронной России», приданию ей более четких форм. И я думаю, результат окажется позитивным.

С моей точки зрения, важным моментом было то, что руководство Министерства экономического развития и торговли, курирующее ФЦП со стороны своего ведомства, отметило тесную связь принципов формирования «электронного правительства» с процессом административной реформы. Оно привлекло внимание экспертов к функциональным подходам описания деятельности государственных ведомств, то есть, по сути, государственным бизнес-процессам и регламентам. Это является основой создания более эффективных информационных систем.

— Microsoft занимает особое положение на российском рынке. И, скорее всего, у вашей компании накопился уникальный опыт сотрудничества с отечественными государственными учреждениями. Каковы основные особенности этой работы?

— Сегодня многие отечественные государственные учреждения располагают хорошей IT-инфраструктурой, имеют продуманный подход к информационным технологиям. Однако еще существуют организации, где больше внимания уделяется закупкам оборудования, а не тем прикладным системам и бизнес-процессам, которым это оборудование должно служить. И с такими организациями довольно сложно работать.

К сожалению, особенности финансирования государственных организаций также несколько мешают их сотрудничеству с IT-компаниями. Бюджетный цикл, принятый в госучреждениях, заставляет всех функционировать в довольно «рваном» режиме. Конечно, здесь много бумажной работы, больше времени приходится уделять и работе с заказчиком. Но в принципе наше сотрудничество с подобными организациями становится год от года все более продуктивным.