Василий СТАРЦЕВ: веник по прутику лучше не ломать


Беседу вела Татьяна Пудова

Минуло больше года с тех пор, как на референдуме, прошедшем в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), его жители проголосовали за введение местного самоуправления. Интересно, что Василию Старцеву, возглавляющему сейчас это муниципальное образование, идея самоуправления на уровне городов и улусов округа тогда вовсе не нравилась.

— Василий Васильевич, объясните, пожалуйста, свою позицию.

— Здесь требуется уточнение: я выступал не против введения местного самоуправления, но за дифференцированный подход центра к территориям, регионам. Осуществляемая реформа должна заложить прочную основу организации самоуправления на местах, а не руководствоваться общими, жесткими, безоговорочными указаниями. Потому что, только находясь непосредственно на местах, можно учесть все особенности: исторические, культурные, экономические.

— Вы решили ввести самоуправление на уровне района в целом. Нет ли здесь аналогии с памятной райкомовской системой?

— Ни в коей мере, тем более что я никогда в ней не работал. Дело в том, что в условиях Cевера, условиях действительно экстремальных во многих отношениях, выжить можно, только объединившись. По такому принципу мы и живем. Нерюнгринский район имеет две особенности. Первая — низкая плотность населения, вторая — район возник не стихийно, а в результате образования Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса. Поэтому все населенные пункты создавались как единый организм, а инфраструктура целого района формировалась с центром в городе Нерюнгри.

— То есть ваш район действует как единый организм?

— Поселок Чульман и город Нерюнгри заняты добычей угля, Серебряный Бор обеспечивает район электроэнергией, поселки Беркакит, Хани, Золотинка, Нагорный обслуживают автомобильную и железную дороги. Ни один из перечисленных населенных пунктов никогда не жил в условиях полной автономии. За почти 30-летнюю историю района были созданы единые системы образования, здраво-

охранения, жилищно-коммунального хозяйства, охраны правопорядка. Так о каком разделении может идти речь? Для чего искусственно организовывать в районе обособленные поселения? Ведь решением референдума у нас уже фактически введено местное самоуправление, а по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» мы сначала должны разделиться на самостоятельные муниципальные образования, а уж потом объединиться. Но зачем же тратить, терять то, что никогда не возвращается, — время? Разве нельзя прислушаться к мнениям регионов, с тем чтобы создавать, улучшая, а не заниматься постоянной реорганизацией?!

Я и сейчас придерживаюсь прежней точки зрения: сначала хорошо обдуманные законы, лишь затем — действия. А у нас пока получается, как в романе Оруэлла «1984» — «всем велено радоваться».

— Ваш район в условиях самоуправления живет уже больше года. Насколько жизнеспособной оказалась новая модель?

— Экономика работает, для развития угольной промышленности в регион пришли инвесторы. Причем их цель не только добыть уголь, но и получить кокс. Проявляется интерес к железорудным месторождениям, а это уже очень важно экономически.

— Как же реформа местного самоуправления в конечном счете может отразиться на муниципальном образовании «Нерюнгринский район»?

— Если проводить реформу в том виде, в каком ее пытаются сейчас навязать, результат может оказаться плачевным. Деление на самостоятельные муниципальные образования будет достаточно проблематичным. Появится дополнительный административно-управленческий аппарат с традиционными «рассмотреть», «согласовать», «запретить» и т. д. Но самое главное, за этой реорганизацией последует неравномерное бюджетное обеспечение.

А время неумолимо. Вспомним народную мудрость: «Веник по прутику ломается».

— Что, на ваш взгляд, следует предпринять в подобных условиях?

— Необходимо учитывать фактическое положение дел в регионах, тогда результат может быть положительным. Другими словами, нужно дать возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно решать вопрос об уровне местного самоуправления, принимая во внимание особенности региона. А централизованные жесткие установки и соответственно их неполное понимание на местах вызовут обратный эффект.