Сколько стоит безопасность


Виталий МАРЕЧЕНКОВ

Парадокс: расходы на правоохранительную деятельность в нашей стране увеличиваются, а количество правонарушений растет.

В федеральном бюджете России текущего года на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства выделено 310,1 млрд руб., то есть на 25% больше, чем в предыдущем году. Много это или мало? В развитых западных странах на столь важные цели идут куда более значительные средства. Однако применительно к нашему скромному бюджету и такую сумму можно считать достаточно серьезной.

Очевидно, что, добавляя проценты на одну из статей бюджета, те же самые проценты отщипнут от каких-то других статей. А значит, меньше денег останется на социальные нужды, сельское хозяйство, науку, культуру и т. д. Но в условиях высокого уровня преступности, как организованной, так и не очень, при постоянной угрозе терроризма здравомыслящие граждане прекрасно понимают, что увеличение расходов на правоохранительную деятельность вполне логично и оправданно.

Аналогичные статьи предусмотрены и в региональных бюджетах. И они, как правило, также ежегодно увеличиваются. Недавние взрывы, в частности в Воронеже, наглядно показали, что от угрозы терроризма не застрахован никто.

Есть и иные источники финансирования правоохранительной деятельности. На Кубани, например, по инициативе губернатора Краснодарского края Александра Ткачева создан специальный фонд «Антитеррор», который будет аккумулировать добровольные пожертвования на обеспечение безопасности жителей края.

Другой вопрос, все ли средства, направляемые федеральными властями и регионами на данные цели, расходуются по назначению. Ведь так уж повелось на Руси, что порой государственные чиновники просто не могут спокойно глядеть на казенные деньги, проплывающие мимо рук. Понятно, что суммы, «изъятые» махинаторами, перестают иметь какое-либо отношение к охране безопасности.

Следующий аспект темы — как расходуются деньги, которые официально доходят до правоохранительных органов. Нередко можно наблюдать, как на пресс-конференции в том или ином российском городе, отвечая на вопросы журналистов, некий высокий государев человек, допустим генерал МВД, с видом непримиримого борца с преступностью говорит, что, дескать, суммы, выделенные на правоохранительную деятельность, нами успешно освоены. Вот только «освоить» их можно по-разному. Организовать антитеррористические учения, провести мероприятия по профилактике преступности или поощрить наиболее добросовестных работников. Как, например, в Перми, где учредили премирование сотрудников автоинспекции за оперативное задер-жание угнанной машины с преступником (5 тыс. руб.) и за нахождение угнанного автомобиля (1 тыс. руб.).

А можно поступить по-другому. Построить роскошный дом отдыха для высших офицеров МВД с многочисленным штатом симпатичных и сговорчивых горничных, с саунами, массажными кабинетами и пр. Или, скажем, увеличить штат сотрудников регионального МВД, но не за счет опытных оперов, следователей, а за счет — в лучшем случае — бездельников. То есть, создать, как говорили раньше, синекуру.

Есть ли выход из сложившегося положения? Есть. И рецепты давно известны: жестко контролировать использование выделяемых средств, пресекать коррупцию на всех уровнях, изучать собственный и мировой опыт борьбы с криминалом. А также готовить законодательную базу для эффективной работы государственных структур, отвечающих за охрану жизни и прав граждан.

Что-то, конечно, в данном направлении сейчас делается. Идет законодательная работа, объявлена война коррупции. Но все же, видимо, этого мало, если в стране творится то, что творится.